Четвероногий транспорт: какие животные помогали человечеству осваивать нашу планету

Четвероногий транспорт: какие животные помогали человечеству осваивать нашу планету Четвероногий транспорт: какие животные помогали человечеству осваивать нашу планету
Лесорубы. Фото: https://amkodor-onego.ru/author/admin/page/3/

Лесорубы. Фото: https://amkodor-onego.ru/author/admin/page/3/

Если возникала хоть какая-нибудь альтернатива, человек всегда избегал передвигаться на своих двоих. Да и поклажу тащить самому не считал нужным, если можно погрузить ее на что-нибудь самодвижущееся и к тому же более сильное. Задолго до того, как появились поезда, автомобили и авиация, люди использовали для перевозок животных. Именно они помогали первопроходцам осваивать новые земли, а порой буквально вытаскивали отчаянных искателей приключений с того света. И как минимум заслужили человеческую благодарность.

Лошадь для путешествий

Это самый известный и часто встречающийся в истории верховой транспорт — не зря даже моторы автомобилей стали измерять именно в лошадиных силах. И хотя кони служили для сухопутных переездов, участвовали они и в далеких морских плаваниях — предусмотрительные исследователи не собирались мыкаться пешком, открыв новые земли.

Именно лошадь спасла в XVI веке отряд Эрнана Кортеса, добравшийся до Мексики, от беспощадного истребления индейцами. Последних можно понять — они защищали свою землю. Числом конкистадоры в несколько раз уступали местным жителям, и вряд ли им бы помогли имевшиеся в распоряжении несколько пушек — слишком велик был перевес. Но помимо огнестрельного оружия, Кортес привез с собой 16 лошадей. И, как свидетельствовал участник похода Бернальд Диас, подробно описывавший все события день за днем, те не только сыграли заметную роль в освоении новых территорий, но и спасли жизнь первопроходцам.

Эрнан Кортес, верхом на коне, принимает дары от касиков (вождей, правителей). Фото: https://ru.wikipedia.org

Эрнан Кортес, верхом на коне, принимает дары от касиков (вождей, правителей). Фото: https://ru.wikipedia.org

«Никогда еще индейцы не видели лошадей, и показалось им, что конь и всадник — одно существо, могучее и беспощадное», — рассказывал о первом же серьезном столкновении Диас. Перепуганные местные жители убежали, побросав оружие, да и в дальнейшем копытное преимущество изрядно облегчило задачу Кортеса. Правда, индейцы все же были не дураки и постепенно разобрались в ситуации. Когда в одном из боев под всадником погибла лошадь, они стремились захватить в плен не попавшего в окружение испанца, а именно труп его коня. А потом возили его по окрестным племенам в качестве демонстрации — доказывали, что существо из плоти и крови, к сверхъестественным не относится.

Со временем индейцы даже приручили потомков одичавших лошадей, по той или иной причине утерянных испанцами, и уже сами с удовольствием ездили на «индейских пони». Эти лошадки были небольшими, но очень крепкими и выносливыми. Что любопытно, из тех же мустангов, в которых со временем выродились некогда боевые кони конкистадоров, ковбои получили транспорт с совершенно иными характеристиками. Они вывели чрезвычайно быстроходного спринтера, способного пробежать четверть мили, то есть около 400 м, со скоростью 70 км/ч. Собственно, породу так и назвали — «четверть мили».

Жеребец "четверть мили" Сэр Арчи. Фото: https://ru.wikipedia.org

Жеребец "четверть мили" Сэр Арчи. Фото: https://ru.wikipedia.org

Для путешествий по горам нужны уже совершенно другие лошади. В 1899 году ИРГО командировало в Кубанскую область исследователя Николая Буша, он должен был изучать там ледники и флору. По результатам экспедиции ученый отдельно указывал, что приобретать коней для поездок такого рода нужно непременно карачаевской породы, причем брать их на месте.

«Лошади, купленные мною, тоже оказались, за исключением одной, на которой ездил я, малопригодными для путешествия в горах. Все они в первый раз с нами увидели горы; одна уже через три недели стала, а другие две — недель через пять. Всех этих трех пришлось поэтому задолго до окончания путешествия продать за бесценок в Лабинской. Поэтому нельзя не посоветовать будущим экспедициям нанимать проводников и покупать лошадей в Карачае, а не в Майкопском отделе».

Николай Буш «Описание и главнейшие результаты третьего путешествия по Северо-Западному Кавказу в 1899 году»

В большинстве знаменитых экспедиций так или иначе использовался конный транспорт. Так, в январе 1871 года Николай Пржевальский вместе со спутником Михаилом Пыльцовым прибыл в Пекин. Они добрались туда из Калгана (ныне Чжанцзякоу) за четверо суток, преодолев за этот срок 224 км верхом.

