Тема разнообразия нашей страны вызывает большой интерес. Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО
В Штаб-квартире РГО в Москве состоялся круглый стол на тему «Многоликая Россия: как оценить разнообразие страны?». Мероприятие прошло в рамках проекта «Вопросы о географии». Понимание того, что наша страна поистине уникальна не только своими природными богатствами и культурой, но и человеческим потенциалом, сегодня как никогда важно донести до подрастающего поколения. Эксперты РГО попытались с разных сторон рассмотреть это разнообразие, выделить тенденции развития и соединить научное знание с воспитательной миссией географии.
— Сегодня наша встреча будет посвящена роли географии в воспитании важных моментов, связанных с этнической и религиозной толерантностью, которая очень важна для будущих поколений нашей многонациональной страны, — сказал, открывая встречу, модератор круглого стола, член Ученого совета РГО, профессор Александр Лобжанидзе.
Первым выступающим стала директор фонда поддержки образования «Ноосфера» Софья Арзуманян. Тему своего выступления она сформулировала так: «Акция "Я — россиянин" как инструмент воспитания гражданской идентичности».
— Эта акция в виде интерактивного урока посвящена воспитанию в детях чувства общероссийской гражданской идентичности, — сообщила она. — Но идентичностей существует много, и их становится все больше и больше, мир становится разнообразнее. В нашей стране сегодня на первый план выходит чувство общероссийской гражданской идентичности.
По мнению эксперта, важно доносить до молодого поколения знания об объединяющих россиян скрепах. Именно идея о ценностных скрепах и проходит через весь проект. В рамках акции дети получают знания о многообразии культур народов России, а также об объединяющих императивах для всех жителей нашей Родины.
Софья Арзуманян. Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО
— Для меня есть четыре столпа. Первый — это ценности неизменяемые: Конституция, паспорт, русский язык. Второй столп — ценности пополняемые: достижения в науке, культуре, спорте, которыми мы гордимся. Третья константа — духовно нравственные ценности на основе четырех традиционных религий России. Четвертый столп — наша история, наши победы, — уточнила Софья Арзуманян.
По ее словам, все вышеперечисленные ценности составляют смысловую матрицу или ценностный каркас, который скрепляет и задает внутреннее ощущение общности. Этот ценностный каркас задает нравственные ориентиры, воспитывает чувство принадлежности, формирует мировоззрение ребенка. Важно не только о чем сказать, но и как это сделать. Создатели проекта придумали технологию самоуправляемого урока с интерактивным учителем.
— На данный момент к нам подключились 73 тыс. педагогов во всех регионах страны. Все говорят, что им нравится этот формат, — резюмировала Софья Арзуманян.
Затем Александр Лобжанидзе анонсировал «мощный научный блок» для учителей и пригласил к микрофону ведущего научного сотрудника Центра антропоэкологии Института этнологии и антропологии РАН Анатолия Ямскова. Тема выступления — «Хозяйственно-культурная дифференциация и региональные историко-культурные общности народов России в прошлом и настоящем».
— Когда мы говорим о многообразии народов, населяющих Россию, мы обычно оперируем в первую очередь этническим составом, — заметил эксперт. — Часто вспоминаем конфессиональный состав, реже — языковой. Очень интересный вопрос — разнообразие народов России по степени урбанизированности. Но есть и другой вариант рассказа о многообразии населения России. Это рассказ о традиционных культурах. На вопрос о культурных объединениях или разделениях в доиндустриальном прошлом отвечают концепции хозяйственно-культурных типов (ХКТ) и историко-культурных областей (ИКО).
Анатолий Ямсков. Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО
По словам эксперта, ХКТ и ИКО — это важнейшее теоретическое достижение отечественной этнографии, которое по содержанию имеет прямое отношение к культурной географии и культурно-географическому районированию.
ХКТ объединяет разные народы по общности их хозяйства и материальной культуры (пища, одежда, жилище) вследствие адаптации к сходным условиям физико-географической среды.
ИКО объединяет различные народы по общности их преимущественно духовной и социально-нормативной культуры, возникшей вследствие исторически длительных культурных контактов между группами населения, издавна проживающими в одном географическим регионе.
Анатолий Ямсков представил краткие обзоры ареалов основных ХКТ (по состоянию на начало ХХ века) и населяющих эти ареалы народов России и бывшего СССР с оценкой степени сохранности и перспектив дальнейшего развития соответствующих культурных традиций, а также основных ИКО на данной территории с оценкой степени их выраженности в культурах народов, населяющих данные области в наши дни.
