Своего рода финальным аккордом деятельности Русского географического общества в прошедшем году стало завершение экспедиции "Маяки России". Специалисты Центра современной истории (ЦСИ) при поддержке Гидрографической службы ВМФ России исследовали состояние пяти исторических объектов в самых разных точках страны.
Маяк — это почти всегда интересный архитектурно-инженерный объект, обладающий к тому же романтической аурой. Он стоит на границе двух миров. Для моряков маяк — путеводная звезда и тёплый огонёк, напоминающий о родном очаге. Оставшихся на суше он зовёт в путь и обещает приключения. Для тех и других маяк долгое время оставался единственной связующей нитью.
При том что функция у маяков одна, а принципы работы очень похожи, каждый из них индивидуален. Даже те, что строились по типовому проекту, сейчас представляют интерес, поскольку и сами эти проекты уже стали историей, не говоря об удивительных местах, где маяки становятся частью ландшафта. Недаром их любят фотографы и туристы.
В течение 2021 года специалисты ЦСИ выяснили историю и состояние пяти маяков: Белый (на одноимённом острове), Пиллау (г. Балтийск, Калининградская область), Русский (о. Большой Олений, Мурманская область), Кастрикум (о. Уруп, Курильские острова) и Ай-Тодор (пос. Гаспра, Крым). Кроме того, участники экспедиции РГО анализировали туристический потенциал объектов.
Белый
В июле команда ЦСИ высадилась на заполярный остров Белый в Карском море — это самая северная часть Ямало-Ненецкого автономного округа. Здесь находится очень интересный маяк, представляющий собой деревянную вышку высотой 35 метров.
Маяк на острове Белый многим напомнит Эйфелеву башню. Фото: Иван Анохин
История маяка связана с организацией на Белом гидрометеорологической станции. Она была открыта в зимовку 1933/34 года в северо-западной части острова. В 1936 году на песчаном мысе установили маяк. Его башня представляет собой четырёхгранную деревянную усечённую пирамиду на бетонном основании. На вершине находился шар, а под ним прямоугольный щит из железных пластин, где располагался сам маячный аппарат. Такая форма была стандартной для всех маяков 1930–1940-х годов.
Однако, по словам руководителя экспедиции и директора ЦСИ Ивана Анохина, маяк Белый — особенный. Необычна его ажурная конструкция, напоминающая чем-то парижскую Эйфелеву башню (хотя кому-то покажется ближе образ Шуховской башни в Москве).
В настоящее время маяк не функционирует. Участники экспедиции сделали обмеры маяка и подготовили подробный чертёж на основании архивных материалов и строительно-технического обследования. Это позволит создать проект реставрации маяка. В перспективе, уверен Иван Анохин, маяк Белый может стать интереснейшим туристическим объектом, своего рода изюминкой арктических туров.
— Белый — наиболее труднодоступный маяк в экспедиции 2021 года, — говорит руководитель экспедиции. — Тем не менее и сюда иногда добираются туристы, что говорит о большом интересе к Заполярью и подобным объектам.
Дневник первого руководителя станции на острове Белый подробно описывает ход второй зимовки. Фото: Центр современной истории
Отдельным направлением работы экспедиции стали архивные поиски. В частности, был найден дневник первого руководителя станции на острове Белый И.А. Сидорина, в котором детально описана жизнь и работа на острове в ходе второй зимовки в 1934/35 году. На основе этой находки была подготовлена научная статья, а сам дневник, изданный в виде альбома, будет передан Российскому центру освоения Арктики и станет частью памятной экспозиции на самой станции.
Духи и моржи
Остров Белый интересен не только станцией и маяком. С давних времён это место считалось сакральным у местных жителей — ненцы располагали на нём святилища, названные в честь местных богов: Табелова-пага, Сидя-хаэн-саля, Салялёкабтамбада. Хозяином Белого острова и до сих пор считается Сэрнго Ирико — главный дух ямальских северных народов. Сегодня возле Белого острова обитают атлантические моржи, которые занесены в Красную книгу, а также белоклювая гагара, гуси, казарки, сибирские гаги, малые лебеди и ещё большое количество разных видов уникальных птиц.
