Путеводитель "От Тотьмы до Соловков"

Спасо-Преображенский монастырь

С 3 июля по 24 августа 2022 года был реализован экспедиционный водный проект "Тотьма  Соловки". Экспедиция предпринята в связи со 110-летием паломнического путешествия тотемского крестьянина А.А. Замараева, побывавшего на Соловках в 1912 году. 

За свою жизнь путешествовал я много. Участвовал в экспедициях (Камчатка, Казахстан, Урал, Карпаты, Русский Север), семейных путешествиях (Селигер, Верхняя Волга, Крым, Подмосковье), научных конференциях и семинарах во многих городах необъятного Советского Союза, но не пришлось побывать на Байкале, Красноярских Столбах и Соловках. Наконец, на склоне лет (мне 83 года), удалось совершить довольно сложное путешествие, порой в экстремальных условиях, на Соловки.

Желание там побывать возникло ещё в 1980-е годы, когда в ходе реализации "Вологодской программы" по изучению музейных коллекций, был обнаружен в Тотемском краеведческом музее Вологодской области дневник крестьянина Александра Замараева.

Его дневниковые записи охватывают период с 1906 по 1922 год. Среди записей довольно подробная информация о путешествии из Тотьмы на Соловки в 1912 году. Тогда-то и зародилась мысль пройти по его пути.

snimok_ekrana_2022-10-27_v_11.40.15.png


Образец одной из тетрадей дневника. Такова же и тетрадь за 1912 год

Реализация такого путешествия предлагалась Тотемскому музею, а потом и Школе путешественников Фёдора Конюхова в Тотьме. Но материальные условия не позволяли воплотить в жизнь эту идею. Правда, Школа путешественников организовала поход на катамаранах, но только до Великого Устюга. У меня же идея не только пройти по пути А. Замараева от Тотьмы до Соловков, но и подготовить аналитический обзор ситуации на маршруте по сравнению с той, которую описывал наш крестьянин, а также подготовить методические рекомендации и предложения по музеефикации всего пути.

Тотьма  Великий Устюг

Наконец, в 2022 году, через 110 лет после путешествия А. Замараева, удалось повторить его путь. Идею эту воспринял мой приятель, путешественник Юрий Бурлак, прошедший на разных лодках и байдарках по Амуру и Волге, Охотскому и Чёрному морям. По Чёрному морю он вплавь дошёл до Стамбула, буксируя за собой лодку, которую он сконструировал из надувного спасательного плота. Его лодка "Тортилла" и байдарка, снабжённые моторами и парусами, стали нашим средством передвижения по северным рекам и Белому морю.

Май месяц ушёл на подготовку к путешествию нашего снаряжения.

3 июня 2022 года загрузили всё в прицеп автомобиля и отправились в Тотьму. О Тотьме особый разговор. Почему именно отсюда мы начали свой путь?

С одной стороны, это обусловлено историко-культурной обстановкой, сложившейся в Тотьме. С другой, именно отсюда наш крестьянин отправился на Соловки.

Тотьму называют городом купцов и мореходов. Отсюда отправлялись к Белому морю и далее к Ледовитому океану купеческие суда и морские экспедиции. До возникновения Санкт-Петербурга сообщение России с Европой осуществлялось именно по этому пути. Не случайно же Пётр I побывал в Тотьме трижды (1693, 1694 и 1702), направляясь в Архангельск. Кроме того, Тотьма является одним из ведущих музейных центров страны. Здесь создано Тотемское музейное объединение, включающее 6 музеев, в том числе Музей мореходов и Мемориальный дом-музей Ивана Кускова, основателя форта Росс в Калифорнии. В Тотьме ежегодно проводятся научные конференции по исследованию истории и культуры Русского Севера, конференции по развитию культурно-познавательного туризма, школы музейного развития "За границами столиц" и Рубцовские чтения. Известный путешественник Фёдор Конюхов выбрал именно Тотьму для создания Школы путешественников.

Тотьма  исторический город на реке Сухона. Датой его основания считают 1137 год. В допетровскую эпоху, да и в начале правления Петра I, Сухона и Северная Двина были единственным речным путём, связывавшим Россию с европейскими странами. Через Тотьму проходил торговый путь в Европу. Отсюда отправлялись мореплаватели к берегам Белого моря и Ледовитого океана. Здесь активно развивались соляные промыслы. Большой известностью пользовался Спасо-Суморин монастырь, который посещал Иван Грозный.

jkkj.png


Взгляд на Сухону с колокольни Успенской церкви

Несколько слов о реке под названием Сухона (с ударением на первом слоге). Она не только своеобразна, но и в некотором смысле уникальна. Весной она меняет своё течение. Её воды несутся вспять к верховьям. Почему? Дело в том, что в начале своём Сухона истекает из Кубенского озера. Весной притоки Сухоны вскрываются раньше, чем само Кубенское озеро. Водные потоки притоков наполняют русло вскрывшейся Сухоны. Их уровень становится выше уровня Кубенского озера. Потому и течёт река в обратном направлении.

Вначале пути мы зашли в Спасо-Суморин монастырь. Настоятель монастыря Феодосий пожелал нам доброго пути и исполнения наших желаний. Кстати, для паломников можно проложить маршрут от Спасо-Суморина монастыря в Тотьме до Спасо-Преображенского монастыря на Соловках по Сухоне, Северной Двине и Белому морю. Такое путешествие будет более интересным и познавательным. На пути можно посещать православные храмы, частью разрушенные, во многих местах восстановленные, в иных построенные внове. Православными центрами на пути можно назвать Тотьму, Великий Устюг, Холмогоры, Архангельск. В каждом селе на пути была церковь. Порой их видно с реки. В памятных местах установлены часовни.

Нас дружелюбно, с добросердечием встретили сотрудники Тотемского музейного объединения и создали условия для начала путешествия. Обеспечили нас необходимой информацией. Предоставили гараж для нашего автомобиля с прицепом. Показали удобное место на берегу Сухоны, чтобы мы спокойно могли собрать лодку и байдарку. Организовали встречу с общественностью города, когда мы отправлялись в путь, осуществляли информационную поддержку.

На берегу Сухоны собрали мы лодку и байдарку. Дни стояли солнечные, жаркие. Познакомились с достопримечательностями Тотьмы. Периодически купались в Сухоне. Беседовали с местными жителями и рыбаками, дававшие нам полезные советы.

7 июля отправились мы в путь. Провожали нас сотрудники Тотемского музея, принявшие активное участие в организации нашего путешествия. Они пожелали нам доброго пути, семь футов под килем, сухих спичек и благополучного завершения нашего путешествия. Погода стояла пасмурная. Начался дождь — хорошая примета в начале пути. Потом разразилась гроза, но Юра отважно стоял на вахте, а лодка неспешно удалялась от Тотьмы.

hk.png


Вознесенский храм Спасо-Суморина монастыря в Тотьме

А. Замараев отправился из Тотьмы на пассажирском пароходе "Зосима" по рекам и довольно быстро прибыл в Архангельск, а потом тоже на пароходе "Вера" морем — в Соловки.

