"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 29

Путевой дневник В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК. Ф. ВКА. Оп.1. Д. 27
Путевой дневник В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК. Ф. ВКА. Оп.1. Д. 27

«Хотелось бы сделать многое для инородцев, но товарищи не хотят признавать их за людей»

Поездка на Тунгуску. В сентябре В.К. Арсеньев со своим добровольным помощником Б.И. Ильенковым отправился в новую поездку, на этот раз на реку Тунгуску. Они рассчитывали добраться туда на пароходе «Переселенец», отходившим 17 сентября 1917 г., но рейс был отложен, и путешественники перебрались на катер «Сатурн», который с баржей «Бира» уже снимался на Тунгуску. На баржу набилось много народу, на ней же везли коров, лошадей. Шум, грязь, ругань и теснота заставили Арсеньева со спутником перейти на катер. Но и там было ненамного просторнее: в маленькой каюте, приспособленной только для житья рулевого и машиниста, оказались пять человек, поэтому ночью пришлось спать по очереди.

img_2335_1344.jpg

Путевой дневник В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК. Ф. ВКА. Оп.1. Д. 27.
Путевой дневник В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК. Ф. ВКА. Оп.1. Д. 27.

К вечеру того же дня катер «Сатурн» добрался до села Николаевка, расположенного на правой стороне Тунгуски. «Со свойственной русским халатностью, – писал в дневнике В.К. Арсеньев, – наши командиры (они же кочегары и рулевые) не запаслись достаточно дровами, рассчитывая «на авось и как-нибудь». Чтобы добраться до Николаевки, пришлось сжечь сходни, потому что дров не хватило. В заливе баржу оставили около селения, а катер прошел дальше к заводу грузиться обрезками и щепками, набросанными на груды опилок. На нагрузку катера понадобилось три часа времени. Дрова собирались охапками двумя рабочими (они же матросы) и на руках носились на катер. Воспользовавшись этой стоянкой, мы пошли с Б.И. Ильенковым в деревню. Надо было идти по дековильке мимо штабелей лесного склада. Русское предприятие. Куда ни глянешь – всюду бросается в глаза беспорядок, безалаберщина, всюду видна бессистемность. Что-то предполагалось сделать, но не доведено до конца. Потом, видимо, пришло другое лицо, пошли другие порядки, которые тоже не доведены до конца. С одной стороны, как будто бы тенденция к порядку, а с другой – как будто нежелание создать в деле порядок. Рядом с правильно сложенным штабелем набросана груда досок как попало. Поперек дороги лежит доска, она всем мешает, но никто не хочет сбросить ее в сторону. Проклятая русская лень!».

На следующий день катер опять остановился – снова не хватило дров. В.К. Арсеньев воспользовался стоянкой, чтобы провести небольшую археологическую разведку в местном монастыре. Несколько лет назад настоятель монастыря отец Иосаф подарил Гродековскому музею неплохую коллекцию, состоявшую из медных маньчжурских украшений, копий, стрел и других предметов. Но Арсеньеву не удалось ничего найти, и он отправился в деревню Архангеловка, которая имела, как он отметил, «такой же жалкий вид, как и все другие русские деревни». «У этих людей, – писал он, – стипендиатов Переселенческого управления, нет даже желания хоть немного улучшить свою жизнь. Это тоже дикари, такие же вымирающие, как орочи и негидальцы».

img_2357_2439_2.jpg

Путевой дневник В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК. Ф. ВКА. Оп.1. Д. 27.
Путевой дневник В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК. Ф. ВКА. Оп.1. Д. 27.

19 сентября катер с путешественниками перешел из Тунгуски в реку Кур и остановился у русского селения Улиты. Грустные впечатления остались у Владимира Клавдиевича от посещения и этого села. «Жалкий вид, – писал он, - десять лет живут здесь крестьяне и до сего времени не успели обстроиться как следует, не удосужились местности около своих жилищ придать культурный вид. Является впечатление, что люди эти не эксплуатируют землю, а как болячки паразитируют на ней. Всякая корейская фанза дышит домовитостью, трудолюбием, видны забота и желание устроить жизнь получше, а у этих троглодитов написано на лице: похищничаю, уйду, а место это будь проклято – я и не вспомню о нем. Видели гольдов. Все они заняты сейчас рыбной ловлей и потому одеты в старенькую заплатанную одежду. Они молчаливы, озабочены, наивны и простодушны.

img_0007_6000_2.jpg

Фото В.К. Арсеньева с пометой: «Охотники – тунгусы. Ламуты» (Эвены). Архив ПКО РГО – ОИАК.
Фото В.К. Арсеньева с пометой: «Охотники – тунгусы. Ламуты» (Эвены). Архив ПКО РГО – ОИАК.

Они живут своей особой жизнью, видимо, сторонятся русских – и хорошо делают. Из всех русских селений лучшее – Новокурово (бывшее Восторгово) … Деревня зажиточная, кое-где есть распашки и много огородов. Крестьяне одеты чище, в обращении проще, вежливее. Зато следующая деревня – Преображенская – настоящее стойбище дикарей. Капусту и картофель они покупают в городе, о муке и говорить нечего. От таких засельщиков стране приносится только вред. Скорей бы они спились, перерезали друг друга и хотя бы таким образом очистили край, предоставив его туземцам: гольдам, орочам и тунгусам».

img_2358_2501_1_2.jpg

Путевой дневник В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК. Ф. ВКА. Оп.1. Д. 27.
Путевой дневник В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК. Ф. ВКА. Оп.1. Д. 27.

