Туроператор "СканТур" — давний партнёр Общества по проекту "Путешествия с РГО" — в конце октября собрал профессиональную команду в экспертный тур "Разведка 2020". Цель поездки — помочь проектированию экологических троп в недавно созданном национальном парке "Ладожские шхеры". Представитель РГО отправился в разведку вместе с географами из СПбГУ, архитекторами, блогерами и специалистами по туристическому бизнесу.
На разведку!
Из утреннего дождливого Питера на комфортабельном микроавтобусе "разведка" взяла курс на север — в сторону Карельского перешейка, к скрытой туманом Ладоге, к лесному и озёрному краю, древним крепостям и старинным национальным сёлам.
Ладога врезается здесь в берег языками заливов, похожих на маленькие скандинавские фьорды, гранитные останцы рассыпаются на воде сотнями островков — ладожских шхер. Эти шхеры давали когда-то жителям карельских деревушек приют и защиту от набегов викингов. Карельская земля, через которую больше тысячи лет проходили торговые и военные пути, сохранила немало исторических сокровищ.
Фото: Екатерина Головина
Именно отсюда пришли к нам герои-боги, герои-люди, населявшие пантеон северных легенд — известный на весь мир эпос "Калевала". Великий собиратель скандинавского фольклора Элиас Лённорт записал саги народных рунопевцев именно здесь, в Приладожье. В сёлах избы карельских крестьян соседствуют с постройками, знавшими карандаш и руку знаменитых архитекторов времён финского романтического модерна. Протестантские кирхи живут рядом с православными деревянными часовнями, а на камнях "бараньих лбов" можно найти древние языческие руны. В 1917 году великий Николай Рерих со своей супругой приехали в Карелию и пробыли в разных её уголках до 1919 года. За это время Рерихом было написано более 200 картин.
Фото: Екатерина Головина
Природа Карелии вкрадчива. Любители эффекта "Вау!" найдут здесь то, что ищут, лишь столкнувшись нос к носу с медведем. Но и они, спустя пару дней общения с этим миром лесов, озёр и скал, непременно ощутят то, за чем сюда стремились поэты, живописцы, композиторы. Необыкновенная гармония северной природы, с её неяркими красками, особенным светом, магическим обаянием, охватывает здесь каждого.
Итак — разведка! Само это слово — совершенно не случайно. Задача поездки — собрать и подробно обсудить самые первые впечатления у тех, кто может взглянуть на туризм в Карелии свежим взглядом, оценить достижения и подарить новые идеи. Туроператор "СканТур" построил экспертную разведку как объёмный познавательный тур, где участникам удалось увидеть несколько самых интересных туристических объектов Приладожья, оценить их привлекательность для путешественников, инфраструктуру, возможности развития. И это было очень правильным решением, открывшим для "мозгового штурма" максимально возможную панораму туристических брендов Карелии.
Фото: Екатерина Головина
От Журавлиной реки до обители горных духов
Маленькая экспедиция сделала короткую остановку в Приозерске, посетив крепость Корелы, оценила красоту и необычность города Сортавалы — туристической столицы региона.
Село Куркиёки (в переводе — "Журавлиная река") поразило маленьким краеведческим музеем "Кирьяж", где собрана коллекция уникальных древних скандинавских подлинников. Буквально в полусотне метров от музея, у подножия горы Линнамяки, почти на обочине автомобильной трассы нашли захоронение IX–XII веков — украшения, остатки оружия, предметов обихода. Археологи описали здесь древние городища Лопотти, Хямеенлахти, Ранталиннамяки, Яамяки — то есть земля эта просто набита кладами, большая часть которых ещё не найдена. А в летописях XIV века село упоминается как Кирьяж, Кирьяжский погост, и, по преданию, в его границах на одном из островов располагалась крепость, построенная не кем-нибудь, а варяжским конунгом Рюриком с братьями Трувором и Синеусом…
Фото: Екатерина Головина
В музее Куркиёки ткут узорчатые карельские пояса, собирают с помощью местных жителей этнографическую коллекцию, организуют национальные и детские праздники — словом, создают особенную атмосферу живой народной памяти. Неподалеку в селе, среди вековых сосен, елей и лиственниц стоит вилла, построенная великим архитектором Ларсом Сонком в 1914 году для своего брата, агронома Карла Сонка. Это единственная деревянная постройка Ларса Сонка в Российской Карелии. Вердикт экспертов: село Куркиёки сделает честь любому туристическому маршруту.