Символично, что нашим ангелом-хранителем был чудотворец и покровитель путешествующих святой Николай, а отправлялись мы в дальний путь от набережной Николая Рубцова. Вспомнились тут и пословицы: "Отправляясь в путь, родных не забудь", "Не ищут дороги, а спрашивают", "При большой дороге  и гурт пасётся", "Конец пути  начало новой дороги", "На дальней дороге дом родной ближе к сердцу", "Сколь дорог ни пройди, а домой возвращайся".

Идём вперёд и наблюдаем. Миновали пригород Тотьмы. На берегу рыбацкие моторные лодки и машины, которых во времена А. Замараева не было. Дома в пригороде выглядят прилично, да и люди живу не бедно, коли есть время в будние дни пребывать на берегу.

Сухона — река не судоходная. Разметки фарватера нет. Лишь в иных опасных местах установлены буи. Есть перекаты, через которые проходить следует с опаской. Есть и подводные камни, многие из которых не обозначены буями. Река сильно обмелела. Уровень воды понизился значительно.

В Тотьме в советское время был создан Речной порт, куда причаливали большегрузные суда из Архангельска, Вологды и обратно. Сейчас порт разрушен, а причалы высоко возвышаются над водой. Это одно обстоятельство — отсутствие судоходства, понижение уровня воды, перекаты и подводные камни. Второе обстоятельство заключается в том, что в самой реке и на её берегах очень много топляков — наследие времени, когда осуществлялся молевой сплав леса по реке вниз по течению. Тем не менее, река обживается. По ней сплавляются туристы на байдарках и катамаранах. Изредка ходят небольшие катера. Вниз и вверх по течению снуют моторные лодки рыбаков. Рыбы в реке стало значительно меньше, но пока она есть. Местные жители ловят рыбу не только для своего собственного стола, но некоторые ею промышляют, имея дополнительный заработок. По берегам у деревень стоят моторные лодки. В эпоху А. Замараева рыбаки ходили на вёсельных лодках.

Славно путешествовать по реке. Сухона несёт свои плавные воды тихо и спокойно, местами сталкиваясь с перекатами и обтекая подводные камни. Берега в основном высокие. Но даже низкие берега кажутся высокими из-за высокого стройного леса. Леса эти зеркально отражаются в воде, создавая впечатляющее зрелище. Душа мятежная успокаивается. Приходит умиротворение. Река водою полнится, про воду и пословицы молвятся: "Речная вода и землю точит, и камень долбит", "Река свой путь найдёт", "Воды в реке и царь не уймёт", "Тихая вода берега подмывает". К сожалению, пословица "По которой реке плыть, ту и воду пить" ныне относительно Сухоны не приемлема. Воду из реки пить не рекомендуется, в крайнем случае — только кипячёную.

jbk.png


Наши лодка и байдарка в собранном виде

Ниже по течению Сухоны неподалёку от Тотьмы в реке находится огромный валун под названием "Лось-камень". На нём, якобы бывал, и сам царь Пётр I. Ныне Тотемский музей организует экскурсию на Лось-камень. На камне может разместиться более 10 человек. Во время экскурсии здесь представляется сцена с появлением "царя" и "общением" с ним. По легенде, на Лось-камне отобедал и сам царь, потому Лось-камень имеет другое название — Царёв стол.

О Лось-камне А. Замараев не упоминает. Он лишь восторгается прибрежными красотами и описывает первую остановку парохода в пристани Брусенец.

Александр Замараев о начале своего путешествия пишет:

"Пароход "Зосима" отвалил от пристани в половине второго. Пассажиров 3-го класса много. Вид парохода с пристани красивой. Покачивает. Шум от колёс и машины. Правый берег Сухоны крутой и лесистой. Левый пологой, но тоже покрыт лесом. В пятом часу встретился пароход общества "Н. Гоголь" и моторная лодка, которая бежит очень быстро, гораздо скорее парохода. В 6 часов вечера первая остановка Брусенец. Село большое, постройка не важная. День праздничный. Народу на пристани много. Женщины в синих сарафанах. Есть среди них одна пьяная. Ругается по матерну".

Характерно последнее замечание. Наш крестьянин не только грамотный человек, но ещё и обладает высокими нравственными качествами. Это чётко выявляется на страницах всех его дневниковых записей. Он осуждает пьяниц, хулиганов, воров, девиц лёгкого поведения, лодырей и пр.

"Хулиганство страшное зло причиняет. Оно развилось страшно. В нашем месте ничего нельзя оставить на улице. Все ломают, нарушают. Из огородов все воруют. Вечерами только и слышно одне хулиганския сквернословныя песни"  записи Александра Замараева за 1918 год

Пароход "Зосима" шёл до села Брусенец 3 часа. Мы добрались сюда только на другой день. Ныне пристани здесь нет. Не просматривается с реки и сам населённый пункт. Мы останавливались у рядом находящегося поселения Новое, возникшего в годы советской власти в связи с развитием леспромхозов. Сохранился хороший, широкий мост через речку Брусенку в умирающую деревню Брусенец. 

lolr.png


На берегу в пригороде Тотьмы

Далее Александр Замараев отмечает: "Видно много чаек. Берега крутые и покрыты лесом. В 8 часов село Березовая Слободка. Пароход не приставал. Река узенькая. Сажень 50 или 60, не больше. Места красивые. В половине 9  Нюксеница. 107 верст от Тотьмы. Большая деревня на левом берегу. В 9 часов прошли село Устье Городишны на правом берегу. Пароход идет фарватером. Село Дмитриево на левом берегу. Красивая местность. Противоположный берег очень крутой, отвесный, как скала. Затем село Бобровское. Крутизна берегов чередуется. В 1 час ночи прошли Опоки. Ночь была светлая, уснуть не мог. Пароход идёт полным ходом, около 20 верст в час".

Действительно, берега Сухоны великолепно живописны. Особенно при тихой погоде, когда в воде отражаются низкие зелёные берега или высокие многоцветные крутояры. Нюксеницу А. Замараев не описывает. Ныне это районный центр. В селе физкультурно-оздоровительный центр "Газовик", Дом культуры, краеведческий музей и Центр традиционной народной культуры. В начале 2000-х годов здесь построена церковь с шатровой колокольней Агапита Маркушевского. Основано поселение в 1619 году. В Нюксенице находится компрессорная станция магистрального газопровода и здесь установлен памятник строителям и труженикам газовой отрасли.

