head-bg-picture

Отвоевать у пучины "Персея": экспедиция Северного флота и РГО нашла легендарное судно

Отвоевать у пучины "Персея": экспедиция Северного флота и РГО нашла легендарное судно Отвоевать у пучины "Персея": экспедиция Северного флота и РГО нашла легендарное судно

В канун Дня Победы участники комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического флота "Помни войну" обнаружили на дне Баренцева моря останки первого отечественного научно-исследовательского судна. "Персей" за свою недолгую жизнь сделал удивительно много для изучения Арктики и погиб в ходе налёта фашистской авиации в первые недели Великой Отечественной войны.

В судьбе "Персея" отразилась драматическая история российской науки. Он стал символом самоотдачи наших учёных и героизма защитников Родины. Не удивительно, что его поиск стал одним из центральных сюжетов третьего сезона экспедиции "Помни войну".

В 2023 году поиски планируется провести впервые в акватории всех трёх морей российской Арктики, на которых в годы Великой Отечественной войны проходили боевые столкновения между Северным флотом и фашистским Кригсмарине.

Исследователи изучают акваторию арктических морей. Фото: пресс-служба Северного флота

Исследователи изучают акваторию арктических морей. Фото: пресс-служба Северного флота

Работа распланирована на 13 этапов. Ожидается, что в нынешнем сезоне в экспедиции примет участие рекордное количество кораблей и судов флота, а также гражданских организаций, поддерживающих проект.

Особенность этой экспедиции состоит в том, что параллельно выполняются учебно-боевые задачи Северного флота и собственно поисковая работа. Для военных моряков обнаружение исторических артефактов становится своего рода практическим экзаменом на профессионализм в реальных поисково-спасательных операциях.

Как сообщил нам руководитель экспедиции, начальник отдела гидрографической службы Северного флота, капитан первого ранга Алексей Корнис, в настоящее время проходит сразу несколько этапов  – "Кольский залив", "Ура-Ара", "Подходы к Кольскому заливу" и "Эйна". Последний – наиболее близок к завершению, в ходе него и были обнаружены останки "Персея".

Губа Эйна — залив на южном берегу полуострова Рыбачий (Мурманская область), являющийся северной частью Мотовского залива Баренцева моря. В начале 40-х годов ХХ века на полуострове разместился советский гарнизон. Залив Эйна стал активно использоваться для снабжения военной базы, а в начале Великой Отечественной, после того, как гитлеровцы отрезали перешеек, соединяющий Рыбачий с большой землёй, губа Эйна оказалась единственным морским путём, соединившим Мурманскую область и соединения Красной Армии на полуострове.

Одним из судов, поставлявших нашим военным продовольствие и медикаменты, стал наш "Персей". Здесь он и погиб 10 (по другим данным 25) июля 1941 года. Но даже после гибели судно продолжало помогать в борьбе с гитлеровцами. Часть его останков превратилась в основание для причала, где разгружали всё новые грузы, приходившие из Мурманска.

"Персей" никогда не являлся военным кораблём. Названный в честь древнегреческого героя, победившего зловещую медузу Горгону, он был призван исследовать высокие широты.

В 2021 году отмечалось сто лет с момента организации Плавучего морского научного института. Плавморнин создали по декрету Ленина для изучения морей Северного Ледовитого океана и арктического побережья. Страна отчаянно нуждалась в ресурсах, найти их должны были учёные.

Через год после организации плавучего института ему передали недостроенную зверобойную шхуну. Её дооснастили за счёт "доноров": например, паровую машину и котел взяли с затонувшего буксира, рулевой механизм — со списанного миноносца, а динамо-машину — с броненосца "Чесма", участвовавшего ещё в русско-японской войне. Корпус  усилили ледовым поясом, а сама форма судна позволяла ему избежать сдавливания льдами – наподобие знаменитого нансеновского "Фрама" и старинных поморских кочей.

Для работы учёных оборудовали семь лабораторий – две на корме и пять в носовой части корабля, большую часть научных приборов изготовили архангельские мастера по чертежам, взятым из книг. Запас питьевой воды позволял находиться в рейсе до 15 – 17 суток, а угля до 30 – 32 суток. Экипаж состоял из 24 человек, научная группа – из 16-ти.

