Запад есть Запад: как Николай Рерих принес русскую культуру в Америку

Запад есть Запад: как Николай Рерих принес русскую культуру в Америку Запад есть Запад: как Николай Рерих принес русскую культуру в Америку

Прежде чем написать Гималаи и Алтай, он без паспорта исколесил всю Европу и добрался до континента на другой стороне Земли. Его выставки пользовались популярностью по всему свету — от Лондона до Нью-Йорка, в Париже публика смотрела оперы и балеты Русских сезонов с его декорациями. Он изучал археологию и архитектуру и по всему миру создавал организации, посвященные культуре и искусству. А оказавшись отрезанным от родной страны, прославился по всему земному шару как истинно русский художник.

В поисках истоков

Отец будущего художника надеялся, что Рерих продолжит семейное дело и станет юристом. Увлечения искусством и археологией он не одобрял. Будучи послушным сыном, Николай поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но параллельно начал учиться в Академии художеств. Да и раскопки, которым он занимался еще в школьные годы, не бросал.

Интерес к археологии и истории проявился у Рериха во время пребывания в семейном поместье Извара под Петербургом, где он проводил каникулы. Юноша увлеченно изучал окружающий мир: собирал гербарии и минералы, составлял карты рельефа, а также пристрастился к охоте и публиковал в газетах и журналах записки натуралиста. В Изваре же Рерих познакомился со знаменитым археологом Львом Ивановским, который взял его себе в помощники на раскопки.

«Около Извары почти при каждом селении были обширные курганные поля от X века до XIV, — вспоминал позже художник. — От малых лет потянуло к этим необычным странным буграм, в которых постоянно находились занятные металлические древние вещи».

Николай Рерих. 1900 год. Фото предоставлено Государственным музеем Востока

Николай Рерих. 1900 год. Фото предоставлено Государственным музеем Востока

Когда Ивановский скоропостижно скончался, Рерих систематизировал собранный материал и подготовил иллюстрации для монографии «Курганы Санкт-Петербургской губернии в раскопках Л. К. Ивановского», изданной в 1896 году Александром Спицыным.

Уже в студенческие годы он стал членом Русского археологического общества и начал сотрудничать с Археологической комиссией, — рассказывает старший научный сотрудник отдела «Наследие Рерихов» Государственного музея Востока Лариса Келим. — Они отправляли его на раскопки курганов в Санкт-Петербургской, Новгородской и Тверской губерниях, по пути «из варяг в греки». В одной из экспедиций его приняли за японского агента — дело происходило во время русско-японской войны.

Рисунок курганов из «‎Отчета о раскопках 1896 года в Ямбургском и Петергофском уездах Санкт-Петербургской губернии, произведенных Н.К. Рерихом»‎. Фото: gallery.facets.ru

Рисунок курганов из «‎Отчета о раскопках 1896 года в Ямбургском и Петергофском уездах Санкт-Петербургской губернии, произведенных Н.К. Рерихом»‎. Фото: gallery.facets.ru

Рубрика «Петербургский обозреватель, Эскизы и кроки»

«Мне пишут из Валдайского уезда, что туда приехали секретарь Общества поощрения художеств Н. К. Рерих и князь П. А. Путятин с целью производства археологических изысканий и нашли на берегах озера огромное количество орудий каменного века. Между ними есть превосходные экземпляры кремневых стрел, скребков и ножей и разнообразные образцы гончарства. С исследователями, между прочим, случилась весьма курьезная история. Местные крестьяне приняли их... за японцев, производящих "разведки"... На объяснения помещика, вступившего в защиту исследователей, крестьяне ответили: "Смотри, как бы против батюшки-царя не ошибиться"... Несмотря на все объяснения, успокоившиеся крестьяне все-таки расспрашивали исследователей: для "военного ли дела" разыскивают они кремневые стрелки, и советовали для военных окопов рыть траншеи глубже...»