По пути на Соловки мы побывали также в музеях Великого Устюга, Котласа, Березников, Ломоносова, Архангельска и, естественно, на Соловках. Осматривая достопримечательности Верхней Тоймы и Холмогор, с музеями мы не смогли познакомиться по причине их закрытия. Обо всех музеях и необходимости создания единой региональной музейной сети особый разговор. Необходимость решения этой проблемы мы обосновываем характером социокультурной обстановки в прибрежных краях Сухоны, Северной Двины и Белого моря. Но обо всём по порядку.

После Нюксеницы неожиданно открылись великолепные берега с высокими обрывами и геологическими обнажениями. Настоящий памятник природы. У деревни Озерки на левом берегу могучий крутояр. Большая деревня вдоль реки. На правом берегу удобная бухточка для стоянки с полянкой на пригорке, рядом родник. Но всё заросло травой по пояс. По берегам реки крутые обрывы с распадками, по которым стекают ручьи. Иногда из этих распадков меж крутоярами выходят люди. Увидев нас, приветствуют.

rir.png


Вот она, краса природы и рукотворное дело рук человеческих

В деревне Бобровское на правом берегу на одном их домов развивается красный флаг. Такие же красные флаги будут потом видны и в деревнях по берегам Северной Двины. В Бобровском большой храм. На берегу песчаный пляж. После Бобровского на левом берегу деревня Мыс. Низменные лесистые берега сменяются крутоярами. Часты перекаты и местами подводные камни. Наш бравый капитан Юра Бурлак зорко следит за рекой, но, тем не менее не единожды задевал мотором о подводные камни. Живописные крутояры обступают нас с обеих сторон реки, особенно после деревни Вострое. На катамаране обходит нас группа туристов, следующих в Великий Устюг. У деревни Полдарса крутой долгий крутояр. По берегам много топляков, встречаются они и в самой реке. На берегах штабеля заготовленного леса. У деревни Прилуки большой порог и поворот русла реки. Крутоярный высокий берег, поросший лесом. Чётко видны горизонтальные слои геологических обнажений желтовато-беловатого и красновато-буроватого цвета. Берега напоминают слоёный пирог. Неописуемое зрелище. Местами окоём реки больше похож на Медео или Саяны. Но ведь это Русский Север, а не какой-нибудь Тянь-Шань. Крутоярные берега порой будто разрезаны клином-распадком, откуда стекают ручьи. Между распадками острые оконечности крутояров напоминают носовые части кораблей.

И вдруг, за поворотом на левом берегу возникает изумительное зрелище — высокий стройный фонтан-гейзер. Это Братское. Фонтан-гейзер, с одной стороны, природное явление, с другой — искусственное. В 1941 году здесь геологи пробурили скважину, их которой и хлынул этот фонтан.

Место облагородили крытыми беседками для отдыха, да и сам вид фонтана создаёт его искусственное происхождение. Здесь и останавливаются все группы туристов. Вода имеет красноватый оттенок. Пить не рекомендуется. Для причала лодки место удобное, устроены мостка. На крутой берег ведут две лестницы по 35 и после небольшой площадки 25 ступеней. Место сказочное.

Далее от Братского вновь крутояры. Природный памятник Опоки. Места очаровательные. Река порожистая, местами отмечена буями. Прошли Берёзово, Скорятино, Выползово, Ровдино, Запань и др. Напротив Одомчино остановились на ночлег у ручья на правом берегу. Здесь оборудовано место стоянки. Вода в ручье чистая с виду, но с большим осадком. Красивые обрывистые романтичные берега остаются позади. Миновали Благовещенское, Меденицыно, Ищукино и где-то вдали вотчину деда Мороза.

uhkk.png


Лучшего живописца, чем сама природа, не сыскать

Великий Устюг  Архангельск

Долго ли, коротко любовались мы крутоярами, но вот и Великий Устюг.

Районный центр Вологодской области, исторический город Великий Устюг с замечательной и продолжительной, хорошо обустроенной набережной. В Великом Устюге восстановлены многие храмы. Здесь работает несколько музеев, отражающий историю края. Всеобщий интерес вызывают экспозиции историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В его составе музей истории и культуры Великого Устюга, Музей этнографии, Музей древнерусского искусства (в том числе с иконами Строгановского письма), Музей природы, Детский музейный центр, Культурно-просветительный центр Дом Деда Мороза (или его Вотчина), Музей новогодней и рождественской игрушки, а также открытое для посетителей фондохранилище. В основном здании музея представлены памятники истории и культуры по истории края, в том числе художественные промыслы (северная чернь, резьба и роспись по бересте). Музей разрабатывает программы зимних и летних сезонов с проведением мастер классов и других интерактивных занятий. В музейный комплекс входят 27 памятников архитектуры федерального значения, в том числе соборы Успения Пресвятой Богородицы и святого Прокопия Праведного, Троицкий собор Троицко-Гледенского монастыря и собор Архангела Михаила Михайло-Архангельского монастыря, а также церкви Вознесения, Симеона Столпника, Димитрия Солунского. Многие из этих памятников представляют собой стройную панораму, особенно впечатляющую со стороны реки. В Великом Устюге следует задержаться на два-три дня, чтобы ознакомиться с музеями и архитектурными памятниками и побывать в заповеднике "Вотчина Деда Мороза".

"Подходим к г. Устюгу. Места веселые. Берега ниже. Много кирпичных заводов. В половине пятого пришли в Устюг. С пяти часов утра до девяти ходили по Устюгу, были в соборе и ризнице, где видели изображение сидячих резной работы апостолов и Христа во время тайной вечери. Собор большой и иконостас хороший, но свету мало. Ходили на колокольню. Всех колоколов 22. Большой колокол 1000 пудов. Видел гробницы Прокопия и Иоанна, устюжских чудотворцев… Пристань в Устюге огромная. Поместятся два парохода в длину к пристани. Торговля в городе очень хорошая, бойкая. Улицы длинные, мощёные, палисадников у домов нет".  Александр Замараев о Великом Устюге

Ныне город имеет современный вид. Много сохранившихся и вновь восстановленных храмов. По берегу тянется благоустроенная очень длинная набережная вдоль бывшей пристани, которой ныне нет. Щетинно-щёточная фабрика приватизирована. Памятник В.И. Ленину на земном шаре снесли, на центральной площади ещё стоит. Лён в районе ещё выращивают, но не обрабатывают, вывозят Вологду.

loio.png


Набережная Великого Устюга в июле 2022 года

Великий Устюг стоит на левом берегу Сухоны. У северной его окраины Сухона соединяется с рекой Юг. Сдвигаются две реки и начинается Двина. Вначале Малая, а от впадения в неё Вычегды Большая Северная Двина.

