В эпицентре катастроф: экспедиция РГО исследует внешние острова Финского залива

Западный берег остова Гогланд. Фото: Артём Пастухов

Западный берег остова Гогланд. Фото: Артём Пастухов

В эпицентре катастроф: экспедиция РГО исследует внешние острова Финского залива В эпицентре катастроф: экспедиция РГО исследует внешние острова Финского залива

Исследователи проанализировали материалы десятого сезона комплексной экспедиции "Гогланд", в ходе которого были проведены поисковые работы на острове Гогланд. Во время лабораторного периода учёные особое внимание уделили работе с архивами, где обнаружили финские карты Гогланда, а также другие материалы и документы, рассказывающие об истории острова и позволяющие составить наиболее полное представление о событиях, происходивших на нём.

Первая помощь на коротких волнах

— В одном из журналов, найденных в электронном финском архиве, мы обнаружили карту острова Гогланд 1924 года, — рассказывает участник экспедиции, доброволец межрегиональной общественной организации "Северо-Запад" Артём Пастухов. — На ней нанесены места кораблекрушений и отмечены локации судов, затонувших у Гогланда за 60-летний период, предшествующий моменту создания карты. Практически все мысы, заливы и скалы острова являются местами катастроф.

Броненосец береговой обороны

Броненосец береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин". Фото: Википедия

Одно из крупных кораблекрушений произошло в ночь на 12 ноября 1899 года. Броненосец береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин" во время шторма по пути из Кронштадта в Либаву наскочил на камни у юго-восточного побережья острова.

— Мы предварительно установили место, где на скалы сел броненосец "Генерал-адмирал Апраксин", — делится руководитель экспедиции Илья Дюринский. — В дальнейших экспедициях планируем это уточнить и поставить мемориальный знак.

Броненосец береговой обороны

Броненосец береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин" на камнях у острова Гогланд, апрель 1900 года. Фото: Википедия

Своими силами сняться с мели корабль не мог, только усугубил положение. Для оперативного ведения спасательных работ требовалась связь со штабом. Телеграф для поддержания связи с Санкт-Петербургом был на острове Котка, но между Гогландом и Коткой более 40 км, сообщение по морю в такое время года порой было опасно, а то и вовсе невозможно. Тогда вспомнили об Александре Попове и его изобретении — беспроволочном телеграфе. Радиостанции возвели на Гогланде и на острове Кутсало, недалеко от Котки (между ними существовала телефонная связь). 5 февраля 1900 года радиосвязь была установлена. Первой радиограммой был передан приказ капитану ледокола "Ермак" идти на помощь рыбакам, унесённым в море на отколовшейся льдине. В память об этих событиях Александру Попову на называемой его именем самой высокой сопке Гогланда (высота 176 м) в 1954 году установили памятный знак.

— Мы нашли в финском электронном архиве подшивку "Финляндской газеты", издаваемой на русском языке, — рассказывает Артём Пастухов. — В одном из номеров подробно описывалась операция по спасению броненосца береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин" и сообщалось о награждении некоторых жителей Южной деревни острова Гогланд серебряными медалями "За усердие" на Станиславской ленте для ношения на груди. Мы сверили фамилии награждённых со списком владельцев дворов Южной деревни 1921 года, и выяснилось, что последний содержит почти все фамилии представленных к награде.

Суркюля против Кийскинкюли

В 1890 году на Гогланде проживали 1154 человека, а в 1914 году, по данным "Военной энциклопедии", числилось около 800 жителей. Они занимались ловлей рыбы, промыслом тюленя, морским извозом, нанимались матросами на парусные суда.

