Прежде чем написать Гималаи и Алтай, он без паспорта исколесил всю Европу и добрался до континента на другой стороне Земли. Его выставки пользовались популярностью по всему свету — от Лондона до Нью-Йорка, в Париже публика смотрела оперы и балеты Русских сезонов с его декорациями. Он изучал археологию и архитектуру и по всему миру создавал организации, посвященные культуре и искусству. А оказавшись отрезанным от родной страны, прославился по всему земному шару как истинно русский художник.
В поисках истоков
Отец будущего художника надеялся, что Рерих продолжит семейное дело и станет юристом. Увлечения искусством и археологией он не одобрял. Будучи послушным сыном, Николай поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но параллельно начал учиться в Академии художеств. Да и раскопки, которым он занимался еще в школьные годы, не бросал.
Интерес к археологии и истории проявился у Рериха во время пребывания в семейном поместье Извара под Петербургом, где он проводил каникулы. Юноша увлеченно изучал окружающий мир: собирал гербарии и минералы, составлял карты рельефа, а также пристрастился к охоте и публиковал в газетах и журналах записки натуралиста. В Изваре же Рерих познакомился со знаменитым археологом Львом Ивановским, который взял его себе в помощники на раскопки.
«Около Извары почти при каждом селении были обширные курганные поля от X века до XIV, — вспоминал позже художник. — От малых лет потянуло к этим необычным странным буграм, в которых постоянно находились занятные металлические древние вещи».
Николай Рерих. 1900 год. Фото предоставлено Государственным музеем Востока
Когда Ивановский скоропостижно скончался, Рерих систематизировал собранный материал и подготовил иллюстрации для монографии «Курганы Санкт-Петербургской губернии в раскопках Л. К. Ивановского», изданной в 1896 году Александром Спицыным.
— Уже в студенческие годы он стал членом Русского археологического общества и начал сотрудничать с Археологической комиссией, — рассказывает старший научный сотрудник отдела «Наследие Рерихов» Государственного музея Востока Лариса Келим. — Они отправляли его на раскопки курганов в Санкт-Петербургской, Новгородской и Тверской губерниях, по пути «из варяг в греки». В одной из экспедиций его приняли за японского агента — дело происходило во время русско-японской войны.
Рисунок курганов из «Отчета о раскопках 1896 года в Ямбургском и Петергофском уездах Санкт-Петербургской губернии, произведенных Н.К. Рерихом». Фото: gallery.facets.ru
Рубрика «Петербургский обозреватель, Эскизы и кроки»
«Мне пишут из Валдайского уезда, что туда приехали секретарь Общества поощрения художеств Н. К. Рерих и князь П. А. Путятин с целью производства археологических изысканий и нашли на берегах озера огромное количество орудий каменного века. Между ними есть превосходные экземпляры кремневых стрел, скребков и ножей и разнообразные образцы гончарства. С исследователями, между прочим, случилась весьма курьезная история. Местные крестьяне приняли их... за японцев, производящих "разведки"... На объяснения помещика, вступившего в защиту исследователей, крестьяне ответили: "Смотри, как бы против батюшки-царя не ошибиться"... Несмотря на все объяснения, успокоившиеся крестьяне все-таки расспрашивали исследователей: для "военного ли дела" разыскивают они кремневые стрелки, и советовали для военных окопов рыть траншеи глубже...»
«Петербургская газета». 21 июня 1904 года. №169, с. 2
К этому моменту Рерих уже обнаружил одну из своих самых ярких археологических находок. Летом 1902 года он раскопал в одном из курганов на озере Пирос, на границе нынешних Новгородской и Тверской областей, сотни фигурных янтарных украшений периода неолита, а три года спустя произвел фурор, выступив с этими материалами на археологическом съезде во Франции.
При этом его уже хорошо знали как художника — работы Рериха с 1902 года неизменно участвовали в основных выставках России и Европы.
— Увлечение археологией у него было тесно связано с живописью, — замечает Лариса Келим. — Можно сказать, что он был больше художник-археолог, чем ученый, поскольку для ученого памятники прошлого — это цель, а для художника — средство. Рерих искал в каменном веке истоки искусства, собрал одну из крупнейших коллекций неолитических орудий. Среди его работ были и картины, посвященные каменному веку: например, «Задумывают одежду. Каменный век». Он обладал талантом вживаться в эпоху, передавать дух периода.
Рисунок Н. К. Рериха «Задумывают одежду. Каменный век». Фото: gallery.facets.ru
В поисках формы
В 1903–1904 годах Николай Рерих, уже будучи секретарем Императорского Общества поощрения художеств, отправился в поездку по городам Центральной и Западной России. Он хотел изучить и запечатлеть памятники русской старины. Поначалу его сопровождала нежно любимая супруга Елена, она фотографировала старинные крепости, храмы и архитектурный декор. Серию этюдов, созданную во время этого путешествия, сам художник назвал «каменной летописью Руси».