Фото: Екатерина Головина
Горный парк "Рускеала", куда "разведка" добралась уже к вечеру, буквально на днях стал обладателем почётного третьего места в престижной международной туристической премии World Travel Awards. И это заслуженное признание. Даже сейчас, в пасмурные осенние дни, парк наполнен посетителями, работает на полную мощность всей своей инфраструктуры — от "Рускеальского экспресса" до экскурсии на подземное озеро — удивительной своими световыми инсталляциями и магически прекрасной музыкой, раздающейся под мраморными сводами. Водопады Ахвенкоски — одна из жемчужин "Рускеалы" — завораживают свежестью и шумом речной воды, которая играет бликами неяркого карельского солнца и с узких навесных мостиков кажется бегущей прямо на расстоянии вытянутой руки.
Фото: Екатерина Головина
От дикого туризма — к туризму цивилизованному
Карелию можно с уверенностью считать одной из самых посещаемых туристами республик России. "Диких" туристов здесь привыкли видеть на протяжении десятков лет, и в последние десятилетия их дикость стала просто вопиющей. По берегам Ладоги, на островах, на реках и озёрах то тут, то там вспыхивают пожары из-за брошенных кострищ, вырубаются деревья, замусориваются самые красивые места, покрываются надписями древние скалы. Ввести "дикий" туризм в цивилизованное русло призван созданный здесь в 2017 году национальный парк "Ладожские шхеры". Его большая территория охватывает северное и северо-западное побережье Ладожского озера в Лахденпохском, Сортавальском и Питкярантском районах республики. Организация парка приостановила стремительное разрастание дачных кооперативов, которые грозили заполонить самые красивые природные урочища. Задача парка — не только сохранять природу и культурное наследие, но и развивать национальное хозяйство, народные промыслы, сохранять исторические традиции, давая местному населению возможность строить свой собственный малый бизнес, ориентированный на приём туристов. Национальный парк находится пока в самом начале своего пути.
Фото: Екатерина Головина
Природа "Ладожских шхер" — это сочетание северной тайги с уникальным скальным рельефом: высокими гранитными грядами, разделёнными долинами рек и озёрными котловинами. Миллиарды лет назад здесь бушевала огненная стихия, древние вулканы изливали потоки лавы. Силы подземного огня творили облик будущего озёрного края, вздымая гранитные кручи, сминая и перекручивая горные породы. Вслед за вулканами за работу принялись гигантские ледники, выглаживая скальные массивы. Плод совместных усилий духов огня и воды — это сегодняшний ландшафт Карелии.
Фото: Екатерина Головина
Леса Приладожья почти не подвергались рубкам с середины прошлого века, они отличаются высоким биоразнообразием и сохранностью природных экосистем и входят в "Зелёный пояс Фенноскандии" — зону трансграничного экологического проекта, созданного для сохранения старовозрастных лесов вдоль границы России и Финляндии.
Само Ладожское озеро — крупнейший пресный водоём Европы. Его вода сохраняет пока чистоту, позволяющую сравнивать Ладогу даже с Байкалом. Озёрные шхеры — это место размножения и нагула эндемичного ладожского подвида кольчатой нерпы (Pusa hispida ladogensis), внесённого в Красные книги МСОП, России и Карелии.
Фото: Екатерина Головина
Одно из красивейших мест, которые входят теперь в состав территории парка, — самый северный на Ладоге залив Кирьявалахти. На его берегу находится вилла начала ХХ века — Дом творчества композиторов "Сортавала". Усадьба Рантала (его старое название) построена по проекту архитектора Паули Бломстедта в 1937 году и напоминает маленький замок. После Великой Отечественной войны здание передали Союзу композиторов. Здесь отдыхали, творили, гуляли лесными тропами Родион Щедрин, Василий Соловьёв-Седой, Александра Пахмутова, Александр Колкер. Именно здесь Георгий Свиридов написал свою знаменитую "Метель". Этот старинный дом был и остаётся творческой цитаделью, где живут музыка, живопись и поэзия. А прямо за ним, в старом таёжном массиве на гранитных скалах, берут своё начало несколько экологических троп, которые имеют пока лишь только маршруты. Обустроить эти тропы, сделать их полноценными туристическими объектами предстоит в самое ближайшее время. "Разведка" экспертов достигла здесь места своей основной работы.
Тропой Николая Рериха
От гостеприимного Дома композиторов — в путь по будущим экологическим тропам в глубь леса, по плечу горного склона, через звонкие каменистые ручейки, мимо невысоких журчащих водопадов. Несколько километров пути по еловым и сосновым крепям, вниз в ложбины мимо бобровых плотин и прозрачных озёрных котловин, вверх по замшелым валунам — на вершину сопки. И дальше — к Радоновому озеру, находящемуся в жерле уснувшего Кирьявалахтинского вулкана.