Суркюля (Северная деревня), 30-е годы. Фото: ВКонтакте https://vk.com/album-64248014_257563619?ysclid=lj5m4rag7n208560350

Суркюля (Северная деревня), 30-е годы. Фото: ВКонтакте https://vk.com/album-64248014_257563619?ysclid=lj5m4rag7n208560350

На острове находились деревни — Северная (Суркюля) и Южная (Кийскинкюля). В финских газетах второй половины 30-х годов ХХ века писали, что их жители постоянно враждовали друг с другом. На одной из архивных фотографий запечатлён момент, когда машина из Южной деревни не может проехать, так как северяне установили столбы. Сначала их сделали из цемента. Жители Южной деревни ночью их сбили. Тогда соседи изготовили заграждения из металла и врыли их на метр в землю, перекрыв доступ автомобилям южан к единственной гавани на острове, хотя они построили дорогу от Кийскинкюли до неё. Вражду южан подогревало полученное северянами разрешение на продажу алкоголя, тогда как им в этом было отказано. В криминальных сводках часто встречались фамилии жителей Кийскинкюли. Упоминалась, в частности, контрабанда оружия и алкоголя, а также отравление денатуратом.

Кийскинкюля (Южная деревня), 30-е годы. Фото: ВКонтакте https://vk.com/album-64248014_257563619?ysclid=lj5m4rag7n208560350

Кийскинкюля (Южная деревня), 30-е годы. Фото: ВКонтакте https://vk.com/album-64248014_257563619?ysclid=lj5m4rag7n208560350

В Кийскинкюле родился известный финский лингвист, фольклорист, исследователь финно-угорских языков Волмари Поркка.

— В архиве мы обнаружили карту Южной деревни 1921 года с подписанными фамилиями владельцев дворов, на ней, в том числе обозначен дом Волмари Поркки, — рассказывает Артём Пастухов. — От деревни остались только фундаменты домов, часть из них были разрушены во время войны, другие — в послевоенное время. На старом финском кладбище, расположенном между бухтами Сууркюлянлахти и Каппельлахти, сохранилась могила Волмари Поркки. В 30-е годы к ней специально с материка приезжали на теплоходе экскурсии. На погосте также находятся три могилы экипажа российского транспорта "Америка".

Так выглядит место, где располагалась Южная деревня (Кийскинкюля) в наши дни. Фото: Артём Пастухов

Так выглядит место, где располагалась Южная деревня (Кийскинкюля) в наши дни. Фото: Артём Пастухов

Шторм, вошедший в легенду

Судно, построенное в Америке в 1825 году, было приобретено для Российского флота по велению императора Николая I. Транспорту дали новое имя — "Америка". По его образу и подобию позднее построили 19 военных кораблей.

"Америка" служила Российском флоту почти 30 лет — в частности, совершила два кругосветных путешествия, пока по пути в Ревель в ночь с 15 на 16 октября 1856 года не разбилась о камни у северо-западного берега Гогланда, прямо напротив маяка. По словам поисковиков, в то же время у скал острова потерпели кораблекрушение ещё два судна. Так что команда служителей Северного маяка занималась спасением экипажей сразу трёх кораблей: "Америки", английского парохода Yackel и голландской шхуны Catharina Froom.

Памятный крест с надписью

Памятный крест с надписью "Память павшим" на берегу озера Ливалахденярви на фоне горы Хауковуори. Фото: Артём Пастухови

О кораблекрушении "Америки" островитяне складывали легенды. Одна из них гласит: когда корабль разбился, капитан играл в карты в своей каюте. Судно волной вынесло на сушу, и капитан ступил на берег, просто открыв дверь. Впоследствии его приговорили к смертной казни. Конечно, домыслы и слухи островитян не имеют ничего общего с материалами дела о гибели судна и заключением следственной комиссии, которая оправдала капитана, отнеся крушение судна к "обстоятельствам неотвратимым и от командира не зависящим".

Могилы экипажа транспорта

Могилы экипажа транспорта "Америка". Фото: Артём Пастухов

Погибших во время кораблекрушения моряков с транспорта "Америки" похоронили на Гогланде: в одной могиле — офицеров, в другой — матросов. В третьей могиле погребены те, чьи тела были найдены позднее, скорее всего весной, когда сошёл лёд. Ограды могил искорёжены пулями — это уже отметины нового времени, следы жестоких боёв 1942 и 1944 годов.

Скалы острова Гогланд. Фото: Артём Пастухов

Скалы острова Гогланд. Фото: Артём Пастухов

Остров жизни

Из-за своего стратегического положения Гогланд периодически переходил из рук в руки.

Жителей деревень эвакуировали осенью 1939 года, на острове оставался финский гарнизон. В декабре его заняла советская морская пехота.