Просторы Северной Двины во многом отличаются от Сухоны. Двина значительно шире и с обилием островов. Берега Сухоны более живописны и романтичнее. На Двине тоже есть живописные берега с крутоярами, но большей частью правые берега скалистые и суровые. Берега по левую сторону в основном низменные и лесистые. Особую прелесть представляют собой живописные закаты над водной гладью.

Просторы Северной Двины напоминают пословицу: "Ширь да гладь — Божья благодать". Но в этой благодатной шири есть и препоны. Река тихая в безветренную погоду, но своенравная. Особенностью Северной Двины являются намывные пески. Порой они замывают берега у подходов к населённым пунктам.

Останавливаемся у Котласа. Сюда мы шли 7 дней.

"300 вёрст от Тотьмы  пристань Котлас. Большое село на правом берегу Двины. Отсюда начинается Большая Двина. Много казенной постройки и вокзал железной дороги, идущей в Вятку. Много балаганов. С хлебом много амбаров, где ссыпается зерновой хлеб и сделаны приспособления. Хлеб сыплется с высоких клеток лесов в баржи. Ниже Котласа впадение реки Вычегды. Насколько хватает глаз, все вода. Красиво с парохода. Пароход стоял часа 3".  Александр Замараев о Котласе

hnk.png


Былое величие набережной Котласа. Это не производственный комплекс, а памятник разрушенной эпохи социализма

Подходим к Котласу. Там, за постройками зернохранилищ должна быть пристань. Казалось бы, что там мы и причалим. Но, к нашему удивлению, река обмелела в этой части. Пристани нет, лишь на верху сиротливо стоит речной вокзал. Река поменяла своё русло, а здесь — мелководье. Приходится отчаливать от Котласа, буксируя за собой лодку и байдарку.

Архангельск  Соловки

Ныне весь берег со стороны Котласа замыт песком. На высоком берегу стоит безлюдный речной вокзал. Здесь река поменяла свой русло, которое теперь по другую сторону острова. А с острова можно перейти вброд к месту бывшей пристани. Амбары, о которых пишет наш крестьянин, в годы советской власти преобразованы в элеватор. Отсюда зерно отправляли в Архангельск. Ныне не работает. Видны только остовы зданий бывшего элеватора.

В Котласе интересный краеведческий музей с оригинальными экспозиционными комплексами. Музей работает с местными и иногородними посетителями, организует автобусные экскурсии в Великий Устюг и Тотьму. Создавался музей как общественный, ныне муниципальный. В его экспозициях отражается история края с древнейших времён, судоходство на Северной Двине и развитие железнодорожного транспорта, Гражданская и Великая Отечественная войны, развитие промышленности в послевоенные годы. В экспозиционных залах представлены народные промыслы и ремёсла, предметы быта, народный костюм.

Ныне вся эта водная гладь перед пристанью в Котласе заполнена сплошными песками. То, что писал Н.А. Лейкин в 1899 году (см. текст на фото), сбылось. Появился мост через реку, железнодорожный и речной вокзалы, крупный лесообрабатывающий комбинат, элеватор. На центральной площади установлен паровоз как памятник о былом величии. Ныне работает только железнодорожный вокзал. Обработка дерева в частных руках. Мелькомбинат и хлебозавод закрыты. Речной вокзал и пристань не работают.

Ещё более сложная обстановка на реке у районного центра Архангельской области Верхняя Тойма. Это древнее село. Упоминается с 1137 года. Находится на правом берегу Северной Двины. От Верхней Тоймы до Котласа выше по течению — 169, до Архангельска — 457 км.

oilo.png


Вот оно – бывшее основное русло реки у Верхней Тоймы

В прошлом известно как крупное торговое село, связанное с рынками Великого Устюга, Сольвычегодска, Красноборска и других городов. В селе работает краеведческий музей, в экспозиции представлены документы и материалы по истории села и района, экспонируются предметы быта, одежда, прялки и др. При участии краеведческого музея организуются различные фестивали и выставки. В Верхней Тойме проводятся ежегодные летние конкурсы-смотры народных хоров. В селе организован Верхнетоемский народный хор, работает детская школа искусств. С 2008 года проводятся Фокинские фестивали в честь уроженки Верхнетоемского района Ольги Фокиной. Двухдневная программа фестиваля включает в себя круглые столы по литературным и общественным темам, экскурсии, литературные чтения, конкурсные выступления, гала-концерт, народные гуляния. В селе работает своя типография. Выпускается районная газета "Заря". Жители села бережно относятся к сохранению исторической памяти, в том числе о защитниках Отечества. В селе действующая церковь во имя Святой Троицы.

Но обстановка у берегов реки удручающая. Старое русло между островом и крутояром, где была пристань, полностью замыта песками. Там лишь небольшой ручеёк, по которому можно пройти вброд, где глубина воды по щиколотку. Река сдвинула своё русло по другую сторону острова.

От Вычегды и далее от Верхней Тоймы прослеживается кое-какое грузовое движение. На берегах видны склады круглого леса. В некоторых местах стоят баржи. На них кранами загружают заготовленный лес. Нагруженные лесом баржи (по две, а то и по три) буксируются в Архангельск. Встреч нам попадаются буксиры, идущие за очередной партией леса. Порой они идут вверх с порожними баржами.

Берега Северной Двины меняют свой характер. Низменные, поросшие лесом или замытые песками левые берега сменяются отвесными скалистыми крутоярами. Крутояры эти создают впечатление крепостных каменных стен. У их подножия в прибрежной зоне можно найти интересные минералы, красивые по внешнему виду.

Березник. Посёлок на левом берегу Северной Двины. Административный центр Виноградовского района Архангельской области. Есть паромная переправа на правый берег.

piol.png


Вид на бывшее русло Северной Двины с места бывшей пристани. Ныне река протекает за островом

В посёлке Виноградовский районный исторический музей, существующий всего четверть века. Первоначально как общественный музей располагался в здании Дома культуры (с 1970 г.), потом получил отдельное здание и стал муниципальным учреждением культуры (1993). Музей создан на основе коллекций, собранных ещё советскими школьниками, но имеющий замечательные коллекции, в том числе о природе Двиноважья, сельском производстве (в том числе "Легенды и были села Борок"), художественных промыслов (в том числе Борецкая роспись), народном быте (одежда, ткачество, вышивка, предметы народного быта, охоты и рыболовства, археологические памятники и др.). Среди коллекций музея — предметы этнографии, нумизматики, личные фонды выдающихся земляков. В экспозиции отражается участие березниковцев в Великой Отечественной войне. Местная история связана с известными историческими деятелями (Ермак, новгородская посадница Марфа Борецкая и др.). При культурно-досуговом центре создан фольклорный коллектив. По реке в прошлом ходили пассажирские теплохода с названиями по имени рек: Олекма, Пинега, Неман, Индигирка. Здесь проходит популярный водный маршрут "Поморское кольцо" из Великого Устюга. Интерес представляет и Двинскоберезниковская библиотека.

