Гогланд. 11-й сезон
Конечно, вы знаете, где находится Санкт-Петербург. И где расположен Кронштадт, наверняка, тоже. А если двинуться по карте ещё дальше на северо-запад? Да, Финский залив, и?.. Ну, хорошо, подсказываем: "путь из варяг в греки", Ништадский мир, Гогландское сражение, картина Айвазовского "Гибель "Лефорта", Крымская война, дуга Струве, сопка Попова, Таллинский переход, адмирал Святов… Всё равно никак?
Ладно, не переживайте. Для участников комплексной экспедиции "Гогланд" Русского географического общества весь этот перечень-пазл поначалу тоже в одну картинку не складывался. По отдельности всё вроде как и на слуху, но что объединяет эти факты, названия, события? Правильный ответ — Внешние острова Финского залива.
На протяжении десяти лет РГО проводит научные и поисковые мероприятия в Балтийском регионе. С 2013 года эксперты РГО — учёные, историки, поисковики — создают летопись Внешних островов Финского залива, обобщают имеющиеся и ищут новые данные о природе и истории внешних островов для того, чтобы составить их "паспорта" и рассказать обо всём подробно и интересно людям. За это время островах памяти было найдено более 75 крупных объектов военно-технической истории и сотни артефактов, которые переданы в российские профильные музеи, обнаружено место гибели экипажа самолёта Пе-2 на острове Большой Тютерс. Специалисты РГО восстановили ход боевых операций на островах в годы войны, увековечили память об их участниках — бойцах и командирах Краснознамённого Балтийского флота. Также в этом сезоне были обнаружены останки двух советских десантников на острове Соммерс.
История продолжается, поисковики уверены: будущие открытия ещё подарят заслуженную славу Внешним островам Финского залива.
Их много, но лишь 14 принято называть Внешними островами Финского залива.
Большие и маленькие, покрытые вековыми соснами или гладким базальтом, песчаные, скалистые, пологие – они очень разные, и иногда не верится, что созданы природой в одном краю, совсем рядом друг с другом. Причём некоторые сами по себе так многолики, что, гуляя по ним, можно за пять минут перейти от "брянских болот" к "куршским дюнам", неподалёку от которых видны "норвежские фьорды", покрытые "альпийскими лугами".
Карта из архивов РГО
Однако по-настоящему уникальными Внешние острова делает то, что о них, расположенных всего в нескольких часах хода по воде от Санкт-Петербурга, почти никто ничего не знает. Даже петербуржцам (за редким исключением) невдомёк, как за фортами Кронштадта "убегает" за материковую линию госграницы почти на два десятка километров в Финский залив клин островов. И именно этот клин и является тем самым, известным всем нам со школы "окном в Европу", что "прорубил" Пётр Первый.
Так вышло, что, кого ни спроси, что это за "окно" такое, называют Санкт-Петербург. Но взгляните ещё раз на карту Финского залива. Видите словно узкое бутылочное горлышко при выходе в Балтику? Его в прямом смысле перекрывают острова. И не будь они за Россией, эффект от создания Санкт-Петербурга как крупного торгового порта и военно-морской базы был бы весьма сомнителен.
Но это – лишь часть удивительной истории Внешних островов.
У каждого острова неповторимый характер. Вот исполин Гогланд. Словно хозяин залива возвышается он над стальными водами Балтики, навсегда пленяя путешественника своей первозданной мощью.
Непогода на подходе к острову Гогланд
В хорошую погоду с него виден Родшер – самый западный остров России, чьи крохотные кирпичные домики и маяк похожи на декорацию к сказке.
Петроглифы на острове Родшер
Левее – Виргины, Южный и Северный. Волны сложили их круглыми камнями, из которых древние люди построили здесь ритуальные насыпи и лабиринты. Они и сейчас не пустуют. Особенно по весне, когда Виргины превращаются в «роддома» перелётных птиц.
Это крошечные приграничные островки. На Северном ровными рядами размещены многочисленные гурии — конусообразные каменные насыпи, которые мореплаватели испокон веков создавали для навигации. На Южном — лабиринты: спираль радиусом метров пять, выложенная округлыми камнями размером с дыню-"колхозницу".
Родильные дома для птиц
Эхо войны до сих пор слышно на острове Мощный, и трудно представить, что этот огромный, полный жизни и красок лес во время Великой Отечественной почти три года был передовым рубежом линии фронта.
Закат на старинном пирсе острова Мощный
Еще громче эхо войны звучит на Большом Тютерсе. Здесь в 2016 году экспедиция РГО обнаружила обломки упавшего в 1943-м году советского пикирующего бомбардировщика Пе-2, а также останки членов экипажа самолета.
Маяк на острове Большой Тютерс. Фото: Андрей Стрельников
Соммерс, пожалуй, главный свидетель трагедий советских десантов, он по сей день хранит свои боевые тайны и артефакты. Однако одну из тайн в 2022 году удалось приоткрыть экспертам РГО: поисковой командой были найдены останки матроса и командира Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ), погибших здесь во время штурма острова в 1942 году.
Помимо поисковых работ, участники экспедиции отреставрировали мемориалы на острове, подкрасили звезды на обелисках и подготовили информационные стенды с историей Соммерса — один из шагов к развитию военно-мемориального туризма на Внешних островах.
Фотография предположительного места захоронения 128 советских солдат на Соммерсе
Иная атмосфера у их «младших братьев»: Малого Тютерса с его девственной природой и Малого Соммерса – гранитной крохи в сотню квадратных метров.
Серый тюлень, отдыхающий на острове Малый Соммерс
Широкими песчаными пляжами может похвастаться и Сескар. Это первый из всех островов Финского залива, упомянутый в ныне известных письменных источниках, еще в 1395 году! Сескар входил в число наиболее благополучных и богатых островов залива. В отличие от того же Тютерса он имеет источники пресной воды, но, главное, расположен ближе всех к материку. Однако главная его достопримечательность – первый в России цельнометаллический маяк, изготовленный в Англии в 1858 году.
В 2021 году экспедицией РГО на местах авиационных катастроф были найдены крупные фрагменты самолётов, один из которых идентифицирован как Ил-2. Также выявлены детали дизельного трактора С-65 ("Сталинец-65"), использовавшегося в годы войны в качестве буксировщика орудий среднего калибра, детали автомобильной газогенераторной установки, конструктивно схожей с советским грузовым автомобилем ЗиС-21 (газогенераторная версия грузовика ЗиС-5), и даже части паровой машины первой четверти ХХ века.
Маяк острова Сескар и памятник защитникам Балтики. Фото: Екатерина Хуторская
И, наконец, Вигрунд. Самый южный и самый скромный по природе из 14 островов и бесконечный предмет жарких споров учёных: что это – остров, скала или банка?
Вид с моря на остров Вигрунд