Фото: Екатерина Головина
Его кратер, по данным геологов, достигал 70 км в ширину и 2 км в высоту. Сейчас гора, господствующая над заливом, достигает в высоту 187 м, и с неё открывается изумительная по красоте панорама окрестностей. Именно здесь писали свои дивные пейзажи великий Николай Рерих и его духовный ученик — художник Борис Смирнов-Русецкий. Одна из проектируемых экологических троп здесь посвящена их памяти. Стоя на скалах, можно видеть дальние острова, которые были запечатлены кистью Рериха, оценить видение мастера и даже почувствовать, какие мысли владели здесь творцом. К этому располагает тишина, неяркий свет и краски, непостижимая гармония, которой буквально пропитано здесь всё, что окружает.
Фото: Екатерина Головина
Здесь планируется проложить несколько тематических троп. Уже сейчас существуют маршруты "Тропа Рериха" и "Радоновое озеро". Планируется расширить тематику познавательных маршрутов, посвятить их ещё и волшебному миру карельского эпоса. Тропы проложены так, чтобы каждый смог увидеть максимальное разнообразие ландшафтов карельского леса. Даже сейчас, глубокой осенью, животный и растительный мир Приладожья предстаёт богатым и интересным. А рассказ опытного гида населяет эти леса и болота сказочными персонажами "Калевалы", да так живо, что нет-нет, да и увидишь на озёрной воде круги от плеснувшего русалочьего хвоста или услышишь хруст валежника под сапогами чудо-охотника Лемминкяйнена.
Фото: Екатерина Головина
Всё это богатство надо не просто донести до сознания посетителя — надо не перегрузить его, не перестараться, чтобы не заслонить природную красоту. Эксперты "разведки" вернулись в Дом композиторов просто переполненными впечатлениями и идеями, которые начали живо обсуждать задолго до объявленного мозгового штурма.
В поисках формулы экотропы
Мозговой штурм "Разведки 2020" состоялся в форме стратегической сессии. Участники сформулировали ключевые вопросы и, разделившись на три тематические группы, подготовили рекомендации по созданию экомаршрутов, их инфраструктуре, продвижению, созданию туристических продуктов. Дискуссия была яркой и на редкость плодотворной, эксперты продолжали общаться и после того, как модератор закончил сессию, — расходиться не хотелось.
Фото: Екатерина Головина
Дмитрий Севастьянов, д.г.н., профессор СПбГУ, географический факультет: "Все экологические тропы строятся по общему принципу — показать на маршруте как можно больше природных объектов, ландшафтов, как уникальных, так и типичных для того или иного региона. Здесь мы увидели место, идеальное для рассказа о северной природе, о Карелии. Маршрут проложен интересно. Важно не заслонить живую природу, а объяснить людям то, что они видят. Это, конечно, сильно зависит от оборудования тропы. Самая важная и самая сложная задача для национального парка — совместить задачу сохранения природы с инфраструктурой приёма гостей, размещения, с определением допустимой нагрузки на экосистемы".
Фото: Екатерина Головина
Задача экологической тропы — не только показать достопримечательности, но и донести до путешественника тему единства окружающего мира, взаимосвязанность всех его элементов, ответственность человека за его сохранность.
Марина Братышева, директор Дома творчества композиторов "Сортавала": "Нагрузка на экосистему здесь должна быть очень строго просчитана. Мы не хотим, чтобы у нас шёл непрерывный поток людей. Нам нужно, чтобы человек, зайдя на тропу, которую мы создаём, понял, насколько хрупка природа и насколько она нуждается в нашей защите. Тропа должна, как хорошая книга, увести за собой, рассказать истории. У человека, идущего по тропе, должно возникать желание познавать новое. Рассказ обо всём том, что видит здесь человек, должен быть нагляден, но не навязчив. Как это сделать? Как найти форму подачи визуальной информации, чтоб не нужно было читать длинные тексты? Как помочь человеку увидеть то, что он раньше не замечал?"
Фото: Екатерина Головина
В инфраструктуру экотроп здесь войдут аншлаги, ограждения трудных мест, лестницы, настилы там, где нельзя вытаптывать растительный покров. Есть много интересных задумок: например, через символический мольберт на месте, где писали картины Рерих и Смирнов-Русецкий, можно будет увидеть "живые полотна" мастеров. Есть идея создать инсталляцию на месте древнего поселения. Здесь планируют полностью электрифицировать тропу, установить освещение особенно значимых и красивых мест — словом, создать совершенно особенную среду. Эксперты единодушно сошлись во мнении: при этом нужно строгое чувство меры, чтоб не заслонить живую природу "визуальным мусором". К этой работе не обязательно привлекать маститых дорогих архитекторов, считают участники "разведки". Можно позвать молодых специалистов и даже студентов, мотивированных, имеющих осознанный, искренний интерес и желание помочь.