Гогланд называют "островом жизни". В конце августа 1941 года, во время эвакуации Балтийского флота из Таллина, когда военные и гражданские суда шли под бомбёжкой и по минным полям, свыше 8 тыс. человек были спасены с тонущих, горящих, прибуксированных к Гогланду кораблей командой гарнизона острова. Пока известно о двух госпиталях на Гогланде: в Суркюле и на "госпитальной поляне" недалеко от Кийскинкюли. В Северной деревне раненые и спасённые люди размещались в том числе в бывшем финском казино (так в Финляндии называли ресторан у воды). При бомбёжке многие из них погибли. Участники экспедиции в память о погибших установили на здании мемориальную табличку.

Скала в Южной деревне (Кийскинкюля) со следами от малокалиберных зенитных снарядов. Фото: Артём Пастухов

Скала в Южной деревне (Кийскинкюля) со следами от малокалиберных зенитных снарядов. Фото: Артём Пастухов

Через несколько дней всех раненых и спасённых с острова эвакуировали, оставив лишь военный гарнизон, который в декабре 1941 года тоже покинул Гогланд, после чего его заняли финские войска.

В ночь с 1 на 2 января отряд полковника Баринова отбил остров и удерживал его до конца марта 1942 года. Финские войска оставались на Гогланде два года, основательно его укрепив.

В сентябре 1944 года Финляндия, вступив в переговоры с СССР, объявила о выходе из войны и разрыве отношений с Германией. Немецкие войска, пытаясь захватить Гогланд, вступили в бой с финскими военными, причём последних поддерживали с воздуха советские штурмовики Ил-2. С 24 по 30 сентября 1944 года финны поэтапно передали советским войскам Гогланд.

— Для нас, историков, самый большой интерес представляет оборона Гогланда советскими моряками весной 1942 года, — говорит Артём Пастухов. — Остров защищало не так много бойцов, поэтому хотелось бы определить места, где шли бои, и до сих пор не найдены останки погибших людей, хотя их поиском мы занимаемся с 2015 года.

Поисковые работы на острове Гогланд. Фото предоставлено участниками экспедиции

Поисковые работы на острове Гогланд. Фото предоставлено участниками экспедиции

В ходе экспедиции 2022 года поисковики обнаружили два захоронения военнослужащих РККА, погибших во время советско-финской войны в 1940 году. По остаткам истлевшего обмундирования можно предположить, что один из защитников был в звании старшего сержанта (по четыре треугольника на петлицах), другой — рядовым. В погребении последнего поисковики обнаружили будёновку со звездой и ремень со стальной пряжкой. Воины были похоронены в гробах, окрашенных в красный цвет.

По словам Ильи Дюринского, пока не найдено архивных данных о первичных местах захоронений жертв Таллинского перехода и бойцов, погибших в боях за остров в 1942 году, что значительно осложняет поиск. Финские военные хоронили тела советских солдат на большой глубине, засыпали землёй, предварительно заложив камнями и брёвнами. Памятников не ставили, в лучшем случае отмечали число захороненных тел на табличках, исчезнувших со временем.

На берегу острова Гогланд. Фото: Артём Пастухов

На берегу острова Гогланд. Фото: Артём Пастухов

— Мы нашли в архиве документы, в которых указано место последнего боя группы полковника Баринова, что значительно локализует зону поисков останков защитников острова, — объясняет Илья Дюринский. — На некоторых из архивных карт указано направление движения советских солдат. Помогло хорошее знание местности — мы вычислили, где примерно они погибли. Вопрос теперь в том, где их захоронили — на месте гибели или перевезли в другое место. Считаем, что первый вариант более вероятен. Мы также установили несколько мест, где, предположительно, могут находиться непогребенные останки советских воинов, в основном это заваленные камнями дзоты и блиндажи. Планируем в следующей экспедиции продолжить наши поиски. Мы пытаемся подготовить Гогланд к военно-мемориальному туризму. Устанавливаем памятные и информационные таблички, стенды с описанием исторических событий. Пытаемся очищать фортификационные и исторические объекты от мусора. Составляем карты достопримечательностей.

Марина Круглякова