Спасение последней сохранившейся вагонетки Тельбеса

Команда третьего этапа проекта
Команда третьего этапа проекта

Совместный проект Кемеровского регионального отделения Русского географического общества и музея-заповедника «Кузнецкая крепость» по спасению последней сохранившейся вагонетки Тельбеса.

 12 ноября 2022 года завершилась активная фаза проекта, реализация которого заняла в общей сложности более года и сплотила в одну команду свыше двадцати «покорителей пространства» и профильных специалистов Новокузнецка. В этот день в город прибыла последняя (чудом сохранившаяся) рудная вагонетка легендарного Тельбесстроя, поднятая руками энтузиастов из глубин рудника.

Историческая справка: Тельбесское железорудное месторождение обнаружено (офиц. данные) в 1816-м. Первоначально руда – в небольших объемах – добывалась для нужд Томского железоделательного завода. Первые серьезные попытки промышленного освоения осуществлялись «Акционерным обществом Кузнецких каменноугольных копей (Копикуз)» в 1913–1918 гг. Горнодобывающее предприятие действовало с 1926 по 1942 гг. В 1932-м проведена первая плавка из тельбесской руды на Кузнецком металлургическом комбинате. К 1942-му месторождение выработало ресурс. В 1948-м завершены последние консервационные работы.

bez_imeni-1.jpg

Вагонетка в капсуле времени                                     Рельсовый путь
Вагонетка в капсуле времени

Вагонетку (если быть точным, ее клепаный чашеобразный кузов – «койку») обнаружил осенью 2020 года в ходе очередного обследования выработок командой КРО РГО Денис Садовничий. Была проведена фото- и видеофиксация, оценка состояния находки. Кузов лежал на рельсовых путях на глубине порядка 8 метров под поверхностью – в «капсуле времени», образованном двумя последовательными завалами. Спуск с поверхности осуществлялся по вертикальному колодцу. В камеру вел ход, высотой порядка 15–20 см.

В результате консультаций со специалистами музея-заповедника «Кузнецкая крепость» находка была определена как уникальная. Это последний известный сохранивший кузов вагонетки – из тех, что использовались на предприятиях Кузбасса в героическую эпоху индустриализации 30-х годов и в военное время. Было принято решение об изыскании возможности его подъема с последующей музеефикацией. По задумке, полностью воссозданная вагонетка должна стать экспонатом нового выставочного кластера на территории крепости, посвященного первому горнодобывающему предприятию Кузнецка – шахте Якова Фамильцева. Решение это тем более верно, что будущий экспонат теоретически (это требует серьезной проверки) может оказаться образцом дореволюционной промышленной техники.

Следует отметить, что еще пару десятков лет назад в штольнях Тельбеса сохранялись как минимум две полностью целые вагонетки, но весь металл, до которого можно было относительно легко добраться, в постперестроечные годы был вывезен из рудника «в коммерческих целях».

bez_imeni-2.jpg

У поверхности. Впервые за 80 лет
У поверхности. Впервые за 80 лет

26 сентября 2021 года группа, состоящая из чл. Совета КРО РГО Сергея Ерофеева, научного сотрудника МЗ «Кузнецкая крепость», чл. РГО Андрея Чекалина и фотокорреспондента Андрея Мясникова, совершила однодневный выезд на бывший Тельбесский рудник с целью определения потенциальной возможности подъема кузова на поверхность. Такой подъем был признан возможным. Он растянулся на 5 этапов – с июля по ноябрь 2022 года. Неоценимую помощь и поддержку проекту оказали председатель Общественного совета при управлении культуры и молодежной политики г. Новокузнецка, руководитель регионального патриотического проекта «Вершины воинской славы» (под эгидой КРО ВОО РГО) Александр Волобуев и руководитель команды волонтеров регионального патриотического проекта «Вершины воинской славы» Илья Кузьмичев.

5._v_doroge.jpg

 В дороге
В дороге

Первый этап – 24 июля. Участники провели итоговую фотофиксацию в «капсуле времени» и расчистили горизонтальный ход, прокопав завал с применением саперных лопаток. Высота горизонтального хода при этом увеличилась с 10–15 см до 80–100 см.

Второй этап – 17 сентября. Кузов вагонетки вручную переместили (откантовали) под колодец бывшего рудоспуска и извлекли на дневную поверхность ручной лебедкой. Также была проведена доразведка местности для предстоящего перемещения груза – а это около четверти тонны – по старой тропе до ближайшей грунтовой колеи.

Третий этап – 8 октября. При помощи лебедки кузов был поднят вверх по склону оврага – от колодца рудоспуска до кромки леса.

На четвертом этапе (5 ноября) участники расчистили старую тропу от склона оврага до бывшей электроподстанции. По этой тропе груз вручную – при помощи салазок – перетащили на полкилометра по направлению к броду через реку Тельбес. На пятом этапе (12 ноября) его на тех же салазках доставили к переправе и уже на автомобиле вывезли в город.

В проекте приняли участие члены Русского географического общества: Сергей Ерофеев, Андрей Чекалин, Александр Волобуев, Максим Гилев; друзья Общества и волонтеры: Павел Дороганов, Илья Кузьмичев, Дмитрий Гладышев, Эдуард Тяпикин, Андрей Мясников, Игорь Мясников, Никита Маркин, Алина Белоусова, Александр и Ирина Ничинские, Надежда Васильева, Нина и Анна Коноваловы, военно-патриотическое объединение «Воевода».

bez_imeni-3.jpg

В мастерской
В мастерской

В настоящее время кузов вагонетки очищен от ржавчины, предстоит его покраска. Спонсором реставрационных работ выступил чл. РГО Александр Волобуев. До конца года чудом уцелевший свидетель славной эпохи промышленного освоения нашего края займет постоянное место в фондах музея-заповедника «Кузнецкая крепость».

 

По информации оргкомитета. Фотографии предоставлены участниками проекта