Николай и Елена Рерихи во время археологических изысканий. Валдайский уезд, Новгородская губерния, 1904 год. Фото предоставлено Государственным музеем Востока
«В 1903-м — большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока древним городам, от Казани и до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Сенно, Печоры и опять несчетные белые храмы, погосты, имения со старинными часовнями, и церквями домовыми, и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! Ужасно подумать, что, может быть, большей части его уже не существует. Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных».
Николай Рерих
В 1903 году он написал маслом около 70 этюдов, которые комитет Императорского Общества поощрения художеств постановил выставить в залах своей постоянной выставки в течение января 1904 года «ввиду значения изображенных памятников». Современники пришли от этюдов в восторг, называя их «пантеоном нашей былой славы» и «российскими Елисейскими Полями». При этом специалисты — художники, критики, искусствоведы — отмечали, что эти архитектурные этюды нельзя аттестовать как просто копии с натуры, скорее как законченные картины.
«Видна действительно работа человека, захваченного всецело обаянием прошлого, старающегося под влиянием первого свежего впечатления передать именно суть этого обаяния, а не фотографическую, детальную подробность, и прекрасно чувствующего и понимающего эту суть», — писал искусствовед Александр Ростиславов. Выставку посетил сам император Николай II, после чего изъявил желание видеть работы Рериха в Русском музее. Увы, именно в этот день была объявлена война с Японией, и о решении царя как-то позабылось.
В 1904 году художник продолжил командировку по старинным русским городам, но уже без жены, по которой очень скучал в поездке, отправляя ей трогательные письма.
«Миленький, дорогой мой — знаешь, сегодня я писал этюды восемь часов. Три часа утром, с 9 до 12, и пять часов с 2–7 вечера. Написал внутренность — маленький и большой сложный, — всю внешность церкви. На завтра оставляю тоже два, один малый и другой большой. В три дня управлюсь с Угличем. И тогда через Калязин и Кашин домой. <…> Что-то Ты делаешь? Как глаза и прочее? Сегодня мужик, что носит ящик, после второго этюда сказал: "Ну, барин, и здоров же ты работать, я даже ничего не делал — и то устал сидеть"».
Из письма Николая Рериха к жене Елене от 2 (3) июля 1904 года
В 1904 году 70 этюдов из архитектурной серии Рериха в числе 600 работ русских художников отправились на большую Художественную выставку на Всемирной ярмарке в Сент-Луисе (США), где заслужили серебряную медаль. Однако закончилось все печально — в результате ряда перемещений и махинаций с коллекцией значительная часть картин была распродана с аукциона в Сан-Франциско в 1912 году.
— Полная коллекция произведений русского искусства так никогда и не вернулась в Россию, — сетует Лариса Келим. — Разошлись к покупателям и работы Рериха. Лишь значительно позже 41 этюд и картина «Строят ладьи» вернулись на родину. Их приобрела и подарила в 1976 году Государственному музею Востока друг семьи Рерихов, вице-президент Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе.
Николай Рерих этюд «Строят ладьи», 1903 год. Фото предоставлено Государственным музеем Востока
На Восток через Запад
На Восток через Запад
К началу ХХ века на Западе возникло массовое увлечение восточной темой — в моду вошли стилизации под японское, китайское, индийское искусство. Параллельно появился интерес и к русской культуре, чему немало поспособствовала деятельность Сергея Дягилева. Последний обратил внимание на Рериха еще в 1900 году, предложив ему предоставить для выставки объединения «Мир искусства» картину «Поход». Тогда художник отказался, но уже с 1902 года регулярно стал участвовать в организованных «Миром искусства» выставках.
Борис Кустодиев. Эскиз группового портрета художников "Мира искусства". Слева направо вторым изображён Н.К. Рерих. Фото: centre.smr.ru
— Архитектурные этюды, по сути, были одними из последних работ, написанных Николаем Рерихом в академическом стиле, — рассказывает Лариса Келим. — Он все больше экспериментировал с пастелью и темперой, постепенно заменяя воздушными, звучными тонами темные масляные краски. Так формировался оригинальный живописный язык Рериха, который стал узнаваемым по всему миру: яркие цвета, декоративный характер работ, тематика древних преданий. Правда, некоторые мирискусники относились к Рериху с подозрением.
«Опасались и повествовательной тяжести, и доисторического его археологизма, и жухлости тона: а ну как этот символист из мастерской Куинджи — передвижник наизнанку? Что если он притворяется новатором, а на самом деле всего лишь изобретательный эпигон?»
Сергей Маковский «Врубель и Рерих // Силуэты русских художников»
К Русским сезонам Дягилева Рерих имел непосредственное отношение. Он разработал декорации для многих спектаклей, в частности «Снегурочки», которая шла в России, Франции, Америке, и «Князя Игоря», шедшего в Париже и Лондоне.
«Сергея Павловича мы любили, — писал позже художник о Дягилеве. — Он совершал большое русское дело. Творил широкие пути русского искусства. Все, что делалось, было своевременно и несло славу русского народа далеко по всему свету. С годами можно лишь убеждаться, насколько работа Дягилева была верна. Как все верное и нужное, эта работа была особенно трудною».