Продолжая наш путь, мы остановились у посёлка Брин-Наволок, входящий в состав Холмогорского района. В 19 км от Брин-Наволока находится Сийский заказник и Антониево-Сийский монастырь, частью прихода которого и был Брин-Наволок. На высоком крутояре левого берега Северной Двины возвышается обелиск с краткой надписью: "Павшим за Родину". Обелиск на высоком крутояре виден издали и служит своеобразным маяком. В советское время в Брин-Наволоке располагалась база реабилитации заключённых после освобождения из тюрьмы. Ныне вполне благоустроенный посёлок с домом культуры и магазинами, в том числе частными. Работает Двинской ремонтно-механический завод. Неподалеку проходит трасса на Архангельск. В посёлке работают школа, библиотека. Был и кинотеатр "Брин-Наволок", ликвидированный в 2014 году. Есть водопровод. На улицах колонки. Но питьевую воду мы набрали у добросердечных хозяев, которые с интересом спустились с высокого берега к реке, чтобы ознакомиться с нашей лодкой.

Отсюда недалеко и до Холмогор.

rio.png


Буксировка круглого леса в Архангельск

Холмогоры. Административный центр Холмогорского района Архангельской области. Историю, наполненную в том числе и трагическим событиями, отражает сравнительно молодой (как и в Березнике) краеведческий музей, созданный в 1992 году. В нём отражается среда бытования и занятия местного населения. В экспозиции представлены образцы косторезного искусства. В музее мы узнаем и о знаменитой холмогорской породе коров, дающих отличное молоко в условиях Севера и Сибири. Кстати, по легенде, именно царь Пётр признал холмогорскую корову стратегическим товаром и запретил продавать её за границу. Неподалеку от Холмогор находится знаменитый Антониево-Сийский монастырь, село Емецкое с Богоявленским собором, село Зачачье с Никольским храмом, село Ухтостров с Троицким собором, Куростров с музеем и училищем им. М. В. Ломоносова, Чухчерма с памятниками архитектуры и др. В самих Холмогорах среди памятников архитектуры Спасо-Преображенский собор. История Холмогор связана с известными историческими деятелями. Здесь бывал Пётр Великий, сюда был заточён ещё малолетним император Иван VI Антонович. Навещала Холмогоры и Екатерина Великая. От Холмогор следует совершить путешествия в Емецк и Ломоносово.

Ломоносово. Село в Холмогорском районе (до середины XVIII века — деревни Денисовка и Мишанинская) на Курострове, в трёх километрах от Холмогор. Есть паромная переправа. Здесь единственное в России Художественное училище резьбы по кости им. Н. Д. Буторина. Коллекции художественной резьбы по кости широко представлены в Музее М.В. Ломоносова. Здесь родился известный русский скульптор Ф.И. Шубин. Мировой славой село обязано родившемуся здесь М. Ломоносову, в память о котором в 1940 году создан Историко-мемориальный музей в здании, построенном на месте дома семьи Ломоносовых. Там же находится памятник знаменитому земляку. В музее представлен быт и занятия поморских крестьян, деятельность самого М.В. Ломоносова и коллекции косторезного искусства. В музее проходят научные Ломоносовские чтения.  Постоянная экспозиция размещается в 6 залах и знакомит посетителей с родиной М.В. Ломоносова и разными периодами его жизни. Основные темы экспозиции: "Север — родина Ломоносова", "Путь в науку", "Ломоносов — учёный, поэт, просветитель", "Памяти Ломоносова", "Памяти скульптора Ф.И. Шубина", "Ломоносоведение" (знакомство с литературой о Ломоносове, изданной в разные годы, а также с передвижными выставками музея). В выставочных залах представлены выставки "Сельская картинная галерея" и "Холмогорская резная кость", а также передвижные выставки. В селе находится церковь во имя св. Дмитрия Солунского.

oil.png


В экспозиции музея

От Холмогор мы без остановок пришли в устье Северной Двины к Архангельску. Архангельск не только областной центр и поморская столица, но и город-музей. То есть, с одной стороны, в нём действует несколько музеев. Это Архангельский областной краеведческий музей, Музей-заповедник деревянного зодчества под открытым небом "Малые Корелы", Архангельские гостиные дворы, Северный Морской музей, Музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова, Архангельский областной музей изобразительных искусств, Усадебный дом Е.К. Плотниковой, Старинный особняк на Набережной, Музей народных промыслов и ремёсел Поморья, Народный музей авиации Севера, Музей-лавка Архангельский пряник, Художественный салон-галерея, Музей С. Г. Писахова, Усадьба М. Т. Куницыной, Музей истории Архангельского тралового флота, Музей  русского искусства XVIII — начала ХХ века, Архангельский литературный музей, Выставочный зал Архангельской организации Союза художников, Музей "Беломорские узоры", Музей занимательных наук, Музей истории медицины Европейского севера, Выставочный комплекс "История посёлка первых пятилеток", музей при Северном (Арктическом) Федеральном университете им. М. В. Ломоносова, специализированный музей "Самоцветы", научный музей "Живые системы". Итого, 24 музея, да ещё и культурно образовательный центр с выставочным залом "Марфин дом". С другой стороны, сам по себе город является музеем. Здесь перед нами предстают история края, его культура, самобытность северян, охота и рыболовство, ремесло и народные промыслы, речное и морское судоходство, культура, образование и здравоохранение. Государственный архив Архангельской области и научная библиотека им. Н. Добролюбова хранят разнообразные документы и книги по истории и культуре Русского Севера. Многие аспекты культурно-исторического облика региона раскрываются на страницах научных изданий, в том числе в альманахах Архангельского центра Русского географического общества.

Речной путь наш завершился в Архангельске. Отсюда путь в Белое море. Вначале зашли в гидрометеослужбу. У добросердечных метеорологов узнали прогноз погоды в море на ближайшие дни. В штормовую погоду выходить в море нельзя. А потому, как поясняет русская пословица, "сиди у моря и жди погоду". Три дня мы ждали погоду. Наконец, вышли в море. Провожали нас новые друзья, напоминая о характере Белого моря и непредсказуемости погодных условий. Да и пословицы при этом вспомнили: "Кто в море не бывал, тот лужи не боится", "Море, что горе: и берегов не видно".