Отдельно упоминает коней и Юрий Рерих в своей книге «По тропам Срединной Азии», где подробно описывает знаменитую Центральноазиатскую экспедицию под руководством своего отца: «Кроме того, мы решили обзавестись собственными верховыми лошадьми, чтобы не зависеть от местного транспорта, на который не всегда можно положиться. В Шринагаре есть хороший рынок, где можно купить прекрасных лошадей яркендской или бадахшанской породы, славящихся по всей Центральной Азии и незаменимых во время длительных путешествий. В горных условиях хороши шринагарские пони, но они, как правило, отличаются строптивым нравом и плохо управляются. С помощью Недоу, хозяина местного отеля, мы купили шесть скакунов, с которыми и прошли от Кашмира до границ Алтая».

Юрий Рерих в Центральноазиатской экспедиции, 1927 год. Фото: https://ru.wikipedia.org

Юрий Рерих в Центральноазиатской экспедиции, 1927 год. Фото: https://ru.wikipedia.org

Если лошадь не справляется

В 1911 году экспедиция Руаля Амундсена достигла Южного полюса. Туда же вскоре пришла и другая, под руководством сэра Роберта Скотта. Британцы отстали от норвежцев на 33 дня, а домой и вовсе не вернулись, погибнув на обратном пути. И одной из причин этого, по-видимому, стал неверный выбор транспорта или недостаточно грамотный уход за ним. Как писал Стефан Цвейг в своей новелле «Борьба за Южный полюс», «от состояния копыт одной лошади зависит, быть может, слава...» И не только слава, но и сама жизнь.

Экспедиция Скотта сделала ставку на крепких сибирских лошадок, но в жестоких антарктических условиях они оказались не так надежны, как эскимосские лайки, с которыми отправился в путь Амундсен. Казалось бы, маньчжурские лошади, которых также называли сибирскими пони, вполне приспособлены к полярным условиям, умеют переносить низкие температуры, привычны к глубокому снегу, которым при случае могут напиться, не требуя воды, да и в целом неприхотливы и выносливы. Однако, судя по «Дневнику полярного капитана», который вел в экспедиции Роберт Скотт, система почему-то дала сбой — лошади довольно быстро стали слабеть, превращаясь, по выражению самого руководителя экспедиции, «в негодных кляч», и в качестве тягловой силы пришлось использовать людей, медленно, но верно изнуряя их.

Сибирские лошадки экспедиции Скотта и эскимосские лайки Амундсена. Фото: https://ru.wikipedia.org

Сибирские лошадки экспедиции Скотта и эскимосские лайки Амундсена. Фото: https://ru.wikipedia.org

Биологи Владимир Колмаков, Олеся Махмутова и Клим Петров подробно проанализировали записи Скотта и пришли к неожиданному выводу: проблема крылась в неправильно подобранном рационе лошадей. Нет, их не морили голодом — сэр Скотт не поскупился на качественные корма, взяв в Антарктиду 45 тонн прессованного сена, 4 тонны овса, 6 тонн жмыха и 5 тонн отрубей, чего было вполне достаточно для 19 лошадок. Беда была в том, что они надеялись на традиционный корм. Лошадям же, чтобы успешно выполнять свои задачи в полярных условиях, нужна была несколько иная еда.

Как показали научные исследования, чтобы переносить экстремальные полярные условия, животные должны в течение нескольких месяцев питаться так называемым криокормом — местной закаленной холодом травой. Мало того, им необходимо тебеневать, то есть пастись, разгребая снег копытами. Тебеневочные корма, которые лошади могут найти на заснеженных пастбищах, в два раза богаче жирами, чем остальные. Наконец, в качестве «десерта» животным необходимы осоки, а также пестрый и камышковый хвощи, остающиеся зелеными даже в зимний период, — в этих растениях достаточно мало клетчатки, зато много жира и белка. Именно специфическое питание помогает полярным лошадям успешно восстанавливать силы и поддерживать необходимую на экстремальном холоде упитанность.

Так и вышло, что верные копытные, на которых участники антарктической экспедиции возлагали немалые надежды, их подвели — не по своей вине. Прокормить лаек было куда проще, тем более что Амундсен особой сентиментальностью не отличался и при необходимости давал ездовым собакам мясо более слабых сородичей, которых мог и забить, если считал, что они не выдерживают нагрузок.

Собак активно использовали и другие полярники. В частности, собачьи упряжки были у Георгия Седова, мечтавшего добраться до Северного полюса. Один из псов даже спас жизнь штурману Николаю Сахарову. Вместе с доктором Павлом Кушаковым тот во время дрейфа «Святого Фоки» отправился на разведку. На обратном пути люди заблудились, и Сахаров отморозил руки. Когда удалось сориентироваться, передвигался он уже с трудом. Кушаков ушел вперед, а пес Штурка остался со штурманом, не давая тому впасть в забытье.

