В первой части нашего материала о Пинежье мы рассмотрели природно-исторические особенности этого удивительного места на Русском Севере. Именно ими можно объяснить систему верований местного населения в недавнем прошлом. Несмотря на приверженность православию, здесь до сих сохранились отголоски языческих представлений о мире. Итак, поговорим о леших, водяных и других интересных персонажах.
Пространство "плохое" и "хорошее"
Благодаря своим чудским корням пинежане издавна считались на Русском Севере не вполне русскими и обладающими знанием белой и чёрной магии. Дремучая северная тайга, окружающая пинежские деревни на многие десятки, а то и сотни километров, наложила особый отпечаток на верования пинежан. В системе их мифологических представлений деревенский дом предстаёт как центр мироздания, по отношению к которому окружающая природа рассматривается в качестве опасной периферии. Только в доме человек чувствует себя в безопасности. В каждом доме живёт его покровитель — домовой. По поверьям пинежан, домовой, живущий в ладу с хозяевами, ухаживает за скотиной и в трудную минуту всегда придёт им на помощь.
Старый дом конца XIX века в поселке Пинега. Фото: Владимир Горбатовский
Пространство, удалённое от жилья, воспринималось пинежанами как чужое, нечистое, поскольку именно здесь человека подстерегали опасности и беды. В первую очередь это относится к лесу. Если в языческие времена люди жили в содружестве с лесом и считали его своим домом, то с приходом христианства лес у славян стал восприниматься как средоточие язычества и тёмных бесовских сил.
Хозяин леса
В отличие от домового, природные духи, согласно поверьям, настроены к человеку враждебно. Среди духов природных пространств Пинежья наиболее значимы хозяин леса — леший и хозяин речных и озёрных вод — водяной. Другие духи занимали второстепенное место (хозяин болот — болотник, хозяин грибов — боровик, хозяин полей — полевой, хозяин лугов — луговик, хозяйка куста — кустица, хозяин колодца — колодезный).
По поверьям пинежан, леший может встретиться человеку как в своём истинном облике — высокий, без бровей и костей, часто покрытый еловой корой, так и в обращённом виде — как простой человек, но обязательно с какой-нибудь несуразицей в одежде или обуви. Его лесная жизнь устроена наподобие деревенской: у него тоже есть дом, жена и дети.
Лишайник уснея. А может, борода лешего? Фото: Владимир Горбатовский
Отношение человека к лешему двоякое: с одной стороны, он представитель нечистой силы и его надо опасаться, с другой — конечная цель лешего не загубить человека, а наказать его, если тот неправильно ведёт себя в лесу. Его шутки неприятны, но, как правило, не смертельны: он сбивает с дороги путников или пугает хохотом и хлопаньем в ладоши, но в то же время помогает набрать грибов, ягод, добыть зверя или птицу, найти дорогу, если человек его об этом попросит.
Входя в лес, нужно обязательно спросить разрешения у лешего: "Тайга-матушка, лесной царь — батюшка, гостей принимай, ягодами, грибами угощай, от бед оберегай, домой дорожку указывай". В лесу даже простое упоминание имени лешего может обернуться непоправимой бедой, поэтому местные жители предпочитают "матюкаться", а не "лешакаться" (поминать лешего).
"У вас воображенье в минуту дорисует остальное". Фото: Владимир Горбатовский
Леший легко изменяет свой размер от обычного человеческого роста до высоты верхушек деревьев или, наоборот, ниже травы или гриба. Он может превратиться в любого зверя, птицу, дерево, куст, гриб или прикинуться каким-нибудь домашним животным. Любимые места лешего — коряги, вывернутые с корнем деревья, глухая чаща. Его активное время — ночь, до первых петухов, а днём он спит.
Водяной чёртушка
Другой, не менее могущественный дух — водяной, по поверьям, обитает в каждом озере и в каждой реке Пинежья. Пинежане также называют его водяным чёртушкой, чиликуном. В лечебных заговорах он предстаёт как младший брат хозяев соседствующих более крупных водных объектов — Северной Двины или Белого моря.
По поверьям, водяной — это старый плешивый дед с длинной седой бородой и большим брюхом, часто нагой, горбатый, облепленный грязью и тиной. Нередко в поверьях водяной принимает облик утопленника — худой посиневший старик, покрытый речными водорослями. Считается, что водяной может оборачиваться кем и чем угодно: ребёнком, женщиной, утопленником, рыбой, зверем, птицей и домашними животными — коровой, бараном, свиньёй, собакой, кошкой.
