Заповеднику "Присурский" исполнилось 25 лет. Он находится в Чувашской Республике. Когда-то основной задачей заповедника было сохранение южнотаёжных долинных лесов и водно-болотных угодий с присущей им флорой и фауной. Сейчас же деятельность Присурского заповедника разнообразнее — подробнее о жизни и быте ООПТ рассказал нам директор заповедника кандидат географических наук Евгений Витальевич Осмелкин.
— Почему решили основать заповедник именно на той территории, которую он сейчас занимает?
— Создание заповедника в декабре 1995 года — это результат деятельности тех учёных и любителей природы, которые в предшествующие десятилетия работали над появлением заповедной территории в Чувашской Республике. Основной идеей было заповедать часть поймы реки Сура — присурские леса, луга и озёра, разнообразные условия которых в сочетании с самой рекой создавали разнообразные ландшафтные и экологические условия, здесь отмечается большое количество видов животных и растений, включённых в Красные книги регионального и федерального значения.
В период согласования территории заповедника в начале 1990-х годов пойму Суры заполучить не удалось, так как в тех районах ещё было развито сельское хозяйство, местные жители были сильно привязаны к сенокосам, пастбищам и другим формам природопользования. Потому и появилось такое компромиссное решение — Люльское лесничество, непосредственно граничащее с одним из первоначально предполагаемых вариантов территории заповедника.
При создании заповедника было сразу оговорено, что вокруг него будет установлена охранная зона. Наши предшественники и люди, которые занимались подготовкой документов, поступили очень мудро и прозорливо: им удалось в 1998 году согласовать границы охранной зоны, которая составила более 25 тыс. га, хотя площадь самого заповедника "Присурский" составляла на тот момент всего 9025 га. И пойма реки Сура, которая привлекает своими озёрами и луговыми экосистемами, является местом обитания русской выхухоли, многих видов насекомых (только жуков — 2130 видов!), различных видов водной растительности, как, например, кувшинка чисто-белая, чилим и многое другое… Всё это разнообразие вошло в состав охранной зоны. А режим охранной зоны создал необходимые возможности для сохранения как самого заповедника от внешних угроз, так и тех территорий, что изначально планировалось заповедать.
Фото: Николай Смирнов
— Что же охранялось первоначально?
— Идея создания и размещения заповедника была тесно связана с пойменными экосистемами, русской выхухолью, многообразием редких водных растений. Также эти места считались местом обитания многих хищных птиц — могильника, орлана-белохвоста, змееяда. Предполагалось, здесь обитает скопа и, возможно, чёрный аист. Многие мигрирующие птицы — журавли, гуси — останавливаются на присурских лугах и в полях для отдыха и кормёжки.
В такой густонаселённой республике, как Чувашская АССР, а позднее и Чувашская Республика, в конце 80–90-х годов XX века, естественные экосистемы испытывали серьёзнейший пресс всех видов природопользования (охота, сбор грибов и ягод, рубка деревьев, сенокошение, рыболовство и т.д.). Сам факт появления территории, где уровень таких нагрузок будет снижен до нуля, уже был положительным моментом. Следует учесть, что и в охранной зоне к минимуму сведено антропогенное воздействие, в частности охота и незаконное рыболовство. Тем самым заповедник решал самый широкий круг задач по охране природы. На момент создания заповедника численность даже обычных охотничье-промысловых видов животных в Чувашии была критически низкой.
— Как изменился заповедник за прошедшую четверть века, что вы развиваетесь?
— Заповедник "Присурский" начал свою деятельность в сложное для нашей страны и заповедной системы время. Проблемы были всегда, есть и сейчас: уровень заработной платы сотрудников не так высок, как хотелось бы, трудно найти квалифицированных работников, особенно молодых. Тем не менее мы действуем очень активно и надеемся на большую результативность. Улучшаем инфраструктуру: строятся и оснащаются необходимым оборудованием помещения для сотрудников, в том числе и для работы непосредственно на заповедных участках. В 2017 году в формате визит-центра "Заповедная природа Чувашии" возродили Музей природы, вызывающий огромный интерес у посетителей.
Если говорить о службе охраны территории, то имеется современное оснащение — фотоловушки, квадрокоптеры, обновляется техника. У нас организовано обучение персонала, особое внимание уделяем тому, чтобы государственные инспекторы знали последние изменения в законодательстве и умели принять, чтобы не дать уйти от ответственности правонарушителям
В 2000 году заповедник стал кластерным: были присоединены два степных участка — Батыревский и Яльчикский, представляющие реликты северных луговых степей. Они незначительны по пощади, но дают возможность детально изучать энтомофауну и флору на стыке природных зон. Ежегодно здесь происходят новые открытия видов насекомых и растений, часто удалённых на сотни и тысячи километров от их ареалов или точек предыдущих находок. Батыревский участок интересен и тем, что здесь обитает колония сурка-байбака, упоминания о которой находятся в исторических записях, датированных 1642 годом.