Русский
На острове Большой Олений в Кольском районе Мурманской области расположен один из первых маяков, возведённых для обеспечения навигации по Северному морскому пути.
Природа Заполярья не прощает навигационных ошибок. Фото: Центр современной истории
— В конце XIX века вдоль мурманского побережья стали всё чаще ходить пароходы и появилась необходимость в создании навигационной системы, — рассказывает Иван Анохин. — В 1909 году на материке напротив острова Большой Олений выстроили створ деревянных знаков. На 1915 год Главным гидрографическим управлением была запланирована установка на острове светового маяка. Однако в связи с Первой мировой войной строительство отложили.
Уже при советской власти, в 1921 году, были организованы ежегодные Карские товарообменные экспедиции. К концу 1920-х годов образовался транспортный экспортно-импортный коридор. С десяток судов регулярно курсировали из европейских портов в Российское Заполярье.
Необходимость оборудовать маршрут средствами навигации стало жизненно важной задачей.
— В числе первых таких объектов был маяк Русский на Большом Оленьем, возведённый в 1925 году на западной оконечности острова, — продолжает Иван Анохин. — Маяк обозначал вход в пролив и указывал якорное место у становища Захребетное. Его башня имела вид четырёхгранной пирамиды, стороны которой были обшиты досками и окрашены белыми и чёрными горизонтальными полосами.
Второй вариант маяка Русский на острове Большой Олений. Фото: Центр современной истории
В 1953 году на месте старого маяка построили монолитную железобетонную башню жёлтого цвета высотой 24 метра. В конце 90-х маяк перевели в разряд автоматических. Сейчас он обеспечивает вход в пролив Большой Олений и плавание в прилегающей к острову акватории моря.
— Состояние маяка мы определили как удовлетворительное, — говорит Иван Анохин.— Удивило, что всё сделано на совесть. Несмотря на то что на момент строительства страна только что пережила войну, маяк не просто капитально сделан, но ещё и украшен архитектурными элементами.
Маяк и сегодня обеспечивает плавание в прилегающей к острову акватории моря. Фото: Центр современной истории
Остров птиц
Несмотря на своё название, Большой Олений — это, скорее, большой птичий "хаб". Пути перелётных птиц пролегают как раз над Кольским заливом недалеко от выхода в открытое море, где им удобно останавливаться на ночлег, кормёжку или гнездовье. Здесь живут уникальные краснокнижные птицы: гаги, крачки, множество подвидов чаек, кулики и ещё много других видов.
Кастрикум
Вообще-то, Кастрикум — это город на севере Нидерландов. В его честь был названо судно, на котором голландский мореплаватель Мартин Геритсон де Фриз в 1643 году достиг Курильских островов. В числе мест, где он высаживался на берег, был Уруп. Более века спустя участники кругосветной экспедиции французского мореплавателя Лаперуза назвали один из мысов по имени голландского судна. А вот уже по названию мыса Кастрикум получил своё имя и маяк, построенный в 1966 году.
Сигнал маяка Кастрикум был виден на расстоянии 35 км. Фото: Центр современной истории
— Маяк обеспечивал мореплавание в проливе Уруп, который соединяет Охотское море и Тихий океан, — отмечает Иван Анохин. — Ещё раньше в 120 километрах отсюда был возведён другой маяк, получивший своё имя по названию полуострова, — Ван-дер-Линд. До этих маяков никаких навигационных объектов на острове не было.
Обследованный маяк построен по типовому проекту 60-х годов XX века и представляет собой круглую чугунную башню красного цвета с фонарным сооружением. Высота — 24,3 метра. Дальность видимости огня — 19 морских миль (примерно 35 км).
Внутри маяка. Фото: Центр современной истории
Как отмечают участники экспедиции, маяк Кастрикум находится в неудовлетворительном состоянии и в настоящее время практически не действует. Серьёзной исторической или военной ценности сооружение не представляет. Тем не менее, как и на других объектах экспедиции, были сделаны подробные обмеры и даже создана 3D-модель маяка. Кто знает, может быть, когда-то и в этих суровых, но дико живописных местах, где подолгу дуют семибалльные ветры и случаются землетрясения, появятся туристы. А если и нет, то теперь в архиве Центра современной истории есть точные данные о маяке Кастрикум, который когда-то верой и правдой служил людям.
