Изучение изменений климата и его последствий, влияющих на все сферы нашей жизни, несомненно, является одним из самых востребованных направлений современной науки. Перед учеными-климатологами стоят сейчас непростые задачи. И одна из них – привлечь в науку подрастающее поколение, заинтересовав детей вопросами изучения погоды и климата. Ведь именно им предстоит в будущем строить жизнь с учетом постоянно происходящих климатических изменений.
В 2021 году нами был проведен межрегиональный школьный исследовательский конкурс "На одной широте", участники которого представляли проекты, посвященные климату особо охраняемых территорий, расположенных вблизи шестидесятой широты – от Санкт-Петербурга до Якутии. Ставилась задача привлечь школьников к научным исследованиям в области метеорологии и климатологии. Школьники из Якутии, Ямало-Ненецкого автономного округа, Санкт-Петербурга, Новгородской и Ленинградской областей провели сбор метеорологических данных, используя которые составили климатические характеристики национальных парков и других охраняемых территорий, провели анкетирование для того, чтобы понять, как на жизнь людей влияет меняющийся климат. Конкурс был организован отделением РГО в Республике Саха (Якутия) совместно с Институтом естественных наук СВФУ и Российским государственным гидрометеорологическим университетом.
Приятно сознавать, что конкурс заинтересовал школьников и учителей. К нам поступали вопросы, будет ли продолжен конкурс, будет ли расширена география участников. Поэтому в этом году мы запустили научно-исследовательский конкурс «Погода и климат большой страны», присоединиться к которому могут школьники всей страны. Участники должны представить научные проекты, рассказывающие о погодных особенностях и климате территорий, находящихся в разных климатических зонах Российской Федерации.
Разрабатывая свои проекты, участники конкурса смогут освоить навыки проведения полевых метеорологических наблюдений и обработки исходной информации, а также познакомятся с методами и приемами представления научной информации через презентации, видеоролики, фотографии.
В конкурсе могут принять участие школьники с 5 по 11 класс, проявляющие интерес к изучению погоды и климата; можно представлять результаты индивидуальных или групповых исследований.
Конкурс проводится по нескольким исследовательским номинациям:
1. «Климат малой родины (села, поселка, города, района)»;
2. «Климат ООПТ (национального парка, заповедника, заказника)»;
Для участия в этих номинациях школьники представляют видео или фотопрезентацию с рассказом о климатических и погодных особенностях, прикладывают результаты опроса жителей об изменении климата природного объекта, анализ изменения климатических характеристик природного объекта за последние десятилетия, т.д.
3. «Погода и климат в объективе»: участники представляют видео или фото характерного метеорологического или гидрологического явления (метель, туман, изморозь, интересные облака, сильный ветер, эффект венца, ледоход и т.д.), выполненные строго в жанре научной фотографии. К каждой работе прилагается описание характеристики погоды в момент съемок.
4. «Синоптические процессы». Конкурсанты представляют эссе, иллюстрированное фотографиями, картами, графиками и диаграммами о барических образованиях, о характерной для них погоде, а также влиянии на жизнь людей.
Более подробно с требованиями к научным проектам можно ознакомиться в Положении конкурса и приложениях.
Подведение итогов конкурса состоится 23 апреля в форме научно-практической школьной конференции "Погода и климат большой страны".
Мы надеемся, что конкурс получит поддержку отделений РГО во всех регионах России, ведь погода и изменения климата – это тема, актуальная для жителей и небольших сел и городов-миллионников, во всех природных зонах, от тундры до южных степей и гор.