Мы шли своим ходом на моторе и при попутном ветре с парусом по рекам Сухона и Северная Двина, описанном А. Замараевым путём, а от Архангельска самоходом вдоль побережья Белого моря по пути Петра I через Пертоминскую бухту, острова Жижгин, Анзер, М. Муксалма на Соловки. А Замараев возвращался в Архангельск, а мы - в Кемь. Мы избрали самоходный путь, чтобы на себе испытать трудности экстремальных условий и тем самым более полно понять первых землепроходцев и мореплавателей времён монастырского освоения Соловецких островов. Мы пережили три шторма на море, один из которых был очень сильным и опасным. Тут и пословицы вспомнились: "Не видавши моря, не видал и горя", "Тихо море, покуда на берегу стоишь". Вот и в Пертоминской бухте, и у острова Жижгин выжидали мы погоду, не рискуя выходить в открытое штормовое море.

loilil.png


Удивительно и зрелище морского берега после отлива

В Пертоминской бухте три дня мы мотались от берега к берегу, спасаясь от бушевавшего моря в поисках подветренного берега. Тут и вспомнили мы рассказ о том, как бедовал здесь Пётр I и в честь своего чудесного спасения поставил памятный крест. Три дня мы переходили с места на место у острова Жижгин в поисках тихой бухты. Но-таки не убереглись. Сильный шторм застал нас при переходе к острову Анзер, когда лодку нашу захлестывало высокой волной до самого верха. Постоянно вычерпывая воду из лодки, встреч ветра и высокой волны, добрались мы до острова глубокой ночью и, найдя тихую бухту, при свете луны пришвартовались к стоявшему на рейде судну. Утром причалили к берегу и, высушив промокшие вещи, ждали три дня, когда на море стихнет шторм. Здесь и побывали мы на Голгофе, которую описывал А. Замараев. Сюда он пришёл пешком от Спасо-Преображенского монастыря, как он пишет 27 вёрст, переправившись через залив.

Отправляясь из Тотьмы до самого Архангельска, мы шли по Сухоне и Северной Двине по пути, по которым в своё время проходили крестьянин А. Замараев в 1912 году, а ещё ранее Пётр I (1692, 1693, 1702). От Архангельска на Соловки и обратно А. Замараев воспользовался пароходом. А мы пошли по пути Петра I через Пертоминскую бухту.

В конце пути — Соловки, ансамбль памятников не только всероссийского, но и мирового масштаба. Соловки - условное название архипелага Соловецких островов, на которых расположены памятники русской духовной культуры, в том числе на острове Анзер, где находится Голгофо-Распятский монастырь, Большой и Малый Заяцкие острова, Большая и Малая Муксалма и др. Соловецкий монастырь не только духовный центр. Он служил и крепостью, и местом заключения как в царское, так и советское время. На главном Соловецком острове — всемирно известный Спасо-Преображенский монастырь, являющийся в то же время и музеем-заповедником, в котором отражается как церковная, так и светская жизнь за 500 лет существования, в том числе и то время, когда в нём находился Соловецкий лагерь особого назначения — СЛОН. Ныне музей-заповедник организует экскурсии на Секирную гору и Секирно-Вознесенский скит, рукотворные каналы, возведённые монахами в стародавние времена, Андреевский скит и каменные лабиринты на Большом Заяцком острове, Голгофо-Распятский и Свято-Троицкий скиты на острове Анзер и др. Напротив Спасо-Преображенского монастыря находится Соловецкий морской музей, раскрывающий историю мореходства и быт поморов.

В тихой бухте острова Анзер у причала часовня Николая Угодника. Отсюда отправляются, побывавшие на Голгофе туристы-паломники к Соловецкому монастырю. Здесь и мы нашли свой приют после шторма в открытом море. Отсюда мы поднимались в гору, где расположен Голгофо-Распятский скит.

И вот перед нами Спасо-Преображенский монастырь на Большом Соловецком острове. Мы остановились в тихой бухте напротив монастыря и сделали несколько снимков в разное время суток. 

oi_b.png


Спасо-Преображенский монастырь

Изучением истории и культуры Русского Севера в их неразрывной связи с морской практикой и традициями занимается Товарищество северного мореходства. Его сферы деятельности: организация работы Соловецкого морского музея, разработка программы возрождения поморского судостроения, изучение истории северного мореплавания и судостроения, издательская деятельность.

Тепло и добросердечно приняли нас в Соловецком морском музее. В его экспозиционных залах отражается жизнь и быт поморов, история освоения Белого моря, мореходные принадлежности, макеты беломорских судов. В конференц-зале организуются встречи с интересными людьми, лекции интерактивные занятия. Туристы-паломники активно посещают музей.

Там, вдали за нисходящим солнцем остались Соловки, а мы на берегу Рабочеостровска. Здесь закончен наш водный путь. Далее от Кеми через Вологду домой.

Северная деревня и её обитатели

На берегах Сухоны и Северной Двины много населённых пунктов. Но в классическом понимании северной деревни ныне нет. Есть сельское поселение, но нет сельскохозяйственного производства. Деревня превратилась в дачное поселение. С исчезновением колхозного производства прекратилось и возделывание полей. Фермерское хозяйство не заменило коллективное производство. Пример тому история с раскрученным по центральному телевидению в 1990-е годы "архангельским мужиком", развернувшем своё хозяйство на Северной Двине. Он выращивал картошку и содержал коровье стадо в 20 голов. Ставился как пример для подражания в ведении фермерского хозяйства. Нет ныне "архангельского мужика", нет и его хозяйства.

Сами же деревни практически опустели. Только на лето приезжают родившиеся здесь пенсионеры, иногда с детьми и внуками. Но внуки уже не интересуются прелестями деревенской жизни. Зимой иногда остаются в деревне 1-2 старика, иной раз и вовсе деревня пустует и заметается снегом.

loi.png


Фото: Решетников Николай

Останавливаемся у деревни Коченьга на Сухоне. Иду по деревне на косогоре. С одной улицы на другую. Есть добротные дома, есть и брошенные развалюхи. На улицах никого. Дома открыты. У крыльца домашняя обувь. Но в домах никого. Наконец, нашёл живого человека. Беседую с пенсионеркой Надеждой Васильевной Алейниковой (Протопоповой) 1955 года рождения, живущей в Северодвинске и приезжающей на лето в родную деревню. Большая деревня. Раньше село было с церковью Преображения и ярмарками в престольный праздник 19 августа. Были здесь колхоз "Память Ленина", школа, два скотных двора, свинарник, склады под зерно, клуб, библиотека. Кроме зерновых культур и овощей выращивали лён. По реке ходили пароходы "Тургенев", "Лесков", потом — "Заря". Рыбы в реке было в достатке. Селяне имели в своих дворах коров, поросят, кур, овец. Ныне никакой живности нет. Один раз в неделю приходит автолавка с продуктами, которые заказывают по телефону. Деревня большая, но многие дома стоят впусте. Лишь 9 домов с дачниками. Они имеют огороды, выращивают овощи и увозят на зиму в свои городские квартиры. Дом у Надежды Васильевны большой, с двумя русскими печками. На усадьбе баня, хозяйственные постройки, огород в 30 соток. Она купила вместо своего сгоревшего этот дом всего за 200 тысяч рублей. В Москве однокомнатная квартира стоит более миллиона. О будущем деревни с сожалением говорит: "Да какое будущее! Умрём мы, старики, и кто сюда приедет? Вот Вы зашли ко мне, я и рада. Пойдёмте, берёзовым соком угощу".

