Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова при поддержке РГО и Минобороны обследовала в Финском заливе два затонувших объекта. Первый идентифицирован — он оказался советским катером типа «морской охотник». Второй — неопознанное судно с 200-летней историей.
«Морской охотник» подорвался на немецком минном заграждении «Тигр-1» в годы Великой Отечественной войны. Взрыв мины ЕМС (такой тип использует электромагнитные поля для обнаружения и подрыва цели) с массой заряда около 300 кг разорвал катер на две части. Во время погружения подводные исследователи увидели на глубине 35 м кормовую часть деревянного корпуса, оружие, затянутое сетями, катушки для тросов. По этим данным они идентифицировали катер и его экипаж. Помочь опознать судно откликнулись эксперты: историки Мирослав Морозов, Михаил Иванов и Алексей Мухин. За три дня дискуссий и изучения имеющихся архивных материалов удалось установить номер катера: МО-208.
Согласно документам, он пропал без вести 29 сентября 1942 года, находясь в дозоре севернее линии фарватера, около острова Сескар. Командовал им старший лейтенант Михаил Хвостов. Экипаж «морского охотника» — 22 человека. До этого момента моряки числились пропавшими без вести, но теперь место их братской могилы установлено.

Корма, затянутая сетями. Фото: разведывательно-водолазная команда Константина Богданова
— Мы продолжаем сезон подводных исследований под флагом РГО, — рассказывает руководитель экспедиции Константин Богданов. — Благодаря совместным проектам РГО и Минобороны мы получили возможность перекрыть точку судового хода и обследовать те объекты, которые ранее казались абсолютно недоступными. Впечатляет, когда ты уходишь в воду, а огромные танкеры и сухогрузы обходят этот район в радиусе 500 м.
Еще один необычный объект участники экспедиции обнаружили возле острова Гогланд. Это колесный пароход середины XIX века, пролежавший под водой около двух столетий. Судно находится на глубине 63 м и отличается специфичным декором, который позволяет предположить его английское или французское происхождение. Точное название парохода и обстоятельства его гибели пока остаются загадкой. Исследователи отмечают, что детали корпуса хорошо сохранились. Эта находка представляет особый интерес для историков — подобные колесные пароходы были характерны для первой половины XIX века, когда паровые машины только начинали вытеснять парусные суда. Ученые планируют продолжить изучение объекта, чтобы установить его историю и причины крушения.
— Борта металлические, палуба деревянная, он осел в грунт ровно по палубу, — рассказывает дайвер-исследователь, участник экспедиции Михаил Иванов. — Удивительно, что колеса, от которых ничего не осталось, были сделаны прямо в корпусе.
Корпус парохода погружен в ил, поэтому быстро идентифицировать его не получится. Участники экспедиции намерены продолжить свою работу уже в июне, они попытаются найти оторванный нос «морского охотника». Именно там на мостике могли сохраниться судовые документы. Кроме этого, в планах обследовать и другие корабли, погибшие на Балтике в разные эпохи.

Корпус парохода. Фото: разведывательно-водолазная команда Константина Богданова
— Ежегодно РГО проводит подводные исследования в акваториях российских морей, — отмечает директор департамента экспедиционной деятельности и туризма РГО Наталия Белякова. — Одна из задач — создание 3D-моделей затонувших в разных эпохи кораблей и судов, составляющих целые цифровые экспозиции. Это реальная историческая картина, которую невозможно подделать, которую важно помнить и знать. В одном только музее разведывательно-водолазной команды — 28 кораблей и судов за почти 10 лет исследований. База пополняется по итогам подводных экспедиций РГО; подводная фотограмметрия — почти инвариантный элемент наших исследований акваторий российских морей.
Цель экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» — обнаружить и обследовать места кораблей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Экспедиция проходит при поддержке Русского географического общества и Минобороны России.
Мария Булдакова
