
Фукуда Тосидзи на мысе Опасной бухты. Фото предоставлено Фукуда Тосидзи
Его фамилия переводится как «поле счастья». Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. А японец Тосидзи Фукуда счастлив, когда находится в дикой природе и ловит в кадр ее редких обитателей. Уже несколько десятилетий он путешествует между своей родиной и отдаленными уголками Дальнего Востока России. Он стал первым фотографом из Страны восходящего солнца, которому удалось запечатлеть амурского тигра. Первым из иностранных фотографов он снял выход из берлоги белой медведицы с медвежатами на острове Врангеля. Выучился на водолаза и работал под водой на Курилах. Его фотоработы становятся научным документом и призывом к охране природы. В 2025 году фотопроект Тосидзи Фукуды «Природа без границ» был отмечен престижной международной наградой — премией «Хрустальный компас».
Тосидзи Фукуда— член Японского общества профессиональных фотографов, Общества научной фотографии Японии, Санкт-Петербургского клуба фотоохотников, Союза фотографов дикой природы, почетный член Института биологии моря Дальневосточного отделения РАН и Российской академии художеств. Он является организатором и участником многих выставок в Японии, Великобритании и России. Фотографии мастера публикуются в BBC Wildlife Magazine, National Geographic и других изданиях. Фукуда— автор более десяти фотокниг о природе: «Царство полярного медведя», «Естественная история Сибири», «По следам уссурийского тигра» и др.
Эффект бабочки
Тосидзи Фукуда вырос в городе Уцуномия в Центральной Японии, который окружен лесами и прудами, наполненными звуками сов, сверчков и стрекоз. Именно тогда у него родилась мысль: «Давайте оставим доказательства того, что все это существовало». С 18 лет он стал фиксировать исчезающие виды. В Россию впервые попал в июне 1990 года. Рыболовный тур для иностранцев проходил в Хабаровском крае.
— Я никогда не забуду шок, который я испытал, когда заселился в гостиницу на берегу реки Амур. Сова вылетела из дерева над гостиницей, и еще там была бабочка под названием Limenitis populi. Совы этого вида выращивали птенцов в моем саду. Это было десятилетия назад. Сегодня их в Уцуномии не встретить, как и этих бабочек — ленточников тополевых, — вспоминает фотограф.
Дни рыболовного тура шли, а желание Тосидзи Фукуды поймать в кадр исчезнувших в Японии и оставшихся в России представителей фауны усиливалось. В то время как его товарищи-рыболовы были поглощены ловлей сахалинского тайменя и вишневого лосося, он в одиночку ходил по таежным звериным тропам, разыскивая свежие следы бурых медведей и лисиц. Он снова и снова хотел увидеть то, что любил с детства. Это чувство захватило его настолько, что Фукуда начал сотрудничать с Российской академией наук и специалистами заповедника. Вот уже более 30 лет он каждый год приезжает на Дальний Восток и проводит там до полугода с камерой в руках.
— Российский Дальний Восток является местом гнездования водоплавающих птиц, таких как лебеди, гуси, утки, а также мелких птиц, таких как свиристели, дрозды, овсянки и юрки, которые обогащают зимнюю природу Японии. Здесь также обитает мой любимый орлан-белохвост, который гнездится только в северной части российского Дальнего Востока, — рассказывает Тосидзи Фукуда.
74 дня в засаде
В жизни каждого фотографа дикой природы есть снимок, который дорогого стоил. Для Тосидзи Фукуды таким стал кадр с амурским тигром. Это была его мечта, к которой он шел к ней много лет. Охота на «невидимку» проходила в Лазовском заповеднике в Южном Приморье, который занимает площадь 1,2 тыс. кв. км. В Токио на таком участке живет более миллиона человек, а в природе эту территорию могут поделить только два или три самца тигра.
— Я помню, как спросил у местных инспекторов, как часто они сами видели эту дикую кошку. Роман ответил, что за 10 лет дважды только слышал рев. Анатолий за 12 лет слышал рев четыре раза, видел дважды. Виталий был инспектором заповедника в течение 20 лет, он патрулировал его каждый день. За это время он видел амурского тигра семь раз. Я сделал фотоловушки. Оставлял камеры на недели. За два года они дали мне всего четыре кадра. И тогда я решил устроить засаду, — вспоминает фотограф.
На мысе Опасной бухты вырыли яму и построили крошечную засидку 1,5 на 2,5 м, замаскированную под холм. Внутри сделали электрический забор на случай, если тигр решит познакомиться с фотографом поближе.
— Это было похоже на тюремную камеру, в которой я приговорил себя провести целую зиму. Моим «преступлением» было желание сделать фотографию амурского тигра в дикой природе. Мне было уже 63 года. Я ждал его 50 дней. Помню, что проснулся от шума. Вместе с напарником Владимиром Медведевым мы медленно приоткрыли окно. В лучах утреннего солнца стоял амурский тигр. Великолепный. Совершенный. Три щелчка затвора — и он исчез, будто призрак. Еще 24 дня я ждал его возвращения. Напрасно. Но главное, что я увидел его. Амурский тигр — это дух тайги. И ради одной встречи с ним стоило провести месяцы в земляной яме, — рассказывает Тосидзи Фукуда.

