Колдовское Пинежье. Часть первая: кто и где создал комаров

Пинежский таежный край. Панорама долины реки Пинега. Фото: Владимир Горбатовский

Пинежский таежный край. Панорама долины реки Пинега. Фото: Владимир Горбатовский

Колдовское Пинежье. Часть первая: кто и где создал комаров Колдовское Пинежье. Часть первая: кто и где создал комаров

Впервые о Пинежье я услышал в одной из экспедиций. Дело было на острове Долгий, расположенном в Баренцевом море. Глубокой полярной ночью с солнцем над горизонтом мы сидели у костра, и один из участников экспедиции, зоолог из Архангельска, рассказывал удивительные таёжные истории про Пинегу. В том числе про тамошних колдунов. Конечно, я счёл их обычными охотничьими байками, но необычное слово Пинега осталось в памяти. Спустя несколько лет мне воочию удалось познакомиться с этим удивительным краем. И начать хочется именно с его истории и природы, это многое объясняет…

Пинежский район расположен на севере Архангельской области, в самом центре Европейского Севера России. Пинежье практически целиком занимает бассейн реки Пинеги — крупного правого притока Северной Двины.

Река длиной почти 800 км протекает по широкой пойменной долине. Административный центр Пинежского района — село Карпогоры, а исторический — посёлок Пинега на правом берегу реки, в 230 км восточнее Архангельска. Он был основан в XII веке, в эпоху колонизации края новгородцами как поселение-фактория.

Заповедная река Сотка. Фото: Владимир Горбатовский

Заповедная река Сотка. Фото: Владимир Горбатовский

Впервые пинежские селения упоминаются в уставной грамоте, составленной в Новгороде в 1137 году по приказу князя Святослава Ольговича. По одной из версий, происхождение слова Пинега связывают с названием чудского племени пинь, жившего в низовьях реки, по другой — с именем злого языческого духа Пинигезе. У писателя Евгения Фёдорова есть такая фраза: "Вогулы жгли костры и заклинали злого духа Пинигезе, создавшего комаров". Пинежье действительно славится обилием этих назойливых крылатых кровососов.

По площади бассейн Пинеги равен Дании и почти в полтора раза больше Бельгии. Эта громадная территория практически целиком занята таёжными северными лесами — ельниками и сосняками, остальная часть — болота, приречные луговины, речные и озёрные глади.

Посёлок Пинега. Фото: Владимир Горбатовский

Посёлок Пинега. Фото: Владимир Горбатовский

Пинежье — одна из наименее населённых территорий Русского Севера, известная одним из хорошо сохранившихся лесных массивов Северной Европы. Города и промышленность в Пинежье отсутствуют, а относительно немногочисленные посёлки, сёла и деревни сосредоточены в основном по берегам крупных рек. Всё остальное пространство — безбрежные таёжные леса.

Но вот посёлок Пинега в полной мере сохранил очарование небольшого уездного северного города: каменные купеческие дома XIX — начала XX века, деревянные тротуары, неторопливый уклад жизни…

Пещера Голубинский провал. Фото: Владимир Горбатовский

Пещера Голубинский провал. Фото: Владимир Горбатовский

На территории Пинежья, в районе Беломорско-Кулойского плато, примыкающего на юге к долине Пинеги, находится уникальный для севера Русской равнины карстовый массив, сложенный гипсами. Здесь расположен ряд карстовых объектов, в первую очередь многочисленных пещер, густота сети которых — одна из самых высоких в мире.

Из других проявлений карста — многочисленные провалы, самые крупные из которых — лога. Для сохранения первозданных таёжных лесов и многочисленных карстовых проявлений в 1974 году был образован государственный природный заповедник "Пинежский". К его наиболее значимым природным достопримечательностям относятся многочисленные карстовые гипсовые пещеры, протяжённость которых может достигать 5–6 км. Наиболее посещаемые из них — Голубинский провал, Красногорская и некоторые другие.

Гипсовые натечные образования в пещере Краногорская. Фото: Владимир Горбатовский

Гипсовые натечные образования в пещере Краногорская. Фото: Владимир Горбатовский

Самая крупная и удивительно красивая река заповедника — Сотка, приток Пинеги. Протяжённость Сотки в пределах заповедника составляет около 30 км, перепад высот на этом участке достигает 45 м. Долина реки каньонообразная, с живописными, крутыми, порой вертикальными гипсовыми бортами-обнажениями красноватого цвета.