Чудо-остров
Экспедиция "Маяки России" на Уруп стала своего рода дополнением к другой, более масштабной экспедиции РГО "Восточный бастион — Курильская гряда". Территория островов имеет большой потенциал для развития туризма. Здесь очень живописные ландшафты, горячие минеральные источники и лечебные грязи. А Уруп, по мнению учёных, соответствует всем показателям для создания здесь особо охраняемой природной территории (ООПТ): большое биоразнообразие, наличие сезонных концентраций животных, уникальность, научная ценность, ценность для экологического просвещения и образования, эстетическая ценность, культурно-историческая ценность, наличие редких видов фауны и флоры.
Пиллау
В Калининградской области находится самый западный и один из старейших на территории России маяков Пиллау — так назывался до 1945 года город Балтийск и старинная немецкая крепость, строить которую начинали ещё шведы. Маяк находится в хорошем состоянии, расположен в центре города, в который каждый год приезжают десятки тысяч гостей.
Маяк Пиллау вместе с одноимённой крепостью - главная достопримечательность Балтийска. Фото: Центр современной истории
Маяк Пиллау построил в 1813 году гидроинженер Шульц по проекту Карла Шинкеля — известного в ту пору немецкого архитектора.
— Объект, как и крепость, много раз перестраивался, — рассказывает Иван Анохин. — Последняя довоенная крупная реконструкция была произведена в 1902 году. К началу Великой Отечественной войны маяк представлял собой сверху красную, а снизу белую круглую башню высотой 32 метра с конусообразной крышей и двумя галереями.
Винтовая лестница внутри маяка. Фото: Центр современной истории
В апреле 1945 года в районе Пиллау шли ожесточённые бои. Следы от пуль и осколков до сих пор можно найти на уникальной линзе Френеля и каркасе оптического аппарата фирмы "Райт-Майер". При реставрации маяка их решили оставить как памятный знак.
Несмотря на то что маяк Пиллау находится в хорошем состоянии, иногда ему всё же требуется косметический ремонт, который и был выполнен к Дню Военно-морского флота России. А главное — участники экспедиции провели детальное сканирование маяка с помощью геодезического лазерного сканера.
Лазерное сканирование позволяет выявить внутренние дефекты строения. Фото: Центр современной истории
— Объект может с виду смотреться хорошо, но возраст и сильная влажность делают своё дело, — говорит Иван Анохин.— Из-за недостаточной вентиляции и скрытых дефектов могут, например, появляться зоны увлажнения, которые впоследствии грозят стать проблемой. На основе исследования мы подготовили рекомендации по содержанию маяка.
3D-модель даёт возможность в любой момент разработать любую техническую документацию, а также увидеть, как выглядел маяк в 2021 году до мельчайших деталей с точностью до миллиметра. Кроме того, благодаря лазерному сканированию появился материал для виртуальной экскурсии по маяку. Он остаётся режимным объектом, вход сюда туристам пока не разрешён.
Световое оборудование маяка. Фото: Центр современной истории
Цитадель и дюны
Балтийск — самый западный город России (и Калининградской области), расположенный примерно в часе езды от Калининграда. Находится на берегу Приморской бухты Калининградского залива. От Балтийского моря город отделяет Гданьский залив. В полукилометре от маяка расположена главная городская достопримечательность — крепость Пиллау. В 2021 году экспедиция РГО исследует внутренности уникального фортификационного сооружения. Результатом работы станет, в частности, создание 3D-планов помещений, поиск скрытых, не обозначенных на чертежах подземных казематов. Кроме цитадели сохранились руины Западного и Восточного фортов, которые являются объектами культурного наследия регионального значения. В состав Балтийска входит участок живописной Балтийской косы. Кроме исторических памятников город известен протяжёнными и широкими песчаными пляжами.
Ай-Тодор
Последний из исследованных экспедицией РГО маяков расположен в Крыму, на мысе Ай-Тодор, у посёлка Гаспра.