«Петербургская газета». 21 июня 1904 года. №169, с. 2

К этому моменту Рерих уже обнаружил одну из своих самых ярких археологических находок. Летом 1902 года он раскопал в одном из курганов на озере Пирос, на границе нынешних Новгородской и Тверской областей, сотни фигурных янтарных украшений периода неолита, а три года спустя произвел фурор, выступив с этими материалами на археологическом съезде во Франции.

При этом его уже хорошо знали как художника — работы Рериха с 1902 года неизменно участвовали в основных выставках России и Европы.

Увлечение археологией у него было тесно связано с живописью, — замечает Лариса Келим. — Можно сказать, что он был больше художник-археолог, чем ученый, поскольку для ученого памятники прошлого — это цель, а для художника — средство. Рерих искал в каменном веке истоки искусства, собрал одну из крупнейших коллекций неолитических орудий. Среди его работ были и картины, посвященные каменному веку: например, «Задумывают одежду. Каменный век». Он обладал талантом вживаться в эпоху, передавать дух периода.

Рисунок Н. К. Рериха «Задумывают одежду. Каменный век». Фото: gallery.facets.ru

Рисунок Н. К. Рериха «Задумывают одежду. Каменный век». Фото: gallery.facets.ru

В поисках формы

В 1903–1904 годах Николай Рерих, уже будучи секретарем Императорского Общества поощрения художеств, отправился в поездку по городам Центральной и Западной России. Он хотел изучить и запечатлеть памятники русской старины. Поначалу его сопровождала нежно любимая супруга Елена, она фотографировала старинные крепости, храмы и архитектурный декор. Серию этюдов, созданную во время этого путешествия, сам художник назвал «каменной летописью Руси».

Николай и Елена Рерихи во время археологических изысканий. Валдайский уезд, Новгородская губерния, 1904 год. Фото предоставлено Государственным музеем Востока

Николай и Елена Рерихи во время археологических изысканий. Валдайский уезд, Новгородская губерния, 1904 год. Фото предоставлено Государственным музеем Востока

«В 1903-м — большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока древним городам, от Казани и до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Сенно, Печоры и опять несчетные белые храмы, погосты, имения со старинными часовнями, и церквями домовыми, и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! Ужасно подумать, что, может быть, большей части его уже не существует. Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных».

Николай Рерих

В 1903 году он написал маслом около 70 этюдов, которые комитет Императорского Общества поощрения художеств постановил выставить в залах своей постоянной выставки в течение января 1904 года «ввиду значения изображенных памятников». Современники пришли от этюдов в восторг, называя их «пантеоном нашей былой славы» и «российскими Елисейскими Полями». При этом специалисты — художники, критики, искусствоведы — отмечали, что эти архитектурные этюды нельзя аттестовать как просто копии с натуры, скорее как законченные картины.

«Видна действительно работа человека, захваченного всецело обаянием прошлого, старающегося под влиянием первого свежего впечатления передать именно суть этого обаяния, а не фотографическую, детальную подробность, и прекрасно чувствующего и понимающего эту суть», — писал искусствовед Александр Ростиславов. Выставку посетил сам император Николай II, после чего изъявил желание видеть работы Рериха в Русском музее. Увы, именно в этот день была объявлена война с Японией, и о решении царя как-то позабылось.

В 1904 году художник продолжил командировку по старинным русским городам, но уже без жены, по которой очень скучал в поездке, отправляя ей трогательные письма.

«Миленький, дорогой мой — знаешь, сегодня я писал этюды восемь часов. Три часа утром, с 9 до 12, и пять часов с 2–7 вечера. Написал внутренность — маленький и большой сложный, — всю внешность церкви. На завтра оставляю тоже два, один малый и другой большой. В три дня управлюсь с Угличем. И тогда через Калязин и Кашин домой. <…> Что-то Ты делаешь? Как глаза и прочее? Сегодня мужик, что носит ящик, после второго этюда сказал: "Ну, барин, и здоров же ты работать, я даже ничего не делал — и то устал сидеть"».

Из письма Николая Рериха к жене Елене от 2 (3) июля 1904 года

В 1904 году 70 этюдов из архитектурной серии Рериха в числе 600 работ русских художников отправились на большую Художественную выставку на Всемирной ярмарке в Сент-Луисе (США), где заслужили серебряную медаль. Однако закончилось все печально — в результате ряда перемещений и махинаций с коллекцией значительная часть картин была распродана с аукциона в Сан-Франциско в 1912 году.

Полная коллекция произведений русского искусства так никогда и не вернулась в Россию, сетует Лариса Келим. — Разошлись к покупателям и работы Рериха. Лишь значительно позже 41 этюд и картина «Строят ладьи» вернулись на родину. Их приобрела и подарила в 1976 году Государственному музею Востока друг семьи Рерихов, вице-президент Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе.

Николай Рерих этюд «Строят ладьи», 1903 год. Фото предоставлено Государственным музеем Востока

Николай Рерих этюд «Строят ладьи», 1903 год. Фото предоставлено Государственным музеем Востока

На Восток через Запад

На Восток через Запад

К началу ХХ века на Западе возникло массовое увлечение восточной темой — в моду вошли стилизации под японское, китайское, индийское искусство. Параллельно появился интерес и к русской культуре, чему немало поспособствовала деятельность Сергея Дягилева. Последний обратил внимание на Рериха еще в 1900 году, предложив ему предоставить для выставки объединения «Мир искусства» картину «Поход». Тогда художник отказался, но уже с 1902 года регулярно стал участвовать в организованных «Миром искусства» выставках.

Борис Кустодиев. Эскиз группового портрета художников "Мира искусства". Слева направо вторым изображён Н.К. Рерих. Фото: centre.smr.ru

Борис Кустодиев. Эскиз группового портрета художников "Мира искусства". Слева направо вторым изображён Н.К. Рерих. Фото: centre.smr.ru

Архитектурные этюды, по сути, были одними из последних работ, написанных Николаем Рерихом в академическом стиле, — рассказывает Лариса Келим. — Он все больше экспериментировал с пастелью и темперой, постепенно заменяя воздушными, звучными тонами темные масляные краски. Так формировался оригинальный живописный язык Рериха, который стал узнаваемым по всему миру: яркие цвета, декоративный характер работ, тематика древних преданий. Правда, некоторые мирискусники относились к Рериху с подозрением.

«Опасались и повествовательной тяжести, и доисторического его археологизма, и жухлости тона: а ну как этот символист из мастерской Куинджи — передвижник наизнанку? Что если он притворяется новатором, а на самом деле всего лишь изобретательный эпигон?»

Сергей Маковский «Врубель и Рерих // Силуэты русских художников»

К Русским сезонам Дягилева Рерих имел непосредственное отношение. Он разработал декорации для многих спектаклей, в частности «Снегурочки», которая шла в России, Франции, Америке, и «Князя Игоря», шедшего в Париже и Лондоне.

«Сергея Павловича мы любили, — писал позже художник о Дягилеве. — Он совершал большое русское дело. Творил широкие пути русского искусства. Все, что делалось, было своевременно и несло славу русского народа далеко по всему свету. С годами можно лишь убеждаться, насколько работа Дягилева была верна. Как все верное и нужное, эта работа была особенно трудною».

Одной из самых громких постановок стал балет Игоря Стравинского «Весна священная» — его замысел и либретто принадлежали Рериху, как и эскизы декораций с костюмами.

Впоследствии Стравинский утверждал, что в основу балета был положен его собственный сон, в котором молодая девушка в окружении старцев танцует во имя пробуждения весны и погибает, — делится деталями Лариса Келим. — Однако Рерих ему напомнил: «Между тем я получал гонорар не только как декоратор, но и как либреттист». По воспоминаниям Нижинского, в разговорах с ним художник говорил, что в этой постановке хотел воскресить сам дух древних славян.

Нижинский и создавал хореографию «Весны священной», решительно отойдя в постановке от балетных канонов: так, стопы у танцующих были завернуты внутрь. Этот ход, по всей видимости, ему подсказал художник — на эскизах персонажи, одетые в длинные посконные рубахи с пестрой узорчатой каймой и лапти с онучами, ставили ноги именно таким образом.

