На Урале прошёл первый фестиваль, посвящённый древним наскальным рисункам

Граффити на тему уральской писаницы. Фото: Алексей Слепухин

В Историко-этнографическом парке "Земля предков", которым руководят члены Свердловского областного отделения РГО Наталья Бердюгина и Алексей Слепухин, состоялся I фестиваль "Наследие древних людей глазами современных творцов". Его посетили больше 100 человек, и каждый из них смог попробовать себя в роли художника-граффитиста и пополнить коллекцию "Лесной картинной галереи".

slepuhin_i_berdyugina.jpg


Алексей Слепухин и Наталья Бердюгина.

Что такое писанка

2020 год для Историко-этнографического парка "Земля предков" связан с искусством древних людей, проживавших в горно-таёжной зоне современного Среднего Урала. И прежде всего с наскальными рисунками. Эти замысловатые изображения находятся на многих скальниках рек: Тагил и Тура, Реж и Нейва, Уфа и Серга, Ирбит и Исеть (сюда же входят скалы Приисетья), Чусовая, озера Аять (хотя эти рисунки считаются в верховьях Режа) и Шитовское. Рисунки на скалах находят и в наше время. Пример тому изображения на скалах озера Аять, обнаруженные в 2004 году.

Рисунки на Урале принято называть писаницами. Писанка — рисуночек. Они и выглядят рисуночками, как по отдельности, так и в общих панно. Многие указанные реки сохраняют на своих берегах порой по два-три таких изображения, иногда совсем "нечитаемые", но бывают и в виде огромных панно.

Казалось бы, наивные на первый взгляд изображения, схожие с первыми детскими художествами, вряд ли кого могут заинтересовать. Однако многие серьёзные учёные уделяли им самое пристальное внимание. А Пётр I издал указ, согласно которому, были обследованы и сделаны первые прорисовки с Ирбитского Писаного камня ещё в 1702–1703 годах. Именно с этого и начинается период исследования всех наскальных рисунков на территории нашей страны. 

grafiti_1.jpg


Фото: Алексей Слепухин

И именно писаницы Среднего Урала стоят во главе всех последующих научных изысканий изобразительного наскального искусства. Загадочные силуэты зверей и птиц, человечков и геометрических знаков, пятен и необъяснимых "каракулей" изучали многие видные исследователи и путешественники. Это Елизавета Михайловна Берс и Валерий Николаевич Чернецов, Владимир Яковлевич Толмачёв и Владимир Трофимович Петрин, Дмитрий Петрович Шорин и Михаил Викторович Малахов, Николай Николаевич Хрущёв и Иван Яковлевич Кривощёков, Сергей Евгеньевич Чаиркин и Владимир Николаевич Широков.

Занимаясь изучением проблемы уральских писаниц, члены РГО в течение восьми месяцев прочитали несколько лекций в проекте "Карантийные экскурсии" о персонажах наскальных рисунков; провели семь онлайн-экскурсий из разных уголков Урала, организовали конкурс детских рисунков.

 

grafiti_3.jpg


Граффити фестиваля. Фото: Алексей Слепухин

В конкурсе приняли участие дети — слушатели Тренингового центра "Скорочтение. Развитие чтения и памяти", которым руководит  Наталья Дементьева, и ребята — участники спецпроекта "Особый тур" под руководством Татьяны Каминской. Выделить кого-то не удалось — все работы впечатлили организаторов, поэтому было принято решение пригласить для участия в фестивале всех юных художников.
 
До этого в течение весенне-летнего полевого сезона совместно с коллективом общественной организации "Культурное просвещение" и видеоканалом Roomple члены РГО провели съёмки документального фильма "Земной пояс" на шести объектах культурного наследия — уральских писаницах: Аятские писаницы, Северские скалы, писаницы реки Серга, рисунки на скалах озера Большие Аллаки, Ирбитский Писаный камень, писаницы Араслановских скал.

natalya_dementeva.jpg


Наталья Дементьева. Фото: Марина Кирьянова

От граффити до обжига

С учётом эпидемиологической ситуации проведение фестиваля, задуманного в начале года, было под большим вопросом. Окончательное решение о его проведении было принято в конце июля. И впоследствии всё сложилось удачно.