20 сентября в деревне Гармахт В.К. Арсеньев и его спутники распрощались с катером. Из этой деревни они перешли в гольдское стойбище Альды и вечером долго разговаривали с его обитателями о житье-бытье. На следующий день они двинулись на лодках дальше по реке – от стойбища к стойбищу. Встречаясь с гольдами и тунгусами, они подолгу беседовали с ними. Комиссар по инородческим делам Временного правительства не ставил перед собой задачу будущего переустройства их жизни, он хотел собрать наказы, чтобы в дальнейшем, уже в Хабаровске, руководствоваться ими в своей деятельности.

img_0011_6000_1_2.jpg

Фото В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК
Фото В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК

25 сентября, находясь в юрте тунгуса Иннокентия Иванова, Арсеньев записал в дневнике: «Встали в 9 часов утра – утро ясное и прохладное. Обход тунгусских юрт. Часов в 11 утра поехали в стойбище Нирян. 3 юрты. Остов их состоит из жердей, которые обложены сверху полосами берестовой коры. Чтобы кора не коробилась, ее предварительно вываривают в воде с золой. Полосы сверху накладываются так, что желтые чередуются с белыми. Юрта круглая, конусообразная и весьма напоминает индийский вигвам. День прошел в обходе юрт и в разборе долговых обязательств тунгусов к китайцам. Последние продают табак по 120 рублей пуд, а икру принимают вместо 12 руб. за пуд по 6 руб. Икра меняется на чай и табак. Выяснилось, что при такой меновой торговле табак продается тунгусам по 240 руб. за пуд. Кабалья задолженность тунгусов китайским купцам при этих условиях вполне понятна. Скверную роль посредников между тунгусами и китайцами играют якуты».

На следующий день состоялась сходка всех тунгусов стойбища, которые выбирали старосту и двух членов комитета. Перед ними выступил Владимир Клавдиевич. Обсуждая свои нужды, все говорили много, но не перебивали друг друга. Арсеньев тщательно записал все пожелания жителей. 27 сентября 1917 г. В.К. Арсеньев отметил в своем дневнике: «Перед отъездом у тунгусов всегда возникает много вопросов. Они долго являлись к нам со своими просьбами и за советами. Только в 10.30 удалось начать укладываться. В 11 часов лодки отчалили. Тунгусы вышли нас провожать вместе с женщинами и детьми. Когда лодки отплыли, тунгусы подняли крики и стрельбу из ружей. Мы помахали им фуражками, они ответили вновь криками и пальбой. Через несколько минут лодки скрылись за поворотом».

img_2378_2478_2.jpg

Путевой дневник В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК. Ф. ВКА. Оп.1. Д. 27.
Путевой дневник В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК. Ф. ВКА. Оп.1. Д. 27.

img_2394_2455.jpg

Путевой дневник В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК. Ф. ВКА. Оп.1. Д. 27.
Путевой дневник В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК. Ф. ВКА. Оп.1. Д. 27.

Вернувшись домой, Арсеньев писал в одном из своих писем: «Хотелось бы сделать многое для инородцев, но товарищи не хотят признавать их за людей и чинят насилия.

Свободу они поняли как свободу самых жестких и грубых насилий».

10 октября 1917 г. В.К. Арсеньев уволился в отставку с переименованием в коллежские советники.

Во время всей поездки Арсеньев не упускал возможности заняться своим любимым предметом – этнографией. По возможности он собирал коллекции, записывал сказания. Тогда же Владимир Клавдиевич решил, что следующее путешествие он совершит на хребет Ян-де-Янге.

Автор: Амир Хисамутдинов,

председатель архивно-библиотечной комиссии ПКО РГО – ОИАК

Материалы по теме:

"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 1. Как появилась "богом данная" фамилия Арсеньев

"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 2. Детство и юность

"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 3. Путь на Дальний Восток начался с Польши

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 4. Боевое крещение в Благовещенске

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 5. "Привет из Владивостока", или Первые впечатления

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 6. "Видно, что поручик Арсеньев, любитель сценического искусства"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 7. Первые легенды о встрече с Дерсу Узала

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 8. 1903 г. Общество изучения Амурского края – любовь с первого взгляда

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 9. Охраняя тыл Русско-Японской войны

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 10. За славой в Хабаровск

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 11. 1906 г. Первые строки "Дерсу Узала"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 12. "Как зовут?" - "Имя – Дерсу, фамилия – Узала"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 13. В "сердце Зауссурийского края". 1907 – 1908 гг.

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 14. "Прощай, Дерсу! В лесу ты родился, в лесу и покончил расчеты с жизнью"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 15. "Труд и лишения, выпавшие на долю отважных путешественников"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 16. 1909 г. "Какой-то мыслитель сказал, что красота жизни заключается в резких контрастах. Как это справедливо! "

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 17. Успех выступления в Петербурге превзошел все ожидания

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 18. 1911 г. "Для выполнения возложенного на него особого поручения"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 19. Военные и научные будни штабс-капитана Арсеньева

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 20. Рекомендации Арсеньева по спасению Уссурийской тайги

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 21. Нансен (1913 г.): "Капитан Арсеньев указал мне много интересных предметов"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 22. Для души в Этнографический кружок

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 23. Друзья, коллеги и планы

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 24. Понятовский: "Лицо несколько сурово, но симпатичное"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 25. 1915 г. Трижды участвовал в перестрелках, но не забывал об исследованиях

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 26. К друзьям в Харбин

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 27. С увлечением рассказывая о своих путешествиях

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 28. 1917 г. Рекомендации комиссара по инородческим делам Арсеньева