Экологическая обстановка

В целом можно сказать, что взаимодействие человека и природы в основном благоприятны. Но есть и негативная сторона проблемы. По берегам Сухоны размножается зловредное растение — борщевик. Добрался он и до северного края. По берегам Белого моря и на его островах борщевика нами не замечено. Вода в Сухоне и Северной Двине, по словам местных жителей, не пригодна для употребления в пищу. При нужде кипятить обязательно. Воду пить можно из реки Пинега, как уверяли нас туристы из Архангельска. В море вода чистейшая, очень хорошо просматривается дно у побережья. Но после того, как помоешь руки и вытрешь их полотенцем, на руках ощущаются мелкие вроде бы песчинки. Вероятно, это и есть морская соль.

Основная экологическая проблема заключается в характере самих рек, особенно Северной Двины. Она намывает пески, целые острова. Потому и меняется основное русло. Там, где были пристани (Котлас, Верхняя Тойма), сплошные пески. Бывшие речные вокзалы и пристани оказались вдалеке от фарватера. В советское время существовала речная служба по очистке русла реки. Поднимали со дна реки камни, песок и вывозили на специальных баржах. Ныне такой службы нет. Человек перестал заботится о реке. Только на Северной Двине ниже Верхней Тоймы встретили мы буксир с бонами – признак работ о очистке фарватера. Намывные пески — одна экологическая проблема. Другая заключается в том, что местами глинистые берега захламляются деревьями, падающими к реке в результате подмыва течением.

l.png


Мы покидаем Соловецеий остров при полном штиле. Вдали остаётся Спасо-Преображенский монастырь, вереди Кемь и возвращение домой

Состояние реки отмечает и Александр Замараев: "На Двине встречались не очень глубокие места. Приходилось идти тихо, мерить шестами глубину реки. Матрос кричит: "Не маячит!". Это значит: шест не достаёт до дна. "Подтабань!"  глубина больше сажени по шесту, достает до дна".   

И ещё одна проблема. На реках везде и всюду топляки — наследие прошлого времени, когда лес сплавляли по рекам. На море, его прибрежная полоса во многих местах забита плавником, выброшенным на берег морскими волнами.

Ну и, наконец, как принято говорить, человеческий фактор. Люди порой оставляют кучи мусора, различных отходов своей деятельности.

В Верхней Тойме на гору ведёт длинная и очень удобная лестница. В некоторых местах установлены площадки со скамейками для отдыха. Но мусорных баков нет. Потому остатки еды, пакеты, окурки и прочий мусор скапливается под лестницей.

На берегу Белого моря около одинокого домика стоит щит с надписью, в которой выражается благодарность за соблюдение чистоты. Тут же оборудовано место для костра и отдыха. Но вокруг пустые бутылки, консервные банки, склянки, бумага, разбросанные как попало головёшки. Люди не прислушиваются к советам. Да и о них в достаточной степени не побеспокоились. Мусорных баков нет. Нет и туалета. Другое дело на острове Анзер. У причала, куда подходят туристы для посадки и отправления на теплоход, установлены указатели, где находятся туалеты и мусорные баки. Потому и на пристани чисто.

Экологические проблемы следует решать комплексно. С одной стороны — это государственная забота по борьбе с борщевиком и очистке русла рек. С другой стороны — необходимость экологического воспитания населения.

Память

Наше путешествие, как, впрочем, и вся наша жизнь, это, прежде всего, закрепление в памяти опыта прошлых поколений. Мы повторяем и развиваем этот опыт и передаём его по наследству.

ilbi.png


На берегу Рабочеостровска

Достойно сохраняют памяти в музеях, на площадях и улицах районных центров. Это видимая сторона. Но сохраняется и невидимое, прежде всего, традиции. Отметим некоторые черты в нравственном облике северян.

Дружелюбие и добропорядочность

Везде и всюду нас встречали приветливо и добросердечно. Приглашали в гости, откровенно рассказывали о своём житье-бытье, помогали в наших трудностях, давали полезные советы. И всё бескорыстно, от доброй души.

В деревне Сидоровская, которая входит в состав Конецгорья, встретился я с Надеждой Витальевной Толстопятковой. Спросил, где можно набрать питьевой воды. Она тут же повела меня в свой огород к колодцу, включила мотор и набрала мне воды. При этом не удивилась, что пришёл незнакомый человек, и дружелюбно рассказала про свои заботы, показала огород, угостила вишней.

Другой пример. Посёлок Березник. Пришвартовались мы к мосту в виде деревянного настила. Думали, что причал. Оказалось, что это специальные мостки для полоскания белья. Вечером полоскал бельё молодой человек. Утром пришла с бельём жена бывшего главы администрации посёлка Валентина. Вернее, не пришла, а приехала на крутой иномарке. У неё в доме есть всё для стирки, сушки, глажки белья. А полоскает бельё в реке. Соблюдает традицию. Разговорились. Она помогла нам во многом. На своей машине отвезла Юрия на заправку (а это далековато), где он заправил канистры бензином. Потом заполнили свой баллон газом. Закупили нужные нам продукты в магазинах. Меня отвезла в музей. На другой день, прощаясь, в ответ на нашу благодарность сказала, что не зря потратила время с нами - всё собой де занималась, надо и для других постараться, о других позаботиться.

Отправляясь из Холмогор, забыли мы на берегу упаковку с парусом. Через полчаса догоняет нас семейная пара на моторной лодке и передаёт нам забытый нами парус. Не требуя никакой платы. Отказался от оплаты и молодой человек, отремонтировавший нам повреждённый румпель.

Рыбаки делились с нами своим опытом, подсказывали, где и каким способом лучше всего ловить рыбу, дарили нам свои рыболовные снасти.

Отдельная речь об архангельских турист

kpyu.png


Лабиринт-новодел, изготовленный для привлечения туристов. Настоящие лабиринты находятся на Большом Заяцком острове. Это каменные спиралевидные выкладки с диаметром от 3 до 20 метров. Вход и выход расположены в одном месте

ах, с которыми мы познакомились в Холмогорах. Не просто познакомились. Подружились. И не только там, на берегу, они оказывали нам всяческую помощь, но и потом в Архангельске взяли нас под свою опеку. Они организовали нам встречу в Архангельске и стоянку в уютной бухте Центральной станции спасения, посещение концерта в день Военно-Морского флота, фестиваля духовых оркестров, двух архангельских верфей по изготовлению кочей, экскурсию в Малые Корелы и даже русскую баню. У нас установилась переписка и на последующее время.