Ксения Новикова, выпускник СПбГАСУ, архитектор: "Конечно, без инфраструктуры не обойтись, но её должен создавать грамотный дизайнер, который поймает "дух места" и будет с ним работать. Когда идёшь по экотропе, голова начинает уже автоматически додумывать. Глаз видит, руки тянутся к эскизу, и хочется воплощать это в проект. Природа, конечно, самодостаточна. Но если мы говорим о современном туризме, привлечении разных возрастных групп, то нужны современные технологии. Возможности дополненной реальности создают посетителю свободу выбора. Хочешь — достань смартфон, а нет — можно убрать его подальше. В этом месте такое насыщение — и историческое, и культурное, и природное, — много разных слоёв, которые, я уверена, будут привлекать сюда туристов не один раз".
Фото: Екатерина Головина
Здесь живёт не только тишина. Журчание водопадов, звон невидимых ручейков, скрытых валунами, дыхание ветра в кронах сосен, пение птиц — эти леса обладают собственной природной музыкой, ведь не зря великие композиторы так любили здешние прогулки. На экотропе можно усилить и донести до посетителей это естественное волшебство средствами дополненной реальности. Применение современных технологий (например, QR-кодов со звуками, историческими справками, аудиогидами и AR-VR-технологии) — это новое слово в подобных проектах, которое способно сильно снизить визуальную нагрузку инфраструктурой.
Love mark. С любовью.
Создатели тропы планируют сделать её инклюзивной — то есть создать возможность посещения для маломобильных групп граждан. Обсуждается возможность установить специальный подъёмник, чтобы гости смогли оказаться даже на вершине горы. Эксперты горячо подхватили эту тему, добавив, что было бы прекрасно создать особый тип турпродукта для самых разных групп посетителей — пенсионеров, молодых мам с маленькими детьми, для проведения ретритов и йога-сессий в лесах, горах, близ водопадов. Информация об этом должна быть доступна на различных интернет-ресурсах. Тема продвижения самих экотроп и связанных с ними туристических предложений оказалась очень полезной для принимающей стороны.
Фото: Екатерина Головина
Ангелина Красавина, архитектор СПбГАСУ, руководитель архитектурно-экологического проекта "Эко-Туса": "Сейчас мир меняется. Мы все это видим. В мире возникает новая культура потребления. Люди хотят что-то такое, в чём не просто видна качественная серийная работа. Они хотят продукт, в котором видна индивидуальность, любовь автора к своему делу, человечность. Тепло человеческих рук во всём — вплоть до упаковки и даже рекламы. Этот принцип можно применить и к экологической тропе. Те, кто идёт по ней, должны понимать, что это сделано не просто для монетизации каких-то возможностей. А показывать, что это любимое детище, сделанное и для себя, и для других. Это принцип Love mark. С любовью. Мы предлагаем начинать освещать создание тропы уже сейчас — ещё до её открытия, создавать ролики, где показывается, как идёт работа, чтоб все, кто когда-нибудь по ней пойдёт, видели, что она создавалась с любовью, с энтузиазмом, с добрыми мыслями".
Фото: Екатерина Головина
Итак, "Разведка 2020" состоялась. Самое главное в этом — что её участники и после поездки продолжают споры, обмен мнениями, строят планы. Туроператору "СканТур" удалось за три дня создать поле общения заинтересованных людей, которые готовы действовать дальше. Для этого подбираются новые форматы — например, формат воркшопа, куда собираются группы интересующихся людей и разрабатывают проектные предложения, из которых заинтересованная сторона выбирает самые интересные и воплощает их в жизнь.
Роман Цветков, генеральный директор "СканТур": "Первый выезд проекта был невероятным и продуктивным. Мы убедились в том, что подобные задачи могут сплотить на первый взгляд очень разных людей. Молодое поколение заинтересовано в бережном отношении к природе, и самое время интегрировать понятие "устойчивость" в наши турмаршруты".
Анастасия Трушина, директор по развитию "СканТур": "Импульс, который дал нам этот год, надо использовать. Вдумчиво, оперативно и с пользой. Для travel-индустрии это особое время. Время перемен, концентрации и проверки на прочность. В 2021 году границы откроют, и наша задача — продолжать держать внимание соотечественников и не уступать внешним туристическим предложениям".
Фото: Екатерина Головина
В чём же секрет? Может быть, в самой Карелии, с её жемчужным небом, пением синей и серебряной воды, холодным сосновым воздухом, узором мха на серых скалах? Или в воле невидимых глазу древних хранителей этого края? После "Разведки 2020" мир этих лесов и озёр видится по-новому — как поле для творчества и совместной работы. Она ещё впереди!
С экспертами в "Разведку 2020" ходила
Екатерина Головина