Подлинная история Арктики необходима для обоснования присутствия России в регионе

Подлинная история Арктики необходима для обоснования присутствия России в регионе Подлинная история Арктики необходима для обоснования присутствия России в регионе
Павел Филин. Фото: Ольга Семенова

Павел Филин. Фото: Ольга Семенова

Об историко-культурных аспектах освоения Арктики рассказал старший научный сотрудник Центра арктических исследований Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры), член Русского географического общества, кандидат исторических наук Павел Филин. Он выступил с докладом в Штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге. Речь шла о двух недавних экспедициях Русского географического общества и Минобороны России — на архипелаг Новая Земля и мемориальной экспедиции на остров Врангеля. В состав исследовательской команды входили специалисты разных наук и направлений — гидрологи, микробиологи и многие другие. Особый интерес представляет изучение всего того, что доказывает присутствие нашей страны в северных широтах с самых давних времен, в эпоху Российской империи и в советский период.

Будет ли найдено судно Баренца?

Экспедиция на Новую Землю началась в июле 2025 года. На военном ледоколе «Илья Муромец» было пройдено 3,5 тыс. км и сделано четыре высадки на самом севере архипелага, в ходе которых были обследованы объекты историко-культурного наследия.
Важной точкой путешествия стал мыс Спорый Наволок, где находятся остатки зимовья голландской экспедиции Виллема Баренца 1596–1597 годов. Известно, что Баренц пытался найти путь в Индию и Китай через Северо-Восточный проход и ближе к Северному полюсу, будучи уверенным, что в высоких широтах льда должно быть меньше, так как его растопит солнце полярного дня. Экспедиция закончилась неудачно, корабль был зажат льдами. После зимовки, бросив судно, остатки команды на лодках вернулась домой. Сам Виллем Баренц умер в этом последнем походе. Могила его не сохранилась.
Впервые зимовье Баренца было обнаружено в 1871 году норвежским капитаном Эллингом Карлсеном, и на тот момент дом был еще целым. Внутри находились кровати, сундуки с предметами быта, очаг и даже записки Баренца. В 1930-х от зимовья уже остались только развалины. Серьезные археологические раскопки были проведены учеными-географами Павлом Боярским и Вадимом Старковым только в середине 1990-х годов.
Сейчас зимовье Баренца — официально охраняемый археологический объект, исторический памятник XVI века, расположенный в национальном парке «Русская Арктика» на Новой Земле.

А вот судьба судна Баренца оказалась намного загадочнее. Корабль был оставлен командой вмерзшим в лед недалеко от берега, на нем были пушки, якоря, товар, предназначавшийся для торговли в Индии и Китае. Что с ним могло случиться дальше — никто не знает. Начиная с 1980-х годов большие усилия по поиску судна Баренца предпринял исследователь Дмитрий Кравченко, организовав порядка десяти экспедиций, но ему не удалось определить его местоположение.
Павел Филин рассказал, что в ходе экспедиции РГО на Новую Землю еще в прошлом году, благодаря великолепной погоде, была проведена аэрофотосъемка прибрежной и подводной части территории мыса Спорый Наволок. При анализе фотоснимков на расстоянии примерно 400 м от береговой линии и немного севернее зимовья на глубине 2,5–3 м четко прослеживались какие-то объекты, не похожие на естественные геологические. Их можно было интерпретировать как какие-то бревна, возможно шпангоуты.
— В ходе экспедиции 2025 года, имея координаты предполагаемых объектов, мы обследовали место с помощью эхолота, предоставленного компанией «Фертоинг», и подводного буксируемого металлоискателя, предоставленного Арктическим музейно-выставочным центром, — рассказал исследователь. — Совсем рядом с предполагаемой точкой поиска металлоискатель стал давать четкие и мощные сигналы, всего на площади примерно 150×60 м было зафиксировано более 30 мощных точек с сигналами. Могу предположить, что это могут оказаться и остатки корабля Баренца. Там небольшая глубина, 2,5–3,5 м, и очень подвижная ледовая обстановка. Если там и был корабль, то он должен быть буквально «разутюжен» льдами, но в то же время должно быть и «пятно» находок. Возможно, мы и наткнулись на это «пятно». Сейчас интрига вокруг судна Баренца очень обострилась, и решить окончательно вопрос о том, что же мы нашли, может только погружение на месте подводного археолога. Теперь только водолазные работы могут поставить точку в этом вопросе.

Как Россия вернула остров Врангеля

Вторая арктическая экспедиция, о которой рассказал Павел Филин, состоялась в середине сентября — середине октября 2025 года на гидрографическом судне «Антарктида» и была посвящена легендарным событиям столетней давности.