— ХКТ с точки зрения таксономии делятся на группы типов, собственно ХКТ и подтипы. Все их назвать просто не хватит времени, — сказал эксперт. — Например, кочевники-оленеводы тундры и лесотундры (ненцы, саамы, оленные чукчи и коряки), охотники и рыболовы (азиатские эскимосы, береговые чукчи и береговые коряки), таежные народы — это в основном народы Сибири, пашенные земледельцы умеренно лесного пояса (русские, татары, финноязычные народы Поволжья), кочевники-скотоводы (казахи и народы Средней Азии), народы Кавказа с особым ХКТ горных скотоводов-земледельцев с отходным скотоводством. Но это все было раньше, очень немногие следы остались сегодня в быту сельского населения, в основном пожилых людей.
Черты традиционных хозяйственно-культурных типов все еще можно увидеть во многих уголках России. Фото: Андрей Смольников, участник фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»
Другой вариант группировки народов по традиционным культурам — это группировка по ИКО. Таких областей тоже много. Одна из очевидных — Сибирь: это группа ИКО или даже историко-культурная провинция. Ее граница проводится по границе расселения составляющих ее народов.
ИКО более устойчивы, дольше сохраняются во времени, чем ХКТ, потому что это в основном социально-нормативная культура. И тем не менее они тоже размываются.
Интересен, по мнению Анатолия Ямскова, в этом смысле Южный Урал. Долгое время, особенно во время господства Золотой Орды, существовала мощная ИКО Урало-Поволжье. Она доминировала на востоке Европы и на западе Казахстанско-Среднеазиатского региона. И, как результат многовекового существования этого государства, его следы продолжаются в культурах жителей этого региона. Это не только татары и башкиры, это мордва и марийцы, давно христианизированные чуваши. О том, как отражались характерные черты ИКО, эксперт пояснил на бытовом примере.
— Все вы знаете, что в традиционной мусульманской женской одежде предусмотрены такие штанишки, вы помните их по фильму «Белое солнце пустыни», по эпизоду, когда девушки поднимали юбки, — сказал он. — Этот мусульманский элемент одежды был заимствован мокшей (субэтнос мордовского народа), которые никогда не были мусульманами. Те, кто перешел в ислам, стали в дальнейшем татарами. Но в мокшанский народный женский костюм вошли эти штанишки из-за того, что во времена Золотой Орды было мощное культурное влияние мусульманского тюркоязычного населения этого региона.
Сейчас ИКО Урало-Поволжье почти исчезла. Татары, башкиры и другие народы сильно урбанизированы. В бытовой культуре они, по сути, ничем не отличаются от русского населения. С течением времени мы видим, как происходит размывание специфических культурных традиций.
Дагестанская девочка. Фото: Диана Смыкова, участник фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»
— Люди остаются, остается национальный состав, этническая идентичность, а вот духовная культура уходит на задний план, — резюмировал Анатолий Ямсков. — Между тем это и есть та самая культурная география народов России.
Александр Лобжанидзе задал докладчику вопрос, произошли ли какие-то изменения в подходах к ХКТ после той классификации, которая была проведена М. Г. Левиным и Н. Н. Чебоксаровым.
— Изменений почти не было, — ответил Анатолий Ямсков. — Но одно все же имело место. Я принадлежу к тем, что считает целесообразным выделение ХКТ горных оседлых земледельцев-скотоводов. Этот тип был распространен от Пиренеев до Западных Гималаев. Не все это поддерживают, у Левина и Чебоксарова его не было. Большое серьезное изменение возникло во второй половине 1970-х годов, после работ академика Валерия Алексеева. Он создал концепцию антропогеоценоза и показал, что ХКТ, по сути, — совокупность отдельных антропогеоценозов. Это уже не просто понятие для классификации культуры — концепция объясняет механизм функционирования культуры как части экосистемы или антропогеоценоза.
Задавая второй вопрос докладчику, модератор сразу признался, что он «немного провокационный».
— У нас всегда есть путаница — природный регион, экономико-географический, есть федеральные округа. Мы изучаем географию по каким-то, я извиняюсь, «человеко-придуманным» регионам, которые мы нарезали сами по каким-то определенным канонам. Нет понимания единства этих регионов с точки зрения физической и социально-экономической географии. У нас на экзамене есть один общий вопрос об Урале как комплексном регионе. И наши молодые люди не всегда могут сформулировать различия между природными и экономическими областями. А может быть, в курсе географии России построение региональной части сделать по историко-культурным областям, которые объединяют природу, культуру, этнос, типы хозяйственной деятельности?
— Я все-таки больше специалист по ХКТ, чем по ИКО, — признался Анатолий Ямсков. — Я за историко-культурные регионы. Но вместо того, чтобы отвечать на провокационный вопрос, я сам задам такой же: что такое Кавказ?
