На поклон к великанше: в Бузулукском бору открыли экотропу к самой большой сосне степной Евразии

Прохождение по экотропе. Фото Дмитрия Грудинина
Прохождение по экотропе. Фото: Дмитрий Грудинин

В Оренбургской области 17 июля прошли торжественные мероприятия в честь 15-летия национального парка "Бузулукский бор". Юбилей парка совпал с открытием экологической тропы к одной из самых больших сосен Евразии — сосне-великанше.

Тропа является частью экопарка "Царь-бор" — пространства для экологического туризма и отдыха для посетителей всех возрастов. Открыли экопарк вице-губернатор Оренбургской области по социальной политике Татьяна Савинова, директор нацпарка Андрей Латыпов, депутат Законодательного собрания Оренбургской области Сергей Аверкиев, Вице-президент РГО академик РАН Александр Чибилёв, который более 30 лет возглавляет работы по возвращению Бузулукского бора в число федеральных ООПТ России.

— Сегодня мы собрались с вами на поклон к одной из самых больших сосен Евразии. Можете себе представить, что 200–250 лет назад в бору произрастали десятки тысяч таких сосен и, безусловно, крупнее — образуя могучий сказочный лес. Могу с определённостью сказать, что подобный лес, созданный самой природой, человек повторить не может! Все старовозрастные сосны Бузулукского бора в 60–70-х годах прошлого столетия были объявлены "вне закона". Существовали лозунги в министерстве лесного хозяйства "Лес растёт, чтобы его рубить!", "Старое дерево — из леса вон!", — сказал Александр Чибилёв.

История сохранения Бузулукского бора уходит в глубину веков. Первое упоминание о боре в научной литературе в 1759 году принадлежит первому исследователю Оренбургского края Петру Рычкову. 207 лет назад (в 1815 году) бор получил статус "казённой лесной дачи". Это, конечно, не заповедник в современном понимании, но ранг не ниже национального парка.

Последнее столетие судьба Бузулукского бора тесно связана с Русским географическим обществом. В 1917 году на заседании Императорского РГО в Санкт-Петербурге Вениамин Семёнов-Тян-Шанский включил бор в число первых 46 российских заповедников, которые должны стать национальными парками. И действительно, с 1932 по 1948 год на части бора существовал государственный заповедник.

22222.jpg

Сосна-великанша. Фото: Павел Вельмовский
Сосна-великанша. Фото: Павел Вельмовский

Сосну-великаншу сохранил бывший сотрудник заповедника "Бузулукский бор", а позднее — сотрудник отдела охраны леса Управления лесами "Бузулукский бор", действительный член РГО Ярослав Даркшевич. В 1916 году сосна стала первым государственным памятником природы Оренбургской области. Вопрос о создании национального парка "Бузулукский бор" был впервые поставлен на заседании Учёного совета Оренбургского отдела Географического общества, с подачи которого уже в 1973 году Научно-технический совет по охране природы при Оренбургском облисполкоме принял решение о запрете разработки нефтяных месторождений в бору.

bor1.jpg

У могилы бывшего сотрудника заповедника "Бузулукский бор" Ярослава Даркшевича
У могилы бывшего сотрудника заповедника "Бузулукский бор" Ярослава Даркшевича. Фото: Дмитрий Грудинин

Таким образом, Русское географическое общество уже более 100 лет стоит на охране Бузулукского бора. С 1997 года разработкой технико-экономического обоснования создания нацпарка занимался Институт степи УрО РАН. С 2005 года в бору работает научный стационар Института степи, в котором все желающие могут получить необходимую информацию о флоре, фауне и проблемах сохранения ландшафтов бора.

Уже в 2006 году проект создания нацпарка, подготовленный сотрудниками института в сотрудничестве с Боровой опытной станцией, успешно прошёл государственную экологическую экспертизу.

Как полагает член Оренбургского реготделения РГО профессор РАН Сергей Левыкин, открытие экологической тропы и экопарка произошло в год 15-летия создания национального парка. И это даёт ещё один повод отметить природоохранный статус уникального лесного массива. В следующем году географы решили отметить 110-летний юбилей со дня рождения Ярослава Даркшевича. Будет проведена конференция либо тематическая секция.

— Что касается непосредственно экотропы или экопарка, считаю, что наконец-то во многом лесохозяйственный массив начал становиться действительно классическим национальным парком, ориентированным на классический семейный отдых и туризм. Деньги потрачены с умом. Тропа создана качественно, с подгонкой стройматериалов, удобна для пешего туризма, и важно то, что она проходит по типичным ландшафтным участкам бора — от старовозрастных деревьев до заболоченных участков бора, — рассказал Сергей Левыкин.