Память и сохранение традиций  неотъемлемая часть духовной жизни северян. В городах и крупных посёлках память сохраняется на государственном уровне. Примерами тому музеи и памятники. Порадовало состояние памятников в Тотьме, Нюксенице, Великом Устюге, Котласе, Верхней Тойме, Брин-Наволоке, Холмогорах, Ломоносове, ну и, конечно же в Архангельске. Другое дело в деревнях. Они брошены на произвол судьбы. В них теплится жизнь только в качестве дачных мест. О памятных местах, достопримечательностях края дачники порой ничего не могут рассказать.

Печальную картину наблюдается в бывшем селе, ныне деревне, Коченьге на Сухоне. Здесь ощущается какое-то запустение. Многие дома превращаются в развалюхи, зарастающие бурьяном. Места нахождения церкви я так и не нашёл. Случайно средь высокой, труднопроходимой травы увидел верхушку памятника-пирамидки. Пробрался к нему. Памятник в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. У оградки заросшая травой бетонная площадка и перед ней ряды деревянных скамеек со спинками. По началу в траве и не заметил. Стало быть, чтили когда-то селяне память своих земляков. Митинги здесь проходили, встречи с ветеранами. Венки к памятнику возлагали. Ныне всё забыто и все забыты. Даже Надежда Васильевна в беседе со мной о памятнике, героях-земляках ничего не рассказала. Печально всё это. Живут дачники, наслаждаются отдыхом, трудятся на огородах… И как будто не было для них войны. Нет для них престольных праздников и весёлых ярмарок. Утратили они и память о тех, кто погиб, защищая Отечество во имя их счастливой жизни.

С грустью покидал я Коченьгу. Не гуляют там молодые мамы с колясками. Не справляют там свадьбы. Да и дачники меж собой не общаются. А зимой заметается деревня снегами. Завихряются метели меж домами. Мечутся там снежные вьюги. И нет там следа человеческого.

Одним из вариантов восстановления их жизнеспособности может быть музеефикации региона. Все музеи и природные памятники по маршруту Тотьма — Соловки создают своеобразную цепочку "От музея к музею. От памятника к памятнику". То есть отдельные места уже музеефицированы. Осталось только связать эти отдельные музейные центры в единую систему с тем, чтобы весь регион по Сухоне, Северной Двине и Белому морю был музеефицирован. Вся эта территория, включая населённые пункты и объекты природы, могут быть включены в состав единой региональной музейной сети. Проблема не сиюминутная. Она требует долгосрочного решения в рамках федеральной программы "Культура России". Музеефикация во многом может решить назревшие социально-экономические проблемы, в том числе занятость населения и возрождения деревни и сельскохозяйственного производства.

Восстановление северной деревни необходимо как в сельскохозяйственном производстве, так и в сохранении памяти. Памятью земля держится, с памятью люди продолжают свой род. И обоснованная выше музеефикация может сыграть значительную роль в возрождении деревни и восстановлении памяти.

Историко-культурная обстановка по маршруту Тотьма — Соловки сама по себе обосновывает необходимость музеефикации обозначенной территории. Наличие крупных культурных центров и музеев создают основу для создания единой музейной сети. Музеефикация может способствовать возрождению северной деревни с её промыслами и сельскохозяйственным производством.

prvkg.png


Штормы штормами, но закаты на Белом море – удивительное зрелище

Заключение

Мне 83 года. Инвалид второй группы. Перенёс операцию на сердце. Претерпел пожар, получив ожоги 3, местами 4 степени. Но стараюсь трудиться и познавать мир. А потому веду активный образ жизни. Есть пословица: "В здоровом теле здоровый дух". Но я исповедую несколько иную интерпретацию этой пословицы. Если есть в тебе здоровый дух, то при активной жизненной позиции будет и здоровое тело. И я воспринимаю, как аксиому, известное выражение: "Жизнь прекрасна ещё и тем, что можно путешествовать". Со мною полностью согласен мой товарищ Юрий Бурлак.

Проложенный нами маршрут интересный, привлекательный и познавательный. Живописные картины природы вдохновляют на плодотворную жизнь. Негативные стороны окоёма рек заставляют задумываться над происходящими социальными процессами и прилагать усилия к устранению негативных явлений. Наличие активно действующих музеев и оригинальных природных достопримечательностей вселяют надежду на благоприятное развитие описываемого региона.

Итак, мы вполне благополучно завершили наше путешествие, повторив путь царя Петра I и тотемского крестьянина Александра Замараева. Изменения на пути разительные. Много воды утекло, много песков намело, много берегов понавымело, много топляков на берега рек понаметало, много деревьев и остатков кораблекрушений из морских пучин на берега повыбрасывало, много селений деревенских травой и чертополохом позарастало. На Соловецких островах, в Архангельске и районных центрах (Тотьма, Нюксеница, Великий Устюг, Котлас, Верхняя Тойма, Березники, Холмогоры), благодаря наличию там музеев, историко-культурное наследие сохраняется. В сельской местности удручающее положение. В самой жизни и в сохранении культурного наследия. По рекам пассажирского сообщения нет. В 1912 году А. Замараев, путешествуя на Соловки, в своём дневнике назвал 19 пристаней с характеристикой некоторых из них. В 2022 году мы не видели ни одной пристани. Лишь в Котласе сохраняется здание не действующего речного вокзала. Привокзальная площадь напоминает нам о былом благополучии города.

Исходя из наших наблюдений, следует сказать, что чрезвычайно актуальной является проблема возрождения северной деревни — как сельскохозяйственного производства, так и хранительницы народных традиций. Земля — кормилица наша. Испокон веков деревня кормила город, снабжая горожан естественной и экологически чистой продукцией. Испокон веков деревенские жители чтили память предков и сохраняли память. Испокон веков передавали опыт поколений. Испокон веков люди селились вдоль рек. Река не только питательная среда (вода, рыба) и транспортное средство общения. Река имеет ещё и стратегическое значение. Поэтому так важно, особенно в эпоху социальных потрясений, возрождение деревни.

oi.png


Прощальный отблеск креста на часовне чудотворца и нашего покровителя святого Николая

Участники проекта:

  • Решетников Николай Иванович, член Московского городского отделения РГО
  • Бурлак Юрий Александрович, член Московского городского отделения РГО

Заметкой и фотографиями поделился Николай Решетников

Материалы по теме: