Добраться до самой северной точки планеты Георгию Седову так и не удалось. Однако сама героическая экспедиция стала историей, одним из жестоких этапов в освоении полярных просторах. Её участников отличало редкостное упорство, готовность преодолевать любые трудности и заниматься научной работой при любых условиях. Самым отчаянным и настойчивым был сам капитан…
Мечта всей жизни
Добраться до полюса Георгий Седов "грозил" своей жене задолго до того, как принялся планировать экспедицию всерьёз. В начале ХХ века это было "модной темой", о которой с азартом спорили в светских салонах. Многие не видели смысла в том, чтобы "чтобы ценою величайших трудностей и мучений добраться до этого условного пятна на географической карте". Капитан был с этим решительно не согласен.
Вера Май-Маевская (Седова) вспоминала слова мужа:
"Разве мало примеров в истории науки, когда, казалось бы, отвлеченная мечта приобретала для человечества практический смысл? Взять хотя бы астрономические наблюдения. Как будто отвлеченное занятие — наблюдать за небом, а между тем астрономия помогает нам, морякам, держать курс корабля в море. Можно ли утверждать, что стремление к полюсу бессмысленно? Нет, тысячу раз нет! Я не сомневаюсь в том, что, изучив полюс и районы, прилегающие к нему, мы разгадаем величайшую загадку природы. Среди северных льдов, где рождаются циклоны, где властвуют неизученные морские течения, мы сумеем найти разгадку климата, а следовательно, и найти пути к покорению засухи, заморозков и других стихийных бедствий. И я верю, что так оно и будет, может быть не теперь... но разве мы не должны думать о будущем?!"
Пустым прожектёром Седов никогда не был. К 1911 году у него уже был готов подробный план экспедиции и рапорт начальству в Гидрографическое общество. "Ледовитый океан привлекал к себе внимание чуть ли не с X столетия, а суровый Север грозил бедой отважным морякам. Однако опасности не остановили смелых: человеческий ум до того поглощен великой задачей, что разрешение ее сделалось сплошным состязанием для всех наций. В этом состязании участвовали все государства, даже сухопутная Австрия; не было только России. Горько и обидно!", — сетовал он в объяснительной записке.
Заветной мечтой Седова было добраться до Северного полюса. Фото: wikipedia.org
Читайте также: Горькие "сладкие воды" отважного капитана
К ней прилагалось описание предполагаемой научной работы, обоснования, почему предыдущие исследователи потерпели неудачу, подробный план экспедиции.
Седов предполагал взять с собой 14 человек и полсотни собак из Архангельска и добраться до Земли Франца-Иосифа. Там планировалось остановиться на зимовку, в ходе которой провести гидрографические, астрономические и магнитные работы, изучить флору и фауну, а по возможности организовать метеорологическую и гидрологическую станции. Следующий этап — собственно, дорога к полюсу, либо на корабле, либо по льду, в зависимости от обстоятельств. По возвращении "полюсной партии", в которую должны были войти четыре члена экспедиции с собаками, — обратный путь.
"Главная цель моя — достижение полюса как вполне определенной астрономической точки, - говорил Седов. – Будет ли она установлена на льдине, плавучей или неподвижной, или в каких-либо других обстоятельствах — безразлично".
По предварительным расчётам на экспедицию требовалось 60-70 тыс. рублей, что было сравнительно дёшево — нашумевшие в те годы предприятия Циглера и Нансена обходились в сумму около миллиона. Но и такие деньги достать оказалось непросто.
Члены экспедиции во время её подготовки. Архангельск, 1912 год. Фото: wikipedia.org
Гонка с препятствиями
В Гидрографическом управлении Седову предоставили отпуск, но выделить финансы на экспедицию отказались. В Государственной Думе проект также не поддержали. Морские офицеры относились к идее достижения полюса с изрядным скепсисом. Финансовые магнаты, к которым обращался капитан, опасались вкладывать в проект свои средства. Седову удалось уговорить Михаила Суворина, совладельца газеты "Новое время", организовать подписку частных средств, сам Суворин выделил на экспедицию 20 тыс. рублей. Частным образом внёс 10 тыс. император Николай II, за счёт прочих жертвователей удалось наскрести ещё 12 тыс. Этого не хватало, но время поджимало — полярное лето слишком коротко.
"Тёплое платье, сухари, солонину, масло заказал, — писал Георгий. — Для изготовления этих запасов необходимо заказывать теперь же. На всё нужны задатки. Вот в этом-то и задержка. Из Тобольска имею телеграмму: "Готовы доставить Архангельск тридцать собак за три тысячи. Половину денег высылайте задатку"... Над этим тоже голову ломаю. Во всяком случае, как-нибудь справлюсь и с этим делом", — вспоминала жена капитана.
Парусно-паровое судно "Святой мученик Фока" зафрахтовано в Архангельске у зверопромышленника Дикина. Седов тщательно подбирает команду — Вера Май-Маевская писала, как он отказал от места одному из матросов, увидев, как тот спал на часах. "По-человечески жаль мне его. Но не могу, не имею права проявить снисхождение. Ты пойми, если он здесь, на материке, потерял чувство долга, не нашёл в себе сил выстоять несколько часов на вахте, то что же будет там, на Севере, где от каждого из нас потребуется величайшая самоотверженность, готовность к самым тяжёлым лишениям. Там он может подвести всех нас. Лучше уж сразу отказываться от слабых и малодушных" — объяснял он жене своё решение.
Георгий Седов с женой Верой на борту "Святого Фоки", справа жена архангельского губернатора, Сосновская. Фото: wikipedia.org
Время было отплывать, но то и дело возникали проволочки. Портовые власти не давали разрешения на выход судна из-за того, что указать "порт назначения" экспедиции было никак невозможно. Требовалось оформить или переоформить документы. Когда судно уже было загружено и готово к отправлению, от Седова потребовали сгрузить "лишнее" под тем предлогом, что у "Великомученика Фоки" слишком глубокая осадка. Именно так команда лишилась части необходимых припасов, среди которых были подаренные Фритьофом Нансеном примусы, часть посуды, запас угля.
С командой тоже не задалось – буквально перед отправлением владелец корабля подговорил часть моряков расторгнуть контракт. Он надеялся получить деньги за аренду "Фоки", не рискуя потерять его. В последний момент Седов набирал недостающих членов экипажа, уже не имея возможности следовать собственным жёстким критериям.
Вера Май-Маевская вспоминала атмосферу тех дней:
"Однажды он пришёл радостный, сообщил: — Нашёл! Представляешь — нашёл замечательного механика Ивана Андреевича Зандера. Но вот пришла жена этого самого Зандера и чуть ли не со слезами стала упрашивать меня уговорить Георгия Яковлевича не брать с собой старика. — Подумать только, — говорила она, — на пенсию вышел, домик свой приобрели, пожить бы спокойно на старости лет, дочек замуж выдать, ан нет, как услышал, что экспедиция отправляется, заладил одно, — не могу дома сидеть..."
При том, что на судне была установлена радиоаппаратура, радиста в команде не оказалось — морское министерство отказалось отпустить своего специалиста с экспедицией.
Проводы экспедиции Георгия Седова. Архангельск, 1912 год. Фото: wikipedia.org
И всё же, несмотря на все эти препоны, 27 августа 1912 года "Святой Великомученник Фока" вышел из Архангельска и взял курс на север. Не дойдя до полюса, там навсегда останется Георгий Седов. Не вернётся домой и механик Зандер, которого с такой радостью принял в экипаж капитан. Но та часть команды, которая всё же сумеет прийти назад, привезёт ценнейшие научные материалы. И историю плавания, которая будет ещё много десятилетий вдохновлять новых исследователей, путешественников, полярников.
Читайте также: Реальные лица "Двух капитанов" Каверина. Георгий Седов
Ольга Ладыгина