Проводы группы Седова членами экспедиции. Упряжки готовые к походу у борта "Св. Фоки". Фото: https://ru.wikipedia.org

Проводы группы Седова членами экспедиции. Упряжки готовые к походу у борта "Св. Фоки". Фото: https://ru.wikipedia.org

Стоило Сахарову потерять сознание, как собака садилась рядом, начинала теребить человека, лаять, вылизывать. Штурман поднимался, шел дальше, верный Штурка оставался рядом. Через какое-то время человек уставал, снова терял сознание, и все начиналось по новой. Когда до корабля осталось около 2 км, собака помчалась к нему в надежде привести помощь. Увы, команда не поняла, чего хочет пес, так как Сахарова считали погибшим. Штурка ринулся обратно и нашел штурмана уже замерзающим. Он вновь принялся лизать его, лаять, пытаться тащить вперед, уцепившись за одежду. Пес сумел привести человека в сознание, и тот пополз по льду. Штурка не отходил от него, не позволяя сдаться. И Сахаров сумел-таки добраться до «Святого Фоки», где его ждало спасение.

Значит, не только лошадь?

Помимо собак, путешественникам помогали и другие животные, например верблюд. Там, где любое другое четвероногое погибнет от солнца и обезвоживания, величественный «корабль пустыни» чувствует себя вполне комфортно. Глаза верблюдов защищены от песчаных бурь прозрачным третьим веком и ресницами, которым может позавидовать любая красавица. Ноздри во время той же бури животное умеет полностью закрывать. Густая шерсть ушей не дает им забиться песком, а мозоли на ступнях и суставах ног защищают от ожогов, когда верблюд стоит или лежит.

Кстати, горб, вопреки расхожему мнению, нужен вовсе не для хранения воды. В нем содержится жир, защищающий спину зверя от солнца и способствующий эффективному теплообмену. Ходить по песку — достаточно утомительное занятие. Но не для верблюда, широкие ступни которого обеспечивают ему устойчивость на этой рыхлой поверхности. В прежние времена примкнуть к каравану было единственным способом пересечь пустыню. Именно так поступил Ибн Баттута, в 21 год в одиночку отправившийся в путешествие на осле. Но до Северной Африки он добрался уже вместе с караваном паломников. С караванами он путешествовал по Персии и Ираку, откуда его путь лежал дальше, в сторону Азербайджана.

В наши дни вроде бы такого рода путешествия потеряли свою актуальность, а верблюдов чаще используют, чтобы покатать туристов. Но в январе этого года российско-арабская команда во главе с Федором Конюховым отправилась в экспедицию «Через семь эмиратов» именно на этом виде транспорта. За две недели участники путешествия, организованного при поддержке Русского географического общества, Генерального консульства Российской Федерации в Дубае и Северных эмиратах и Департамента по развитию туризма эмирата Рас-эль-Хайма, прошли по территориям эмиратов Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Рас-эль-Хайма, Аджман, Фуджейра и Умм-Аль-Кувейн, покрыв 560 км пути.

Фёдор Конюхов. Фото: Глеб Осипов
Фёдор Конюхов. Фото: Глеб Осипов
Караван в пути. Фото: Глеб Осипов
Караван в пути. Фото: Глеб Осипов
Ибн Батутта на верблюде. Фото: https://ru.wikipedia.org
Ибн Батутта на верблюде. Фото: https://ru.wikipedia.org
/

И это далеко не первый караванный опыт знаменитого путешественника. В 2002 году Конюхов проехал 1050 км через Калмыкию, Астрахань, Дагестан, Ставропольский край и Волгоградскую область в ходе экспедиции «По следам Великого шелкового пути». В 2009 году пересек Монголию, а в 2011 году — Данакильскую пустыню в Эфиопии, где его караван преодолел за 40 дней 1200 км.

Что же касается марокканских берберов, многие из них и сейчас еще живут по старинке, неспешно путешествуя по пустыне на своих верблюдах. А по марокканским горам деревенские жители по-прежнему предпочитают ходить в компании нагруженных осликов, чтобы не тащить вещи на себе. Такую же картину можно изредка увидеть и в отдаленных греческих деревнях, например на Наксосе. По тибетскому бездорожью проще всего перевозить скарб на яках, прекрасно приспособленных к разреженному воздуху и низким температурам высокогорья.

А у нас на Алтае до сих пор есть места, куда просто невозможно добраться на колесном транспорте. До знаменитых озер — Шавлинских, Аккема, Дарашколя — придется либо идти на своих двоих, либо ехать традиционным способом, то есть на лошади. Здесь у каждого алтайского ребенка есть своя: местные мальчишки гоняют на них, как московские — на самокатах. И непохоже, что четвероногий транспорт когда-либо полностью выйдет из употребления, как бы шустро ни шагал вперед технический прогресс. Ведь с ним можно строить и личные отношения: подкармливать вкусняшками, гладить, радоваться приветственным тычкам мордой под локоть. И с такого рода удовольствием вряд ли сможет конкурировать автомобиль, даже самый быстрый и проходимый.

Ольга Ладыгина

Читайте также:
Все
Лектории
07 февраля 2024
Однодворцы – лапотные дворяне
Обзорная лекция этнографа и фольклориста Натальи Скавытиной
Подробнее