Не нервируйте морских выдр. Фото: Сергей Фомин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Когда-то эти обаятельные животные обитали по всему северному побережью Тихого океана, но к началу ХХ века их численность упала всего до пары тысяч. С тех пор оказавшийся на грани исчезновения вид так и не восстановился полностью, хотя постепенно численность животных этого вида все же растет. 19 февраля, когда в мире отмечают День морских млекопитающих, попробуем разобраться, что же нам известно о каланах.
«Его бобровый воротник»
«Серебрившаяся морозной пылью» деталь туалета Евгения Онегина не имела никакого отношения к грызунам, населяющим российские леса и болота. Их, конечно, тоже добывали ради меха, но только шкурки этих животных никогда не серебрились, в отличие от драгоценного меха так называемых морских бобров — каланов, хищных животных семейства куньих. В 1751 году Георг Стеллер, принимавший участие во Второй Камчатской экспедиции под руководством Витуса Беринга, первым сделал научное описание этого вида, открыв его для широкой публики. Каланов едва не постигла та же участь, что и названную в честь исследователя морскую корову, — на них взялись охотиться с таким энтузиазмом, что почти полностью истребили.
— Изначально эти животные были весьма доверчивы, как и стеллеровы коровы, — поясняет заместитель директора по экопросвещению и познавательному туризму государственного заповедника «Курильский» Ирина Неведомская. — Правда, в отличие от последних, они сумели вовремя перестроить свою модель поведения и начали избегать человека. В итоге, хотя популяция и сократилась до критических размеров, но все же полностью не исчезла. А 14 декабря 1911 года четыре страны, занимавшиеся добычей калана, — Япония, Россия, США и Великобритания — подписали конвенцию по охране и защите тюленя с мехом, как его тогда называли.
Зарисовка калана по описанию Стеллера. Фото: wikipedia.org
До настоящего времени вид так и не восстановил свой ареал полностью — он слишком остро реагирует на фактор беспокойства, вольготно ощущая себя только в заповедных водах. В частности, в Японии на данный момент своей популяционной группировки калана нет, разве что изредка к острову Хоккайдо заплывают разведчики-одиночки со стороны Южных Курил. Именно на Малой Курильской гряде обитают представители самой южной группы этих животных.
— Конечно, на Хоккайдо каланов никто не убивает, но многочисленные лодки, люди и ставные невода нервируют этих морских млекопитающих, — поясняет Ирина Неведомская. — Вероятно, по той же причине сейчас их невозможно встретить и на Шикотане, где они прежде обитали. Сейчас там работают два рыбокомбината, ведется промысел гидробионтов, развивается морской туризм. И с начала ХХ века каланы у этого острова не появляются, хотя по природным условиям он вполне подходит для их проживания. Но печальный опыт общения с человеком приучил каланов избегать людей.
Иногда стремление убежать от опасных двуногих приводит к трагедиям. скрываясь под водой, самки утаскивают туда детенышей, но не всегда могут правильно рассчитать время, которое те способны пробыть без воздуха. Так что малыши могут захлебнуться, пока матери прячут их от людей. Мало того, ученые, изучавшие каланов в 60-х годах прошлого века, пришли к выводу, что порой те могут погибнуть от нервного шока. Поэтому для них опасны даже доброжелательно настроенные туристы, пытающиеся подплыть на моторках поближе к симпатичным животным, чтобы их сфотографировать.
Представляет угрозу и хозяйственная деятельность человека — добыча ламинарии, а также таких морепродуктов, как морской еж, морской гребешок и креветки, которые идут на экспорт в азиатские страны. И если ту же ламинарию можно свободно добывать в окрестностях Кунашира и Шикотана, то гидробионты не столь изобильны, а стоят они на рынке не в пример дороже «морской капусты». Поэтому промышленники претендуют на промысел в местах обитания калана на Малой Курильской гряде, в данный момент находящихся под охраной заказника «Малые Курилы».
Каланы под охраной заказника «Малые Курилы». Фото: Игорь Самарин
У заповедника нет возможности контролировать морские участки, где возникает конфликт интересов каланов и промышленников, настроенных на добычу лакомых морепродуктов. Выходить в открытый океан на моторных лодках, имеющихся в распоряжении ООПТ, часто опасно для жизни. А содержать серьезный морской транспорт не хватает средств: экипаж, техническое обслуживание и бензин для подобного судна стоит дорого, притом что финансирование заповедников оставляет желать лучшего.