Предыстория событий такова. В 20-х годах XX века, в смутные времена Гражданской войны, некоторые представители Канады, Англии и США предположили, что Советская Россия слишком слаба, и, пользуясь тяжелой внутренней ситуацией в стране, решили просто забрать один из островов — остров Врангеля. На остров были заселены колонисты-эскимосы и подняты флаги Канады и Великобритании. Положить конец таким действиям должна была экспедиция русского ученого, военного гидрографа Бориса Давыдова (1883–1925). В 1924 году на ледокольном пароходе «Красный Октябрь» он достиг берегов острова Врангеля, экстрадировал обнаруженных там 14 человек — представителей Канады и США — и поднял на острове советский флаг, что обозначало советское присутствие на территории. Ведь впервые о российской принадлежности острова Врангеля было объявлено еще в 1916 году Российской империей.

Экспедиция РГО восстановила исторический флаг на острове Врангеля. Фото предоставлено участниками экспедиции

Экспедиция РГО восстановила исторический флаг на острове Врангеля. Фото предоставлено участниками экспедиции

— Это очень важная работа — обоснование нашего присутствия в северных широтах, — отметил Павел Филин. — Например, несмотря на то что остров Врангеля официально принадлежит России, некоторые круги в США уже давно пытаются оспаривать этот статус, предъявляя на остров свои претензии.

Послание в будущее

В советское время, в 1926 году, на острове Врангеля был образован поселок Ушаковский, где велась хозяйственно-экономическая и научная деятельность (добыча морских животных, охота и разведение песца), работала гидрометеорологическая полярная станция «Остров Врангеля», то есть по международному праву того времени активно велась «эффективная оккупация». Всего проживающих в разное время было около 200 человек. В 1974 году жители поселка заложили капсулу с посланием потомкам, которую, по завещанию, необходимо было вскрыть в 2024 году, то есть через 50 лет.

Письмо в 2024 год, написанное в 1974 году

Письмо в 2024 год, написанное в 1974 году

Участниками экспедиции тумба с капсулой была торжественно вскрыта и послание потомкам было зачитано.
— Если честно, было немного грустно читать это послание, — вспоминает Павел Анатольевич. — Они пишут, что налаживают новую жизнь и что у них все хорошо. Сейчас, конечно, ситуация в поселке совсем изменилась.
Поселок Ушаковский был ликвидирован в 90-х годах прошлого века по экономическим причинам, и сейчас он не входит в число населенных пунктов, дома разрушаются. Тем не менее сегодня там расположен кордон «Ушаковское» действующего заповедника «Остров Врангеля», а также гидрометеорологическая полярная станция «Остров Врангеля» и военная часть.

Древняя стоянка человека и ленд-лизовские самолеты

За время исследований на острове Врангеля в рамках экспедиции было обнаружено большое количество историко-культурных объектов — это и памятник-стела основателю поселка Г. А. Ушакову, сами дома поселка, строения старой полярной станции, два кладбища (одно на внешней косе, там похоронены эскимосы–первопоселенцы, и более позднее, расположенное неподалеку от поселка).
Сохранились и свидетельства произошедшего на острове в 30-е годы прошлого века громкого дела Семенчука — например, могила с памятной табличкой трагически погибшему доктору Николаю Вульфсону. Дело было действительно очень громким, обвинителем на нем выступал сам генеральный прокурор СССР Андрей Вышинский. Начальника станции Константина Семенчука и его помощника обвиняли в смерти Вульфсона, а также в гибели нескольких поселенцев от голода.
Рядом с поселком Ушаковское были обследованы остатки самолета и установлено, что это ленд-лизовский С-47 «Дуглас». Предстоит прояснить обстоятельства и причины аварии самолета.

С-47 «Дуглас». Фото: Семен Алексеев

С-47 «Дуглас». Фото: Семен Алексеев

Недалеко от кордона заповедника на реке Сомнительная были найдены незначительные фрагменты другого ленд-лизовского самолета, а также обследованы два деревянных винта 1930-х годов, которые использовались на самолетах ТБ-1 и Р-5.
— Надо также заниматься археологическими изысканиями на наших дальних территориях, — утверждает Павел Филин. — Например, здесь, на острове Врангеля, еще в 1970-х была найдена стоянка древнего человека Чертов Овраг, которой 3 тыс. лет. Мы посетили это место, и возникло множество вопросов. Почему именно здесь? Как здесь выживали? Почему нет других стоянок? Пока вопросов гораздо больше, чем ответов.

Вера Ковалевская

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Видеогалерея
Лектории
Показать еще Загрузка