На Геопортале Русского географического общества опубликованы коллекции социально-экономических атласов Российской империи, изданных на рубеже XIX–XX веков. Они содержат подробную информацию о развитии промышленности различных регионов, состоянии сельского хозяйства, численности населения и другие социально-экономические показатели.
Особенностью опубликованных коллекций является то, что они включают статистические атласы не только отдельных регионов, но и путей сообщения, в которых отражены перемещения как всех грузов в целом, так и товарооборот отдельных отраслей хозяйства. Автор этих произведений — Блиох Иван Станиславович, русский банкир, экономист и статистик, активно поддерживавший развитие железнодорожного транспорта в Российской империи.
Хотя первая пассажирская железная дорога в России была открыта в 1837 году и была шестой по счёту в мире, ко второй половине XIX века охват железнодорожной сети в масштабах страны всё ещё был небольшим. В развитии железнодорожного транспорта активно участвовали частные предприниматели, одним из которых был и Иван Блиох.
Во второй половине XIX века всё ещё существовало множество страхов и предрассудков, связанных с железной дорогой. Именно поэтому представленные в коллекции атласы демонстрировали важность и экономическую целесообразность дальнейшего развития данного транспорта в Российской империи.
![Графическая таблица передвижения пшеницы и пшеничной муки по русским железным дорогам и водяным сообщениям в 1874 году](/upload/content_block/images/395e3f8da91a3418a7eb2b3b4f96439a/6ccb42fc9f663ba5f4bf5481a72edc83.jpg?itok=la50BL80)
Графическая таблица передвижения пшеницы и пшеничной муки по русским железным дорогам и водяным сообщениям в 1874 году
Одной из самых примечательных коллекций опубликованного собрания атласов является издание "Опыт статистического атласа Российской империи". Его автор — генерал-лейтенант Алексей Афиногенович Ильин, известный русский картограф и издатель, заведовавший одноимённой литографией.
Алексей Ильин выпустил множество важных картографических произведений: карта Азиатской России, Атлас всех частей света и другие. Одним из самых значимых его трудов является "Опыт статистического атласа Российской империи", изданный в 1874 году. В издании — 45 листов тематических карт, на которых отображены ключевые социально-экономические показатели развития производства, сельского хозяйства и состояния населения.
При подготовке атласа использовалось множество материалов из различных ведомств: Центрального статистического комитета, Военно-Топографического отдела и Военно-учёного комитета Главного штаба, Департамента торговли и мануфактур и других ведомств. Такой подход обеспечил полноту и точность содержания атласа.
![Карта важнейших отраслей промышленности Европейской России](/upload/content_block/images/0f4016a32c3a03a77d1e3b988a36244d/e0d91515282ef9a32991501002c6929e.jpg?itok=MN050CAZ)
Карта важнейших отраслей промышленности Европейской России
Помимо социально-экономических атласов территории Российской империи в разделе также опубликован Экономический атлас Северной Маньчжурии. Он был издан в 1931 году Экономическим бюро Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
КВЖД, построенная в 1896 году между Читой и Владивостоком, фактически была южной веткой Транссибирской магистрали. Её пути проходили по территории Маньчжурии — довольно слабо населённого региона, социально-экономические сведения о котором были ограниченны. Потребность в новых данных для дальнейшего развития железной дороги послужила одной из основных причин создания атласа, карты и схемы которого отражают основные экономические показатели.
![Распределение лесных площадей в Маньчжурии](/upload/content_block/images/c647fc49476d063dfa6ba5adade2a3a3/775db3ea6b501dc5c8073544f0483cf7.jpg?itok=0ytxo7EK)
Распределение лесных площадей в Маньчжурии
Опубликованные коллекции социально-экономических атласов отражают развитие промышленности, сельского хозяйства и состояния населения в пределах Российской империи, а также дают информацию о развитии транспортной сети и грузоперевозок. Представленные в коллекциях материалы были составлены на основе обширной информации из различных ведомств и статистических данных, что позволяет использовать их и в наше время при исследовании динамики социально-экономического развития различных регионов России.