— К счастью, нам помогают пограничники, — отмечает Ирина Неведомская. — С начала XXI века по инициативе правительства они тесно сотрудничают с заповедными территориями, и это очень помогает отслеживать и обезвреживать браконьеров. Иначе нам было бы сложно справляться с этими проблемами.
Разборчивые жильцы
Сейчас в районе Парамушира и Шумшу, где до недавнего времени отмечалась наибольшая численность каланов в России, их количество резко упало с 15 тыс. до 500. Почему это произошло, ученые не знают — возможно, дело в неизвестной эпизоотии, а может быть, в чем-то другом. А вот численность каланов на Южных Курилах, наоборот, стала расти — по последним данным, она увеличилась до 500 особей.
— Если в конце прошлого столетия у нас появлялись только единичные животные, сейчас здесь проживает крупная, стабильная группировка, — комментирует Ирина Неведомская. — Конечно, важную роль тут играет природоохранный режим заповедника «Курильский» и заказника «Малые Курилы», но только им дело не ограничивается. Каланы крайне разборчиво подходят к участкам акватории прибрежья, на которых предпочитают селиться. Важна ледовая обстановка побережья. В частности, из-за льда они могут не расселяться на Кунашире, где в окрестностях вулкана Тятя есть подходящие условия и режим морских охранных зон. Зимой возле берега там иногда скапливается лед, а каланы избегают таких участков. Связано это, вероятно, с особенностями добычи корма. Эти хищники не могут находиться под водой так же долго, как ластоногие, а потому возможность попасть в ледовую ловушку для них критически опасна. Если, например, тюлень ларга, обнаружив, что путь на поверхность преграждает лед, имеет около получаса, чтобы найти место, где можно вынырнуть, у калана на это куда меньше времени.
Здесь проживает крупная, стабильная группировка. Заказник «Малые Курилы». Фото: Игорь Самарин
Важную роль играет и глубина вод, в которых обитают животные. Они предпочитают селиться у побережья, где глубина не превышает 20 м. Конечно же, там должна быть и кормовая база: крабы, рыба и, самое главное, морские ежи, составляющие основу рациона каланов. В советское время исследователи выяснили, что, если из питания этих хищников убрать морских ежей, у них начинаются проблемы с пищеварением и они даже могут серьезно заболеть.
Еще одна важная составляющая подходящего для морской выдры места проживания — заросли ламинарии, в которую животные любят закутываться перед сном, чтобы их случайно не унесло в открытый океан.
— Ламинария образует подводные леса, в которых и обитают каланы, — поясняет сотрудник заповедника. — Они предпочитают прибрежные воды с зарослями этих водорослей. Например, самки заматывают в них детенышей, когда им нужно нырнуть за едой, — так малыша не унесет течением. Облюбовав подходящее место, группа каланов оседает около определенного острова, там и живет. Эти животные не склонны преодолевать большие расстояния, разве что некоторые одиночки временами пересекают проливы, исследуя новые территории.
Заросли ламинарии. Фото: Андрей Сидоров, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Особый стиль жизни
Морские выдры склонны к коллективизму, но размеры группы постоянно меняются. Порой они способны собраться толпой в несколько сотен особей, а потом легко расходятся, чтобы побыть в узком семейном кругу. Эти животные на редкость миролюбивы — драк между ними практически не случается.
— Ученые предполагают, что это связано с особенностями их шкуры, — поясняет Ирина Неведомская. — Жировой прослойки, как у других морских млекопитающих, у каланов нет. Именно мех обеспечивает морским выдрам терморегуляцию, поэтому им очень важно поддерживать волосяной покров в целостности и чистоте. Мех дает им и возможность легко держаться на воде, что тоже заставляет относиться к своей шубке особенно бережно. Во время сражений велика вероятность попортить друг другу шкуру, чего каланы позволить себе не могут. Конечно, изредка среди них попадаются особо склочные особи, но таковые встречаются среди всех видов. В целом же враждебно настроенные животные разве что порычат друг на друга.