Одно из самых красивых и уникальных карстовых озёр Пинежья, глубоко спрятанное в непроходимой тайге заповедника, — Ераськино, по берегам которого возвышаются многочисленные гипсовые останцы различных оттенков красного.

Карстовое озеро Ераськино. Фото: Владимир Горбатовский

Карстовое озеро Ераськино. Фото: Владимир Горбатовский

История освоения Архангельского Севера, в том числе и Пинежского края, началась сразу после отступления ледника: древние рыбаки и охотники проникали в долины северных рек Онеги, Двины, Пинеги, Мезени, Печоры из более южных районов. В первую очередь заселялись берега рек и озёр, наиболее удобные для рыболовства и охоты. Кроме основных занятий было также развито собирательство грибов, ягод, съедобных растений.

В начале I тысячелетия территорию Пинежья стали обживать племена чуди, или чуди заволочской (заволоцкой). Заволочьем в XI — XIV веках называлась историческая область за "волоками", связывавшими Онежское озеро с озером Белым  и рекой Шексной на территории современной Вологодской области. В Заволочье входил и бассейн Северной Двины. Чудь — одно из многочисленных финно-угорских племён. В "Повести временных лет" монах Нестор перечисляет некоторые из них: "...седять русь, чюдь, и вси языцы: меря, мурома, мордва, заволочьская чюдь, пермь, печора, ямь, оугра..."

Братья-боровики. Фото: Владимир Горбатовский

Братья-боровики. Фото: Владимир Горбатовский

Продвижение русских в северные земли началось в IX веке. В XIII–XIV столетиях в Заволочье появились погосты — центры административного управления и места сбора дани, ставшие опорными пунктами Новгорода в Подвинье. Таким погостом стал и Волок Пинежский. По мнению историков, завоевания Заволочья как такового не было, а было постепенное освоение русскими поселенцами северного края.

В народной памяти пинежан сохранилось название "чудь белоглазая". "Белоглазость", объясняемая, вероятно, слабой пигментацией глаз у некоторых представителей прибалтийско-финских племён, может подчёркивать и её принадлежность к чуждому, иному миру. По рассказам поморов середины XIX века, "чудь имела красный цвет кожи и скрылась от новгородцев на Новую Землю и ныне там пребывает в недоступных местах". Название "чудь" характеризует их не только как чужих, чуждых нынешним жителям, но и как необычных, чудных, чудящих и т. п., живших давно, но и продолжающих пребывать "где-то по соседству".

Пинежанка. Фото: Владимир Горбатовский

Пинежанка. Фото: Владимир Горбатовский

В поверьях и преданиях чудь наделяется необычными или сверхъестественными чертами. Отношение к чуди как к первобытным насельникам-язычникам стало причиной её мифологизации. Во многих преданиях чудь предстаёт как племя великанов-богатырей и хранителей зачарованных кладов.

"Чудь — не то финские племена, не то коми. Первобытные люди. Жили здесь до новгородцев. А как новгородцы их погнали, они в леса и по речкам уходить стали. Часть в верховья ушла, в сторону Нюхчи и Кучкаса. Понастроили землянок. А как новгородцы туда пришли, подрубили столбы и захоронили себя. Котора чудь в живых осталась, в нашего брата переродилась", — приводят свидетельства пинежан авторы книги "Светлое Пинежье".

Скала Хозяйка на берегу реки Сотка. Фото: Владимир Горбатовский

Скала Хозяйка на берегу реки Сотка. Фото: Владимир Горбатовский

Затерянный в самом центре Русского Севера, среди безбрежного таёжного моря, Пинежский край пронёс сквозь столетия свою первозданность. И в наши дни он продолжает привлекать желающих почувствовать особую притягательность дремучей тайги, удивиться причудливым проявлениям карста, украшающих берега таинственных таёжных рек и озёр, познакомиться с историей и культурой Пинежья, в том числе мистической.

Но об этом — во второй части ровно через неделю.

 

Владимир Горбатовский

Материалы по теме
Все
Статьи и репортажи