— Это всесоюзная кузница, житница и здравница, — процитировал Александр Лобжанидзе культовый советский фильм и тем самым не дал увести дискуссию в научные дебри.
Главный научный сотрудник, руководитель Центра антропоэкологии Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук Надежда Дубова рассказала собравшимся об антропологическом разнообразии населения России.
— Я не географ, мои географические познания ограничиваются школьной программой, которая закончилась очень давно, — призналась Надежда Дубова. — Я — антрополог, и мне хотелось обратить внимание на то, на что часто не обращают внимания. Когда говорят о разнообразии, говорят о костюмах. Мы со школы знаем, что люди отличаются по цвету волос и глаз. Говоря о расах, не могу не сказать о точке зрения, которая в 1960-е годы подверглась жесткой критике, — о том, что рас не существует, и все генетические исследования показывают, что переход от одних комплексов признаков к другим происходит равномерно. Но в связи с этим у меня родилась параллель. Отказывать биологам в формировании понятия расы только на том основании, что есть постепенный градиент изменения разных признаков, — практически то же самое, что отрицать существование цветов, потому что существует радуга, в ней цвета переходят один в другой. Тем не менее цвета существуют! Но важно понимать, что расы для каждого исторического периода занимали разную территорию, и, конечно, существует некий комплекс признаков, который привязан к территории. И это есть один из главных показателей объективности существования рас.
Надежда Дубова. Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО
Эксперт подчеркнула, что антропологическое разнообразие не случайно. Внешний облик людей, живущих в разных природных условиях, зависит и от этих условий, и от исторических событий, имевших место на данной территории. Так, на севере и северо-западе европейской части России живут народы с более светлыми волосами и глазами, а к югу доля темных оттенков глаз и волос заметно увеличивается. В западных и особенно северо-западных регионах страны глаза небольшие, но широко открытые, а к востоку встречаются чаще узкие, раскосые глаза. Самые широкие глаза характерны для жителей южных республик. У них же наиболее крупные и сильно выступающие носы, тогда как у народов Сибири и Крайнего Севера носы более плоские.
В восточных регионах России намного чаще, чем на западе, встречаются люди, коренные зубы которых имеют шесть и иногда даже семь бугорков, а также те, у которых передние зубы (резцы) имеют так называемую лопатообразную форму.
В северных широтах комфортнее чувствуют себя люди средних пропорций тела, а в жарком климате — долихоморфного типа, то есть с большей длиной тела, более длинными руками и ногами.
— Все вышесказанное имеет отношение прежде всего к аборигенному населению — тем жителям, несколько поколений которых живут на данной территории, — подчеркнула Надежда Дубова. — Зачастую мигранты, прибывшие в тот или иной район, не всегда могут прижиться на новом месте, поскольку функционирование их организма, которое тесно связано и с морфологией, не позволяет им жить комфортно в новых условиях.
Одна кровь. Фото: Евгений Турков, участник фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»
Особое место по разнообразию населения занимают города, население которых все чаще формируется из людей, приехавших из отдаленных регионов. Тем не менее, несмотря на распространение урбанизации, общие, отмеченные выше тенденции изменчивости антропологических признаков выражены достаточно четко.
— Города сейчас вносят большой вклад в изменение антропологического облика, — отметила эксперт. — Но пока специальных исследований, посвященных специфике городского населения, практически не проводилось, так же как и тех, которые бы изучали наследование многих антропологических особенностей.
Вообще, со временем в антропологии многое меняется. В древности расы были привязаны географически, а современные антропологические признаки следует рассматривать в каждом конкретном случае с привязкой к конкретной истории. В качестве примера эксперт привела негра-чукчу, которого она встретила во время своей работы на Чукотке:
— Но этот конкретный человек приехал на Чукотку из Соединенных Штатов. Чистые расы мы можем видеть где-нибудь в сельской местности Африки, а в городах — уже нет.
Притом что наука, в том числе и генетика, активно развивается, Надежда Дубова констатировала, что расоведение, разнообразие человека по особенностям внешности, сейчас в мире почти не изучается.
— Современные генетические исследования подтверждают, что есть определенный набор генов, которые можно привязать к конкретным расам. Не надо сбрасывать со счетов, что популяционные различия существуют. Они могут показать разнообразие и историю сложения народов, — резюмировала эксперт.
Научный сотрудник Института географии РАН, доцент факультета географии и геоинформационных технологий ВШЭ Александр Шелудков посвятил свой доклад разнообразию и динамике расселения в России.