Организаторами выступили: комиссия по этнографии и исторической географии Свердловского областного отделения РГО, Туристическая культурно-исследовательская ассоциация "Команда искателей приключений", Свердловская областная общественная организация "Культурное просвещение". 

Цель фестиваля — обратить внимание на уникальное наследие жителей горно-таёжной зоны Урала и сделать их основой для современного творчества.

Для проведения фестиваля подготовили три площадки. Взрослая (основная), сюда пригласили художников-граффитистов. Для творческих проектов сшили семь больших полотнищ 10–12 метров длиной и 2,2 м высотой. Все полотнища художникам удалось удачно спланировать и разрисовать.

risunok_13.jpg


Граффитисты-профи. Фото: Лада Максимова

"Готовые панно получились просто грандиозные! Да и наблюдать за работой граффитистов оказалось очень интересно. Кто-то смог представить "Реку времени", у кого-то появились необычные мегалиты с отдельными писанками, человечки и копытные, горы и реки, животные и сказочные персонажи", — отметили организаторы.

Работать художникам было не просто — как ни фиксировали полотнища, они всё равно оставались "живыми". Но участники этой площадки, которых собрал и возглавил Алексей Махалов, оказались настоящими профи. Впоследствии полотнища станут частью дождевиков и украсят юрты-музеи Этнопарка.

risunok_15.jpg


Завершение работы. Фото: Лада Максимова

Второй площадкой стала "территория керамистов", где художники под руководством Елены Прошко показали мастер-классы, перенеся наследие древних людей в сувениры. Они получились экспериментальными и по окончании фестиваля перекочевали в Сувенирную лавку парка. Супруги Масликовы — Светлана и Сергей — привезли глиняные работы своей мастерской из Таволг.

Группа керамистов во главе с Галиной Беловой также приготовила неожиданный сюрприз — ямный обжиг керамики. Всего свои работы на тему писаниц представили семь керамистов.

risunok_11.jpg


Галина Белова со своим коллективом. Фото: Лада Максимова

Особая атмосфера царила на Детской площадке. Для юных участников готовили специальные оригинальные мольберты, из которых планировали сразу же создать Лесную картинную галерею. Холсты для детской площадки разместили в одном "лесном коридоре". Творческие места приготовили заранее, чтобы хватило всем 20 юным художникам.

Каждый участник готовил свой проект. Многие ребята наброски сделали заранее. У каждой работы — своя концепция, свой смысл. Куратором Детской площадки была Лада Максимова.

marina_kiryanova.jpg


Керамисты. Фото: Марина Кирьянова

Будущий арт-объект

Фестиваль посетили 117 человек. В течение всего праздника проходили съёмки. Со всех площадок "вживую" снимался онлайн-репортаж, размещённый на YouТube-канале.

Организаторы вместе с "Культурным просвещением" завершили основные эпизоды совместной документальной ленты "Земной пояс", которую снимали ещё с весны. Совместно с этой командой за последние годы было создано пять документальных фильмов.

 "Мы постарались максимально отметить каждого из современных творцов, вручив им достойные призы. Да и к тому же их окружала большая группа восторженных зрителей", — рассказали организаторы.  

Детские работы первого фестиваля послужат основой для "Лесной картинной галереи", достойной арт-объекта, который смогут показывать экскурсантам парка.

"Первый фестиваль "Наследие древних людей глазами современных творцов" действительно первенец. С выходом и показом фильма "Земной пояс", куда войдут и эпизоды фестиваля, мы надеемся, что проект выйдет на федеральный уровень. А проблемы с самими писаницами мы ещё будем обсуждать неоднократно. Уже в самое ближайшее время сможем представить ещё две онлайн-лекции по наскальным рисункам, одну — для взрослой аудитории, другую — для детей. В целом получился масштабный проект, первыми гостями которого стали  туристы из туркомпании "Ультрамарин" под руководством Татьяны Стряхниной и Марины Кирьяновой", — подытожили организаторы.


Алексей Слепухин