Первый рейс начался 19 августа 1923 года. Экспедицию возглавил директор Плавморнина Иван Месяцев. Так началась история первого отечественного научно-исследовательского судна "Персей".

1 февраля 1923 года на его гафеле появился собственный флаг — знаменитый синий вымпел с изображением семи звёзд созвездия Персея, ставший впоследствии эмблемой Полярного научно-исследовательского институт морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича.

За следующие 16 лет "Персей" совершил 84 научные экспедиции, проделал путь в 100 тысяч морских миль, пробыв в море в общей сложности почти шесть лет. Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля – вот привычные направления маршрутов "Персея". В 1928 году судно участвовало в операции по спасению экспедиции Умберто Нобиле, чей дирижабль потерпел катастрофу во время возвращения с Северного полюса. "Персей" обеспечивал наши суда радиосвязью.

В 1932 году "Персей" вместе с ещё одним научно-исследовательским судном "Николай Книпович" изучал район мыс Нордкап — остров Медвежий — мыс Южный на Шпицбергене. Тогда СССР оказался единственной страной, выполнившей все взятые на себя обязательства в рамках Второго международного полярного года. Но куда важнее, что экспедиции на "Персее" 1920 – 30-х годов в принципе заложили основу научных знаний человечества о Баренцовом море.

"Персей" был не только плавсредством, но и великолепной школой для нескольких поколений советских учёных различных научных направлений – физики, биологии, химии, морской геологии, метеорологии. Образно говоря, на борт "Персея" поднимались студенты и аспиранты, а спускались с него профессора и будущие академики.

Фото из архива Всеволода Васнецова

Фото из архива Всеволода Васнецова

Нападение гитлеровской Германии на СССР скомкало все планы. Научную работу пришлось свернуть. "Персей" был мобилизован и стал рядовым морским трудягой. Шхуна, вооружённая всего одним пулемётом "Максим", оказалась безоружной перед штурмовиками люфтваффе, в начале войны захватившими господство в небе над Арктикой.

В результате одного из налётов фашистской авиации 10 июля 1941 года на "Персее" возник пожар. Вскоре судно затонуло, однако экипажу удалось спастись.

- К сожалению, подробностей самого налёта мы пока не нашли, - рассказывает Алексей Корнис. – Но, судя по всему, как я теперь понимаю, судно раскололось на две части, одна из которых затонула, а вторая оказалась на осушке, став впоследствии своеобразным причалом для перебрасываемых на полуостров Рыбачий грузов. Затонувшая часть после войны была обследована водолазами Северного флота, они и вынесли вердикт: судно уже не восстановить. О том, что это когда-то был "Персей" с тех пор на картах обезличенно напоминал только значок "Затонувшее судно с частями над водой".

Фото предоставлено участниками экспедиции

Фото предоставлено участниками экспедиции

Руководитель экспедиции говорит, что в 2010 году эти самые части над водой уже никто не видел. А с учётом того, что в конце прошлого столетия большое число находящихся на осушке и на небольших глубинах судов было распилено так называемыми "металлистами" и "чёрными поисковиками", моряки, подготовившие в гидрографическую службу Северного флота навигационное донесение, предложили снять с карт затонувшее судно. Что и было сделано. Возможно, благодаря этому, как считает Алексей Корнис, остатки "Персея" и сохранились до наших дней.

- После выполнения в этом году съёмки рельефа дна и обнаружения в архивных материалах координат затонувшего судна картина сложилась - "Персей" был найден, - говорит руководитель экспедиции. И добавляет: -  Опять найден.

Два слова о технологии поиска. Для такой работы используются, как правило, гидроакустические средства, позволяющие "сканировать" дно с высокой разрешающей способностью: гидролокаторы и многолучевые эхолоты. Галс за галсом, обязательно с перекрышем полосы обзора, чтобы ни в коем случае не пропустить любой объект, представляющий опасность для мореплавателя.