Фото: vk.com/gpz_prisursk/Рахматуллин М.М.
— Какие угрозы помимо браконьерства есть у заповедника?
— Говоря о специфике деятельности заповедника "Присурский", нельзя не упомянуть и меры по сохранению территории от пожаров. Заповедник сильно пострадал от лесных пожаров в 2010 году. Противопожарная профилактика находится на особом контроле. При сравнительно скромных размерах 14 х 8 км заповедную территорию рассекает сеть пожароопасных объектов — железная дорога, ЛЭП, шоссе, общая протяжённость которых через заповедник достигает 40 км. Угроза исходит и от населённых пунктов, приграничных сельхозугодий и пойменных лугов, где по весне традиционно жгут сухую траву. Эти постоянные потенциальные угрозы накладываются на климатические изменения, заметные в последние десятилетия, что привело к недостаточному увлажнению, низким запасами воды в снеговом покрове, увеличению продолжительности пожароопасного сезона почти на месяц. Не случайно, что последние шесть лет мы вкладывали много сил и ресурсов в противопожарное обустройство и оснащение работников, повышение скорости выявления и тушения угрожающих заповеднику возгораний. Заповедник "Присурский" первым в Чувашии установил систему раннего видеообнаружения пожаров, доказавшую свою эффективность: время для выявления возгорания и доставки группы для тушения не превышает одного часа.
Благодаря этим мерам последние три года нам удалось пройти без лесных пожаров. Степень риска можно оценить, если знать, что ежегодно мы тушим до 35 возгораний, каждое из которых могло стать большим пожаром, если перейдёт на лес.
— Какая научная деятельность ведётся в заповеднике?
— В 2018 году мы провели учёты и картирование водоёмов и расположения нор. В 2019-м провели комплексные исследования экологических условий, включающие среди прочего изучение состава и свойств донных отложений, оценку степени заиления котловин озёр и др. Для Чувашской Республики серьёзной проблемой является эрозия почв, наши исследования в числе прочего позволяют оценить величину аккумуляции привносимых веществ с водосборных бассейнов в донные отложения, темпы заиления котловин водоёмов.
Наши исследования, наряду с другими, позволили сделать вывод, что успешность сохранения популяции выхухоли в охранной зоне заповедника "Присурский" связана с относительной эволюционной молодостью озёр и пока ещё существующим режимом разливов Суры. Свойства донных отложений и накопление в них органического вещества способствуют развитию большинства групп макрозообентоса, являющегося кормом для выхухоли. Всё это дополняется охранными мероприятиями, осуществляемыми инспекторами заповедника, что в сумме и даёт положительный эффект для успешности популяции.
В настоящий момент при моём участии продолжается изучение состава и свойств воды в пойменных озёрах, а также водоёмов в самом заповеднике.
Фото: www.prisursky.ru
— Скажите, у сотрудников заповедника есть какие-то байки?
— Один любопытный случай произошёл осенью этого года. Мы установили фотоловушку рядом с дикой яблонькой в надежде, что за яблоками придут животные, и они действительно пришли. Пришли кабаны и бурый медведь, который начал активно эту яблоньку трясти, причём делал это очень профессионально, почти как человек — потрясёт, посмотрит, сколько яблок упало, оценит, ещё потрясёт. Возможно, на словах всё это звучит очень обыденно. Но когда данные с фотоловушки просмотрели специалисты, они были приятно удивлены таким поведенческим аспектом и отметили ценность наблюдения.
Ещё один занятный момент связан как раз с русской выхухолью. Когда впервые в 2016 году к нам приехали коллеги из Клуба друзей русской выхухоли в поисках этого зверька на территории пройменных озёр Суры, мы были не особо настроены на успех данного предприятия. Конечно, мы знали, что русская выхухоль ранее тут обитала, было её в своё время очень много. Но все наши традиционные методы поиска, например по пузырькам воздуха на первом льду, не давали результатов. Да и коллеги наши ехали с мыслями "закрыть белое пятно на карте", отметить, что русской выхухоли у нас нет. Приятным удивлением как для коллег, так и для нас оказалась целая группировка выхухолей на нашей территории. Все сразу почувствовали, что работаем не зря. Дело, конечно, не только в выхухоли. Но когда появляется такой знаковый вид, да ещё и в таком отличном состоянии, это очень приятно.
Беседовала Полина Диденко