У каланов принята взаимовыручка. По некоторым данным, в случае гибели матери воспитание детеныша может взять на себя отец. Порой, правда, попытки помочь попавшему в беду сородичу приводили к гибели его соплеменников. Во времена массовой охоты на каланов бывало, что оказавшийся в руках охотников калан призывал на помощь собратьев — и те становились добычей вместе с ним.
Есть у этих хищников и забавные привычки — например, плавать по волнам кверху пузом. Матери при этом еще и устраивают у себя на животе детеныша, перевозя его таким образом с одного места на другое. Исследователи в районе Западной Пацифики часто наблюдали, как каланы использовали камни, чтобы разбивать твердые ракушки, добираясь таким образом до вкусного содержимого. Мало того, чтобы не искать каждый раз новый инструмент, некоторые морские выдры убирали особенно удобный камень в складки меха — например, в подмышечный мешок. Вместимость его такова, что хищник легко может припрятать там на черный день около 18 ракушек примерно 3–4 см в диаметре. Иметь запасы для калана очень важно, ведь, чтобы поддерживать нужную температуру тела, животному приходится много есть. В сутки каланам нужно потреблять порядка 10 кг пищи, то есть около четверти собственного веса.
Каланенок с мамой. Фото: Алексей Перелыгин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
— Нашим каланам особые «столовые приборы» не требуются, — улыбается Ирина Неведомская. — Они вполне успешно разгрызают пищу зубами. Правда, порой острые колючки ежей или сколы крабьих панцирей наносят им раны или застревают между зубов, так что каланы нередко страдают от зубных болезней, могут даже погибнуть из-за этого.
Естественных врагов у этих хищников почти нет, разве что плотоядные косатки, которые держат в страхе всех обитателей моря, кроме кашалотов. Но они постоянно мигрируют по океану, приходя в места обитания каланов лишь периодически, поэтому нельзя сказать, что косатки представляют серьезную угрозу для выживания вида. Как ни крути, основной проблемой морской выдры остается человек. Но и ему при случае животное может противостоять.
— Как-то я была в составе экспедиции на Итурупе, — вспоминает Ирина Неведомская. — Наш катер попал на территорию самца калана, который начал, как пробка, выпрыгивать из воды и атаковать нас. Возможно, такое бесстрашие объяснялось тем, что он прежде не видел людей, а может быть, он из-за стресса впал в состояние аффекта. Так или иначе он делал все, чтобы нас прогнать, невзирая на размеры катера. Конечно, мы не стали понапрасну нервировать отважного калана и удалились, после чего он успокоился, гордый, что победил опасного врага.
Не так давно сотрудники заповедника «Курильский» получили президентский грант на исследования, посвященные этим загадочным морским млекопитающим. В конце весны и в начале лета они планируют отправиться в экспедицию и провести учет численности вида, зафиксировать особенности его поведения при помощи квадрокоптеров, составить представление о текущей ситуации на Малых Курилах. Еще одна задача — разработать правила поведения для туристов, оказывающихся поблизости от мест обитания каланов.
Здесь свои правила. Заказник «Малые Курилы». Фото: Ольга Сокова
— Пока мы с разрешения Кроноцкого заповедника разместили у себя на сайте правила, которые составили их специалисты, — рассказывает Ирина Неведомская. — Но в ходе работы над грантом мы также планируем создать собственные памятки, адаптированные под особенности нашего региона. Такие памятки необходимо распространять среди туроператоров, проводников и туристов. Туристический сезон на Курилах открывается в конце весны — начале лета, когда детеныши только родились. В этот период каланы особенно уязвимы. Как я уже говорила, в попытке защитить каланенка самка будет пытаться отбуксировать его подальше от беспокоящего фактора, а то и нырнуть вместе с ним, и в итоге может случайно притопить. Поэтому важно, чтобы люди не приближались к животным, как бы им ни хотелось сделать умилительную фотографию.
Очень хотелось бы, чтобы каланов защищало не только море и курильские туманы, но и сознательность людей, чтобы в немногочисленных местах обитания этих редких животных никто не стремился организовать промысел морских ежей и морского гребешка, а туристы заботились прежде всего о комфорте этих весьма уязвимых морских млекопитающих. Ведь никому не понравится, если к нему в дом то и дело будут ломиться незваные гости с фотоаппаратами. Каланы имеют полное плаво на приватность и жизнь по своим правилам.
Ольга Ладыгина