- Работа немного однообразная, но в момент обнаружения затонувшего судна всегда очень эмоциональная, - признаётся Алексей Корнис.

Во время войны наиболее ценное оборудование с судна было снято, тем более что глубины это позволяли. В 60-х годах его обследовали любители подводного плавания, обнаружившие штурвал. Он передан в дар историко-морскому клубу "Персей", созданному при Красногорской гимназии № 7.

–  Есть ли там что-либо ещё, имеющее историческую ценность? –  продолжает Алексей Корнис. –  Думаю, что нет. Та часть, которая стала волею судеб причалом, почти не сохранилась. Это очень контрастно видно на фоне послевоенных фотографий. Судя по гидролокационному изображению оставшейся подводной части, она тоже сильно разрушена. Наверняка и время оставило там свой след. О подъёме на поверхность не может быть и речи. Но в любом случае, нынешним летом мы дообследуем останки судна, такая задача поставлена командованием флота.

А в День памяти и скорби 22 июня представители Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии планируют установить памятник "Персею" в районе губы Эйна.

Начальник отдела гидрографии Северного флота Алексей Корнис. Фото: Виталий Новиков

Начальник отдела гидрографии Северного флота Алексей Корнис. Фото: Виталий Новиков

Обнаружение "Персея" – не единственный результат нового сезона экспедиции. Исследователи, изучив документы Российского государственного архива Военно-Морского флота установили, что в заливе Эйна в годы Великой Отечественной войны погибло несколько вспомогательных судов Северного флота. Часть после войны подняли, в ряде случаев, подъём был признан нецелесообразным, а другие и вовсе не были обнаружены. Их поиск и было решено осуществить в 2023 году.

Воды Баренцева моря хранят немало следов былой войны. Исследователи, к примеру, уже уточнили координаты сторожевого корабля "Штиль", провели уникальную операцию по подъёму самолёта "Аэрокобра" с глубины более 100 метров, обнаружили останки предположительно парусника "Весна" и мотобота "ПМБ – 67", также потопленных фашистской авиацией. Их также обследуют в летний период.

- В этом году наряду с проведением учения гидрографы выполнили и съёмку рельефа дна губы Эйна в интересах картосоставления, - говорит Алексей Корнис. – Это не менее важная часть нашей работы. Мы стараемся делать так, чтобы результаты поиска были максимально эффективно использованы в дальнейшем, современные технологии это позволяют.

Марина Круглякова

Айвар Валеев

 

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Видеогалерея
08 декабря 2023
6.12.23. Ю. Пепина и др. Борис Вилькицкий. Северный морской путь
Подробнее
06 декабря 2023, 18:30
Борис Вилькицкий. Северный морской путь
Показ фильма о Борисе Вилькицком
Подробнее
09 мая 2023
Отнять у пучины "Персея": экспедиция Северного флота и РГО нашла судно-легенду
Подробнее
26 июля 2022
Эковолонтёры едут на Таймыр, чтобы благоустроить места памяти воинов-североморцев
Проект "Наша Арктика. Наследие" реализуется при поддержке РГО
Подробнее
01 декабря 2021
Подведены итоги Комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества "Помни войну"

Исследования проводились в акватории Баренцева и Карского морей, к проведению поиска привлекались 12 кораблей и судов Северного флота, общее число задействованного личного состава и гражданского персонала (без учёта памятных и научных мероприятий) превысило 200 человек.

Подробнее
11 октября 2021
Несколько затонувших в годы войны кораблей найдены на дне Баренцева моря
Подробнее
17 сентября 2021
Первые находки экспедиции Северного флота и РГО "Помни войну" в Арктике

Несколько подводных объектов обнаружило в ходе комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества "Помни войну" гидрографическое судно "Ромуальд Муклевич". Исследования проводились в акватории Баренцева и Карского морей у континентального побережья и острова Северный архипелага Новая Земля. Работы на маршрутах северных конвоев в годы Великой Отечественной войны продолжались течение 52 дней.

Подробнее
13 июля 2021
Фёдор Конюхов будет слушать дыхание Земли на Северном полюсе
Подробнее
Показать еще Загрузка