Маяк Ай-Тодор расположен в живописном месте. Фото: Центр современной истории
Маяк был построен в 1835 году по инициативе главнокомандующего Черноморским флотом Михаила Лазарева. Это ему вместе с Фаддеем Беллинсгаузеном принадлежит открытие Антарктиды. Место для маяка "намоленное": здесь когда-то стояла старая римская сигнальная башня. Автор проекта — архитектор Чарльз Эчройд.
В 1876 году маяк был перестроен. Появилась новая восьмигранная каменная башня с фонарным сооружением кругового остекления. До сих пор здесь стоят ромбовидные английские стёкла.
Светооптический аппарат маяка. Фото: Центр современной истории
— Маяк пережил три войны: Крымскую 1854–1855 годов, Русско-турецкую 1877-го и Великую Отечественную 1941–1944-х, — отмечает Иван Анохин. — В 1947–1948 годах башня, жилое здание и маячные службы отреставрировали и отремонтировали, а в 1950-е годы здесь установили современный светооптический аппарат ЭМВ-930, благодаря чему сигнал маяка виден на расстоянии 24 морские мили. В 1984-м в техническом здании недалеко от маяка смонтировали радиомаяк КРМ-300 с дальностью действия 150 миль. Тогда же при маяке открылся музей, посвящённый морской тематике. Кстати, за это нужно благодарить смотрителя Юрия Ивановича Тюрина. Он работает здесь аж с 1977 года, уникальный человек!
Маяк Ай-Тодор является объектом культурного наследия народов РФ регионального значения, однако не перестаёт быть действующим. Его состояние хорошее. Потенциально он может стать прекрасной туристической достопримечательностью. Мемориальные таблички, установленные на здании, напоминают, что с экскурсиями здесь бывали Лев Толстой и Антон Чехов.
Интерьер маяка напоминает о его прошлом. Фото: Центр современной истории
Как и все другие действующие маяки, исследованные экспедицией РГО, Ай-Тодор остаётся режимным объектом и находится на закрытой территории.
"Ласточкино гнездо" и тысячелетняя "Юстиниана"
Мыс Ай-Тодор разделяет Ялтинский и Гаспринский заливы. Самой популярной достопримечательностью посёлка Гаспра да и всего Крыма является псевдоготический замок "Ласточкино гнездо". Однако в этих местах есть и более интересные археологические объекты — в II–III веках нашей эры здесь находилось римское поселение городского типа, а позже был построен монастырь св. Феодора Тирона, который и дал название всему мысу. А прямо у стен маяка растёт гигантское фисташковое дерево "Юстиниана", говорят, что ему около тысячи лет. Ботанический памятник природы внесён в Книгу рекордов Гиннесса.
Живые маяки
Подводя итог экспедиции, Иван Анохин отмечает, что маяки не утратили актуальность для судоходства.
— Ай-Тодор, Пиллау и Русский находятся в рабочем состоянии и эксплуатируются. Конечно, при современных способах навигации, в том числе и с помощью спутниковых систем, их роль не столь критична, как раньше. Но в случае помех маяки готовы сыграть свою роль. К тому же не все суда оснащены системами навигации.
Что касается туристической привлекательности, то здесь многое зависит от логистики. Понятно, что, например, на Уруп просто так не попадёшь. Однако на Белом туристы бывают. А уж что говорить про Крым или Калининградскую область.
— Думаю, было бы целесообразно в будущем сделать маяк Ай-Тодор открытым для посещения, — полагает Иван Анохин. — А на первое место в нашей пятёрке с точки зрения туристической привлекательности я бы поставил маяк Пиллау. Находится практически на главной площади города, в сезон мимо него проходят тысячи гостей. Если бы люди имели возможность подняться на маяк, думаю, здесь выстраивались бы очереди из желающих. На мой взгляд, такие экскурсии — отличный способ в том числе и патриотического воспитания, поскольку вместе с яркими впечатлениями люди, а в первую очередь молодое поколение, могли бы узнавать нечто новое для себя об истории своей страны.
Айвар Валеев