Одной из самых громких постановок стал балет Игоря Стравинского «Весна священная» — его замысел и либретто принадлежали Рериху, как и эскизы декораций с костюмами.
— Впоследствии Стравинский утверждал, что в основу балета был положен его собственный сон, в котором молодая девушка в окружении старцев танцует во имя пробуждения весны и погибает, — делится деталями Лариса Келим. — Однако Рерих ему напомнил: «Между тем я получал гонорар не только как декоратор, но и как либреттист». По воспоминаниям Нижинского, в разговорах с ним художник говорил, что в этой постановке хотел воскресить сам дух древних славян.
Нижинский и создавал хореографию «Весны священной», решительно отойдя в постановке от балетных канонов: так, стопы у танцующих были завернуты внутрь. Этот ход, по всей видимости, ему подсказал художник — на эскизах персонажи, одетые в длинные посконные рубахи с пестрой узорчатой каймой и лапти с онучами, ставили ноги именно таким образом.
Премьера, состоявшаяся в 1913 году в Париже на Елисейских Полях, с треском провалилась. Публика громко шумела и возмущалась, критика была убийственной. Одна парижская газета напечатала следующее: «Многим театралам показалось чудовищным праздновать приход весны эпилептическими припадками месье Нижинского и такими диссонансами с партитурой».
«Теперь так же весело вспоминать и скандал на первом представлении "Весны священной" в Париже. Санин, весь вечер не отходивший от меня, умудрено шептал: "Нужно понять этот свист как своеобразные аплодисменты. Помяните мое слово, не пройдет и десяти лет, как будут восторгаться всем, чему свистали". Многоопытный режиссер оказался прав».
Николай Рерих
В 1918 году Рерих оказался навсегда отрезан от России, которой продолжал преданно служить всю жизнь. В связи с ухудшением здоровья — у художника была хроническая пневмония — он переехал с женой и двумя сыновьями в Карелию, откуда мог при необходимости легко добраться до Петербурга. Когда Финляндия вышла из состава России и закрыла границы, он неожиданно оказался за рубежом. При этом категорически отказался от нансеновского паспорта, удостоверявшего статус эмигранта из России. До конца жизни Рерих обходился различными удостоверениями, справками и экспедиционными паспортами, ограничивавшими свободу передвижения, что, впрочем, не помешало ему объехать полмира.
Семью надо было кормить, и художник проводил персональные выставки в столицах скандинавских стран. В 1919 году Рерихи перебрались в Лондон. Художник планировал поездку в Индию, которая на тот момент была английской колонией, и рассчитывал получить визу. Последнюю британские власти давали крайне неохотно, и дело затянулось. В итоге вместо Индии Рерих в 1920 году отправился в США, где за два с половиной года его передвижная персональная выставка объехала десятки городов. Новая страна дала очередной толчок вдохновению художника.
— На него произвела большое впечатление Аризона, и особенно Большой каньон, — рассказывает Лариса Келим. — Именно этот пейзаж Рерих запечатлел в картине «Чудо». В его палитре стали появляться новые яркие краски, южное солнце, золото, индиго — позже он будет активно использовать их на Востоке. При этом тема картины — легенда о пришествии Мессии. Рерих постоянно искал то, что людей объединяет. Поэтому и собирал притчи, мифы — ему было важно найти идею, которая будет вне времени, пространства, религиозной принадлежности.
Картина Н. К. Рериха «Чудо». Фото предоставлено Государственным музеем Востока
В 1923 году мечта художника начала сбываться. В Америке он добился поддержки и смог реализовать свою идею большой Центральноазиатской экспедиции. Из США Рерихи отправились в Париж, а оттуда — в Индию. Впереди лежал долгожданный Восток, который приготовил художнику серьезные испытания.
Любопытные факты
- Дипломная работа «Гонец», которую Рерих защитил в Академии художеств в 1897 году с отличием, была тут же приобретена Павлом Третьяковым для его галереи.
- В 1906 году художник стал директором Художественной школы Общества поощрения художеств и занялся ее реорганизацией. По оценке Александра Бенуа, за несколько лет совершил чудо, превратив заштатное прикладное училище в образцовое художественное учебное заведение.
- Принимал деятельное участие в охране памятников архитектуры и их реставрации, даже пробовал свои силы в качестве архитектора: принял участие в конкурсе на проект церкви для императорского имения в Скерневице (Польша) и победил.
- Написал целый иконостас для одной из пермских церквей.
- В 1914 году выступил с инициативой заключения международного соглашения об особой охране памятников культуры человечества от уничтожения в ходе войн перед правительствами стран, участвующих в Первой мировой войне.
- Будучи в США, создал целый ряд международных организаций, направленных на изучение и сохранение культуры и ее памятников: международный центр искусств Corona Mundi («Венец мира»), художественный Музей Рериха, Институт объединенных искусств, художественное объединение Cor Ardens («Пламенное сердце»).
Ольга Ладыгина