В Историко-этнографическом парке "Земля предков", которым руководят члены Свердловского областного отделения РГО Наталья Бердюгина и Алексей Слепухин, состоялся I фестиваль "Наследие древних людей глазами современных творцов". Его посетили больше 100 человек, и каждый из них смог попробовать себя в роли художника-граффитиста и пополнить коллекцию "Лесной картинной галереи".
Что такое писанка
2020 год для Историко-этнографического парка "Земля предков" связан с искусством древних людей, проживавших в горно-таёжной зоне современного Среднего Урала. И прежде всего с наскальными рисунками. Эти замысловатые изображения находятся на многих скальниках рек: Тагил и Тура, Реж и Нейва, Уфа и Серга, Ирбит и Исеть (сюда же входят скалы Приисетья), Чусовая, озера Аять (хотя эти рисунки считаются в верховьях Режа) и Шитовское. Рисунки на скалах находят и в наше время. Пример тому изображения на скалах озера Аять, обнаруженные в 2004 году.
Рисунки на Урале принято называть писаницами. Писанка — рисуночек. Они и выглядят рисуночками, как по отдельности, так и в общих панно. Многие указанные реки сохраняют на своих берегах порой по два-три таких изображения, иногда совсем "нечитаемые", но бывают и в виде огромных панно.
Казалось бы, наивные на первый взгляд изображения, схожие с первыми детскими художествами, вряд ли кого могут заинтересовать. Однако многие серьёзные учёные уделяли им самое пристальное внимание. А Пётр I издал указ, согласно которому, были обследованы и сделаны первые прорисовки с Ирбитского Писаного камня ещё в 1702–1703 годах. Именно с этого и начинается период исследования всех наскальных рисунков на территории нашей страны.
И именно писаницы Среднего Урала стоят во главе всех последующих научных изысканий изобразительного наскального искусства. Загадочные силуэты зверей и птиц, человечков и геометрических знаков, пятен и необъяснимых "каракулей" изучали многие видные исследователи и путешественники. Это Елизавета Михайловна Берс и Валерий Николаевич Чернецов, Владимир Яковлевич Толмачёв и Владимир Трофимович Петрин, Дмитрий Петрович Шорин и Михаил Викторович Малахов, Николай Николаевич Хрущёв и Иван Яковлевич Кривощёков, Сергей Евгеньевич Чаиркин и Владимир Николаевич Широков.
Занимаясь изучением проблемы уральских писаниц, члены РГО в течение восьми месяцев прочитали несколько лекций в проекте "Карантийные экскурсии" о персонажах наскальных рисунков; провели семь онлайн-экскурсий из разных уголков Урала, организовали конкурс детских рисунков.
В конкурсе приняли участие дети — слушатели Тренингового центра "Скорочтение. Развитие чтения и памяти", которым руководит Наталья Дементьева, и ребята — участники спецпроекта "Особый тур" под руководством Татьяны Каминской. Выделить кого-то не удалось — все работы впечатлили организаторов, поэтому было принято решение пригласить для участия в фестивале всех юных художников.
До этого в течение весенне-летнего полевого сезона совместно с коллективом общественной организации "Культурное просвещение" и видеоканалом Roomple члены РГО провели съёмки документального фильма "Земной пояс" на шести объектах культурного наследия — уральских писаницах: Аятские писаницы, Северские скалы, писаницы реки Серга, рисунки на скалах озера Большие Аллаки, Ирбитский Писаный камень, писаницы Араслановских скал.
От граффити до обжига
С учётом эпидемиологической ситуации проведение фестиваля, задуманного в начале года, было под большим вопросом. Окончательное решение о его проведении было принято в конце июля. И впоследствии всё сложилось удачно.
Организаторами выступили: комиссия по этнографии и исторической географии Свердловского областного отделения РГО, Туристическая культурно-исследовательская ассоциация "Команда искателей приключений", Свердловская областная общественная организация "Культурное просвещение".
Цель фестиваля — обратить внимание на уникальное наследие жителей горно-таёжной зоны Урала и сделать их основой для современного творчества.
Для проведения фестиваля подготовили три площадки. Взрослая (основная), сюда пригласили художников-граффитистов. Для творческих проектов сшили семь больших полотнищ 10–12 метров длиной и 2,2 м высотой. Все полотнища художникам удалось удачно спланировать и разрисовать.
"Готовые панно получились просто грандиозные! Да и наблюдать за работой граффитистов оказалось очень интересно. Кто-то смог представить "Реку времени", у кого-то появились необычные мегалиты с отдельными писанками, человечки и копытные, горы и реки, животные и сказочные персонажи", — отметили организаторы.
Работать художникам было не просто — как ни фиксировали полотнища, они всё равно оставались "живыми". Но участники этой площадки, которых собрал и возглавил Алексей Махалов, оказались настоящими профи. Впоследствии полотнища станут частью дождевиков и украсят юрты-музеи Этнопарка.
Второй площадкой стала "территория керамистов", где художники под руководством Елены Прошко показали мастер-классы, перенеся наследие древних людей в сувениры. Они получились экспериментальными и по окончании фестиваля перекочевали в Сувенирную лавку парка. Супруги Масликовы — Светлана и Сергей — привезли глиняные работы своей мастерской из Таволг.
Группа керамистов во главе с Галиной Беловой также приготовила неожиданный сюрприз — ямный обжиг керамики. Всего свои работы на тему писаниц представили семь керамистов.
Особая атмосфера царила на Детской площадке. Для юных участников готовили специальные оригинальные мольберты, из которых планировали сразу же создать Лесную картинную галерею. Холсты для детской площадки разместили в одном "лесном коридоре". Творческие места приготовили заранее, чтобы хватило всем 20 юным художникам.
Каждый участник готовил свой проект. Многие ребята наброски сделали заранее. У каждой работы — своя концепция, свой смысл. Куратором Детской площадки была Лада Максимова.
Будущий арт-объект
Фестиваль посетили 117 человек. В течение всего праздника проходили съёмки. Со всех площадок "вживую" снимался онлайн-репортаж, размещённый на YouТube-канале.
Организаторы вместе с "Культурным просвещением" завершили основные эпизоды совместной документальной ленты "Земной пояс", которую снимали ещё с весны. Совместно с этой командой за последние годы было создано пять документальных фильмов.
"Мы постарались максимально отметить каждого из современных творцов, вручив им достойные призы. Да и к тому же их окружала большая группа восторженных зрителей", — рассказали организаторы.
Детские работы первого фестиваля послужат основой для "Лесной картинной галереи", достойной арт-объекта, который смогут показывать экскурсантам парка.
"Первый фестиваль "Наследие древних людей глазами современных творцов" действительно первенец. С выходом и показом фильма "Земной пояс", куда войдут и эпизоды фестиваля, мы надеемся, что проект выйдет на федеральный уровень. А проблемы с самими писаницами мы ещё будем обсуждать неоднократно. Уже в самое ближайшее время сможем представить ещё две онлайн-лекции по наскальным рисункам, одну — для взрослой аудитории, другую — для детей. В целом получился масштабный проект, первыми гостями которого стали туристы из туркомпании "Ультрамарин" под руководством Татьяны Стряхниной и Марины Кирьяновой", — подытожили организаторы.
Алексей Слепухин