— Нельзя говорить, что урбанизация уменьшает разнообразие населенных пунктов страны. Наоборот, происходит обратное, потому что сами формы урбанизации сегодня очень разные, — сказал докладчик. — Можно выделить три тенденции. Первая — сжатие сельского населения. Из 153,2 тыс. сельских населенных пунктов 24,8 тыс. не имеют постоянного населения. Еще 35,2 тыс. имеют население не больше 10 человек. Таким образом, согласно последней переписи населения, таких населенных пунктов около трети. Между тем в городах с населением более 100 тыс. человек проживает сегодня половина населения страны. И четверть — в городах-миллионниках. Россия, таким образом, — крупногородская, урбанизированная страна.
Александр Шелудков. Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО
Но, по мнению Александра Шелудкова, было бы неправильно говорить, что есть только две тенденции: сжатие сельского населения и концентрация в крупных городах. Картина более комплексная.
— К примеру, в России есть очень маленькие города и очень большие села. 255 городов РФ имеют население менее 12 тыс. человек. Скажем, в городе Верхоянске живут около 800 человек. В то же время население почти 150 сельских населенных пунктов составляет свыше 12 тыс. человек. К примеру, в станице Каневская (Краснодарский край) проживает 41,7 тыс. человек, — сообщил эксперт.
Сегодня заметна трансформация расселения в России. Происходит размытие границы между городом и сельской местностью.
— Человек, живущий в спальном многоэтажном районе, — это горожанин или житель сельской местности? А кто живет в пригородном сельском поселении — житель коттеджного поселка? Или вот дачник, который холодный сезон проводит в городе, а лето проводит в деревне, — он кто?
По словам Александра Шелудкова, не только Россия сталкивается с проблемой определения, что такое город, село или какой-то другой тип населенного пункта. Более 100 стран используют критерии численности населения для выделения городских населенных пунктов, при этом критерии различаются от 200 до 100 тыс. человек.
Другая статистическая методика оценки уровня урбанизации — Degree of Urbanisation (DEGURBA) — берет за основу плотность населения по ячейкам регулярной сетки (1 км). Она разработана консорциумом из шести международных организаций, включая ОЭСР и институты ООН, и рекомендована Статистической комиссией ООН для международных статистических исследований.
Выделяется три основных и четыре дополнительных класса территорий:
— городские центры (плотные городские ядра свыше 50 тыс. человек);
— городские кластеры (малые города, пригородные территории, локальные центры расселения);
— сельские территории.
Для России это выглядит так:
— городские центры: 73,3 млн человек (49,8%);
— городские кластеры: 43,5 млн человек (29,5%);
— сельские территории: 30,5 млн человек (20,7%)
В итоге, согласно этой методике, в РФ примерно 80% населения живут в городах, а 20% приходится на сельские территории.
Заведующий Центром социально-гуманитарного общего образования им. Л. Н. Боголюбова Института содержания и методов обучения им. В. С. Леднева, кандидат педагогических наук Илья Лобанов в своем выступлении размышлял о роли географии в образовании и возможных изменениях в подаче этой дисциплины для учащихся в условиях быстро меняющегося мира. По его мнению, современную Россию дети будут больше узнавать через уроки географии. В этом смысле воспитательный потенциал у нашей дисциплины колоссальный.
Александр Лобжанидзе в целом разделил чувство оптимизма относительно важности географии как школьного предмета, но обратил внимание на некоторые неоднозначные тенденции:
— В рамках выступлений на недавнем Съезде РГО было отмечено, что география сегодня необоснованно находится в области общественных наук. Предлагается перевести ее в область естественных наук. На мой взгляд, география — это комплексная наука, которая не может относиться ни к естественным, ни к общественным, а должна занимать свою особую нишу, которая так и называется — «география».
Илья Лобанов. Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО
Модератор пояснил, что оставить географию в разделе общественных наук означает выплеснуть физико-географическую науку. Перевести географию в естественные науки означало бы оставить за скобками всю социальную и культурную составляющую географии.
— В географии важен метапредметный принцип. Воспитательный, аксиологический аспекты лежат как раз в области метапредметного понимания. География — единственный школьный предмет, который объединяет в себе основы естественных и общественных наук. С синтезом физической и социально-экономической географии связаны и тенденции мировой науки, — резюмировал Александр Лобжанидзе.
Круглый стол «Многоликая Россия: как оценить разнообразие страны?» стал очередным мероприятием проекта Комиссии по географическому и экологическому образованию Русского географического общества «Вопросы о географии». В его рамках эксперты РГО обсуждают сложные и дискуссионные темы отечественной и мировой географии. Задать вопрос можно в тематическом Telegram-канале.