Премьера, состоявшаяся в 1913 году в Париже на Елисейских Полях, с треском провалилась. Публика громко шумела и возмущалась, критика была убийственной. Одна парижская газета напечатала следующее: «Многим театралам показалось чудовищным праздновать приход весны эпилептическими припадками месье Нижинского и такими диссонансами с партитурой».

«Теперь так же весело вспоминать и скандал на первом представлении "Весны священной" в Париже. Санин, весь вечер не отходивший от меня, умудрено шептал: "Нужно понять этот свист как своеобразные аплодисменты. Помяните мое слово, не пройдет и десяти лет, как будут восторгаться всем, чему свистали". Многоопытный режиссер оказался прав».

Николай Рерих

В 1918 году Рерих оказался навсегда отрезан от России, которой продолжал преданно служить всю жизнь. В связи с ухудшением здоровья — у художника была хроническая пневмония — он переехал с женой и двумя сыновьями в Карелию, откуда мог при необходимости легко добраться до Петербурга. Когда Финляндия вышла из состава России и закрыла границы, он неожиданно оказался за рубежом. При этом категорически отказался от нансеновского паспорта, удостоверявшего статус эмигранта из России. До конца жизни Рерих обходился различными удостоверениями, справками и экспедиционными паспортами, ограничивавшими свободу передвижения, что, впрочем, не помешало ему объехать полмира.

Семью надо было кормить, и художник проводил персональные выставки в столицах скандинавских стран. В 1919 году Рерихи перебрались в Лондон. Художник планировал поездку в Индию, которая на тот момент была английской колонией, и рассчитывал получить визу. Последнюю британские власти давали крайне неохотно, и дело затянулось. В итоге вместо Индии Рерих в 1920 году отправился в США, где за два с половиной года его передвижная персональная выставка объехала десятки городов. Новая страна дала очередной толчок вдохновению художника.

На него произвела большое впечатление Аризона, и особенно Большой каньон, — рассказывает Лариса Келим. — Именно этот пейзаж Рерих запечатлел в картине «Чудо». В его палитре стали появляться новые яркие краски, южное солнце, золото, индиго — позже он будет активно использовать их на Востоке. При этом тема картины — легенда о пришествии Мессии. Рерих постоянно искал то, что людей объединяет. Поэтому и собирал притчи, мифы — ему было важно найти идею, которая будет вне времени, пространства, религиозной принадлежности.

Картина Н. К. Рериха «Чудо‎»‎. Фото предоставлено Государственным музеем Востока

Картина Н. К. Рериха «Чудо‎»‎. Фото предоставлено Государственным музеем Востока

В 1923 году мечта художника начала сбываться. В Америке он добился поддержки и смог реализовать свою идею большой Центральноазиатской экспедиции. Из США Рерихи отправились в Париж, а оттуда — в Индию. Впереди лежал долгожданный Восток, который приготовил художнику серьезные испытания.

Любопытные факты

  • Дипломная работа «Гонец», которую Рерих защитил в Академии художеств в 1897 году с отличием, была тут же приобретена Павлом Третьяковым для его галереи.
  • В 1906 году художник стал директором Художественной школы Общества поощрения художеств и занялся ее реорганизацией. По оценке Александра Бенуа, за несколько лет совершил чудо, превратив заштатное прикладное училище в образцовое художественное учебное заведение.
  • Принимал деятельное участие в охране памятников архитектуры и их реставрации, даже пробовал свои силы в качестве архитектора: принял участие в конкурсе на проект церкви для императорского имения в Скерневице (Польша) и победил.
  • Написал целый иконостас для одной из пермских церквей.
  • В 1914 году выступил с инициативой заключения международного соглашения об особой охране памятников культуры человечества от уничтожения в ходе войн перед правительствами стран, участвующих в Первой мировой войне.
  • Будучи в США, создал целый ряд международных организаций, направленных на изучение и сохранение культуры и ее памятников: международный центр искусств Corona Mundi («Венец мира»), художественный Музей Рериха, Институт объединенных искусств, художественное объединение Cor Ardens («Пламенное сердце»).

Ольга Ладыгина

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Показать еще Загрузка