Глыбы гипса в речной воде интенсивно растворяются и принимают самые причудливые формы. Фото: Владимир Горбатовский
Любимое время водяного — тихие лунные ночи. Особенно он опасен накануне или во время больших праздников: в ночь на Ивана Купалу, в Троицкую субботу, во время цветения ржи (когда души мёртвых находятся на земле), в Ильин день. Чтобы заманить человека в воду, водяной часто притворяется тонущим, взывающим о помощи или плачущим ребёнком. Для заманивания он также притворяется уткой, крупной рыбой, держащейся близко у берега, которых, кажется, очень легко поймать.
Чтобы умилостивить водяного, на Русском Севере в апреле, после освобождения воды ото льда, в реку бросали муку и другую еду, а также табак и просили водяного: "Храни, паси нашу семью". Пинежане даже считали, что утопленники — своего рода дань водяному.
Мат против нечистой силы
При встрече с враждебной человеку силой (лешим, водяным и т. п.) помогают обереги — предметы, обладающие колдовской способностью защищать его владельца от разных бедствий. В качестве оберегов против лешего служат соль, огонь, магический круг, очерченный осиновой палкой, нож, кочерга, лутошка — липовая, очищенная от коры палка. Если при встрече с лешим молитва не помогает, то необходимо матерно браниться — это одно из самых сильных средств против любой нечистой силы.
Старая охотничья избушка. Фото: Владимир Горбатовский
Чтобы уберечься от водяного, необходимо соблюдать простые правила: не купаться в неположенное время, заходить в воду с крестом и молитвой, просить у водяного разрешения искупаться и набрать воды. Считалось, что водяной не может утопить человека, съевшего кусок хлеба из муки, смолотой в ночь на Ивана Купалу. Водяной не переносит золы, высыпаемой по утрам в воду, от этого он мечется и разбивается о подводные камни. Водяной, как и леший, не любит свиста и гневается на того, кто свистит. Для защиты от водяного пинежане возводили по берегам реки кресты, часовни и церкви.
Купальный сезон на Пинеге, как и на всём Русском Севере, короток, и купаться нельзя уже после Ильина дня — 2 августа. Считается, что на Илью медведь опустил в воду лапу и вода стала холодной. Нарушившего запрет и утонувшего отыскивали с помощью ритуала кормления реки — бросания в воду хлеба.
Река Пинега. Фото: Владимир Горбатовский
Особую роль в лесной жизни пинежан играла и играет охотничья избушка. В тайге она служит не только временным жильём во время охотничьих, рыболовных промыслов или во время заготовки сена, сбора ягод и грибов, но и защищает человека от лесных духов. Такой избушкой обладает практически каждый рачительный хозяин, ведь в промысловый или сенокосный сезон ему (и часто с семьёй) приходится жить вдали от дома по нескольку дней, а то и недель. По пинежскому поверью, для защиты от лешего и других незваных ночных гостей в порог избушки нужно воткнуть топор.
Почему люди икают?
Негативную известность Пинежью принесли икотники — люди, способные насылать порчу на людей в виде длительной безудержной икоты. Своеобразным центром икотки считается село Сура и его окрестности, расположенные в верховьях Пинеги.
По поверью, икота — особое существо, разновидность нечистой силы. Без жертвы она может существовать от 40 дней до нескольких лет. Икота вселяется в человека в виде маленькой мушки, незаметно залетающей в рот. Излечить икоту могут только знахари. Если лечение прошло удачно, то больной выплёвывает изо рта мелкую тварь, что-то среднее между лягушкой и крысой. Это и есть икота, или, как её называют в народе, пошибка. Её надо обязательно сжечь, а если её просто закопать в землю, то она выйдет оттуда и снова в кого-нибудь вселится. Сжигают ее в печи и читают при этом воскресную молитву. Пошибка в печи ревёт на разные голоса и может вырваться на волю, если печную заслонку заблаговременно не перекрестить.
Глаза тайги. Фото: Владимир Горбатовский
Другие названия этого явления в России: бесноватость, кликушество, меряченье. Заболевание имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность. Первое упоминание в литературе об икоте как одной из форм проявления кликушества на Севере относится к началу XVII века, а предположение о наведённой икоте как о болезни первым высказал епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин в 1785 году. Современная официальная медицина считает, что в действительности икота — это индуцированное нервно-психическое расстройство, проявляющееся в реакции на стресс, которое может перерастать в массовую психическую эпидемию.
Заболевание поражает в основном женщин и детей, мужчины болеют очень редко. Местные жители искренне верят, что икотную болезнь насылают колдуны и ведьмы.
Деревянное солнце под коньком избы — оберег от нечистой силы. Фото: Владимир Горбатовский
Кстати, последняя крупная вспышка массовой икоты наблюдалась в селе Сура с августа 1986 до начала 1987 года. Хотите верьте, хотите нет, но количество заболевших женщин и детей тогда составило около 500 человек. В начале января 1987-го эпидемия прошла как будто бы сама собой. Так, по крайней мере, считается официально…
Владимир Горбатовский