Амурский тигр. Лазовский заповедник (2012). Фото: Фукуда Тосидзи
В 2013 году на крупнейшем конкурсе природной фотографии Wildlife Photographer of the Year Тосидзи Фукуда за один из этих кадров получил в Музее естественной истории в Лондоне премию Даррелла в категории «Виды, находящиеся на грани вымирания». Он часто уточняет, что для него фото — не бизнес. И денежный приз за победу в том конкурсе Тосидзи Фукуда передал Всемирному фонду дикой природы России — для сохранения этого хищника.
«Я не прячусь»
Одна из самых частых проблем фотосъемки животных — не вызвать у них страх, панический бег или агрессию. И если в фотоохоте на «невидимку» — амурского тигра — шанса просто бы не было, то с другими животными и птицами Тосидзи Фукуда выработал свою технику: не прятаться, а выходить на диалог. Именно поэтому его работы ценят не только за красоту, но и за научную точность и этичность. Он поднимает камеру плавно, устанавливает зрительный контакт — и животное не воспринимает его как угрозу. Именно так он провел три с половиной часа рядом с медведицей и ее медвежатами.
— Я успокаиваю животных на языке тела. Смотрю глаза в глаза и показываю, что не причиню им вреда. Я по-доброму разговаривал с медведицей, и она все это время спокойно гуляла рядом со мной, пока я делал эти снимки, — поделился секретом Тосидзи Фукуда.
Ценность кадров Фукуды еще и в том, что он не ретуширует кадры, а передает живую, неотполированную реальность. А еще японский фотограф прославился своей способностью ловить мимолетные чудеса природы. Один из его самых известных кадров — медвежонок, стоящий на задних лапах под радугой. Это фото сделано на Камчатке, где Фукуда работал над серией снимков бурых медведей. Он подолгу наблюдал за животными, не вмешиваясь, выжидая редкие моменты.
В тот день дождь только что закончился, а солнце пробивалось сквозь облака. Медвежонок, словно почувствовав необычность момента, замер на пригорке и поднял лапу, как бы приветствуя старого знакомого. На заднем плане появилась радуга, и Фукуда успел сделать несколько кадров. Фото стало символом уязвимой красоты дикой природы, которую человек может наблюдать, не нарушая ее покой.

Камчатка (2019). Фото: Фукуда Тосидзи
Природа без границ
На снимках Фукуды — амурские леопарды, бурые медведи, белые медведи острова Врангеля и морские львы острова Ионы в Охотском море. Он обратил внимание на еще одну связь между двумя странами: знание природы России помогает понимать природу Японии. Его работами восхищались посетители Новой галереи Королевского общества сохранения тигров в Лондоне. Выставки прошли также на Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке, в Государственном зоологическом музее РАН и в Штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге. В 2015 году завораживающий портрет утки-мандаринки принес ему победу в конкурсе фотографий Backyards журнала Nature’s Best Backyards. В Японии к этим птицам особое отношение, и, казалось бы, именно там их и стоит снимать. Но за кадрами их жизни Тосидзи Фукуда отправлялся во Владивосток, потому что здесь утки подпускают к себе близко.
— Самая красивая утка и очень важная. В Японии говорят: «Будда раньше мандаринкой был!» — поясняет фотограф.
В рамках продвижения и популяризации достижений и творческих проектов лауреатов «Хрустального компаса» оргкомитет национальной премии организовал проведение выставки «Природа без границ» в Москве, в Белом зале Российской академии художеств (РАХ). Здесь были представлены более 50 снимков дикой природы Японии, Восточной Сибири и Арктики. Накануне Тосидзи Фукуде было присвоено звание почетного академика РАХ.
— На севере я дошел до острова Врангеля, на юге — до границы с Северной Кореей, на востоке посетил Командорские острова, на западе был в районе реки Лена. И в разных регионах я запечатлел жизнь дикой природы. Я восхищен природой России, для меня это как путешествие во времени на тысячи лет назад на мою родину, — подчеркнул Тосидзи Фукуда.
«Хрустальный компас»
В 2025 году Тосидзи Фукуда стал лауреатом международной географической премии «Хрустальный компас» в номинации «Фоторабота» с проектом «Природа без границ». Яркая церемония под девизом «Планета героев» прошла 29 мая в Московском международном Доме музыки. Она была посвящена 180-летию Русского географического общества и была поддержана Президентским фондом культурных инициатив. Статуэтку из хрусталя и серебра победителю вручил специальный представитель МИД России по вопросам российско-американских гуманитарных отношений, актер, режиссер Стивен Сигал.
— Я нахожусь в компании по-настоящему удивительных людей, с которыми дружу, и с теми, с кем хотел бы подружиться. Благодаря вам, героям этой премии, этот мир становится единым. Это действительно важно. То, чем люди занимаются здесь, почему они здесь. Вот почему для меня эта грандиозная церемония не просто слова, а собрание удивительных умов и удивительных людей, — сказал Стивен Сигал.

Стивен Сигал и Фукуда Тосидзи. Фото: Феликс Геллер, Анна Зиновьева
— Мне повезло, что у меня доброе, искреннее и щедрое сотрудничество с русскими друзьями и знакомыми, а также с ведущими мировыми учеными и специалистами. Я был бы рад продолжить вкладывать все свои усилия в дальнейшее развитие этого фотопроекта, который был создан при содействии людей из России и стал частью фундамента дружбы между Японией и Россией, — сказал в ответном слове Тосидзи Фукуда.
Национальная премия «Хрустальный компас» ежегодно присуждается за выдающиеся достижения и научные исследования в области географии, экологии и смежных науках либо за крупный вклад в сохранение природного и историко-культурного наследия, развитие общества. Одна из главных и самых престижных географических наград мира. За 13 лет на премию номинировалось почти 5 тыс. проектов из 51 страны мира. В специальной номинации «Признание общественности», где лауреатов определяют путем интернет-голосования, свои предпочтения выразили почти 3,2 млн человек. В этом году премия проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и посвящена 180-летию РГО.
Елена Рыжкова