Это в России май — месяц тепла и солнца. В Южном полушарии всё наоборот. Сильные ветра, дожди и понижение температуры предвещают скорый приход зимы. Сквозь непогоду продолжает свой путь вдоль побережья Уругвая парусный тримаран Russian Ocean Way кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества. Экипаж стремится плодотворно использовать оставшиеся дни более-менее благоприятного периода.
— Вышли из Ла-Паломы, Уругвай, 28 мая в 10 утра. Взяли курс на Пунта-дель-Эсте. Судно в порядке, но холодно. Пришвартовались к бетонному пирсу в 23:00 того же дня. Торопились успеть до момента, когда начнётся Судестада — задует специфический юго-восточный ветер, который господствует в этих широтах зимой — с апреля по октябрь, — рассказал руководитель экспедиции Евгений Ковалевский.
Судестада (юго-восточный удар) — аргентинское название климатического явления, характерного для Рио-де-ла-Плата (гигантского эстуария, образованного слиянием рек Уругвай и Парана на юго-восточном побережье Южной Америки), а также для его окрестностей. Явление состоит во внезапном повороте холодных южных ветров на юго-восток. Оно несколько смягчает низкие температуры, но "накачивает" воздушные массы океанической влажностью, что вызывает проливные дожди и сильное волнение на море в прибрежных районах. Кроме того, активная циркуляция воздуха увеличивает силу ветра. Обычно Судестада наиболее ярко проявляет себя в период с июля по октябрь.
Экипаж тримарана опасался не успеть пройти участок маршрута вовремя. В этом случае пришлось бы возвращаться в Ла-Палому или даже в бразильский Рио-Гранди.
— Пробиться через Судестаду наш тримаран не в состоянии. Но мы справились, — подчеркнул Ковалевский.
Теперь в планах кругосветчиков — прорваться дальше. Они собираются дойти до гавани в Хуан-Лакасе или даже до Колониа-дель-Сакраменто. Но пока осуществить намеченное мешает сильный ветер. Продолжение плавания запланировано на четверг, 2 июня. Если позволит погода.
Ла-Палома. Фото участников экспедиции.
К уругвайским берегам тримаран Russian Ocean Way пришёл из Бразилии ранним утром 25 мая. Погода уже тогда была ненастной — поднялся сильный ветер и пошёл дождь.
"Счастье, что мы успеваем войти в лагуну до начала шторма. Мы стремились к этому и молились своим богам и ангелам-хранителям. Они, как всегда, проявили благосклонность", — записал Ковалевский в своём дневнике.
Из Бразилии в Уругвай с Берёзкиным и Ковалевским шли два бразильца — Жозе Карлос и Леннон Цезарь. Из Ла-Паломы они вернулись домой. Россиянам же пришлось отмечаться в местной береговой охране. О необходимости этого рассказали офицеры Armada — Военно-морского флота страны. Общение здесь происходит уже на испанском языке, португальский остался за бразильской границей.
Утром экипаж под дождём совершил небольшое путешествие в городок, до которого от гавани около двух километров. Всё вокруг компактно, красиво, уютно и чисто. На берегу океана огромная надпись — La Paloma. При этом людей на улицах практически нет.
"Нас со Стасом поражает прекрасный асфальт и безупречная разметка автодороги. Много зелени, чисто. Городок сюрреалистичный. Много граффити. Вот подвешенный в воздухе натуральный скелет кита. Фигурки индейцев. Пальмы перемежаются кедрами", — записал в дневнике Ковалевский.
Станислав Берёзкин. Фото участников экспедиции.
На следующий день погода окончательно портится. До 30 узлов растёт сила ветра, и пенные волны прибоя обрушиваются на берег. Кругосветчикам приходится договариваться о бесплатной стоянке на три дня в ожидании благоприятных условий для плавания.
"Моих знаний испанского хватает, чтобы нас поняли. Сотрудники офиса обещают устроить встречу с шефом "ла пуэрто". А мы проводим день в съёмках, составлении аналитического отчёта и передаче видеоматериалов в Береговой штаб — Томское отделение РГО. Для этого приземляемся в уютное кафе, где милый хозяин Сёрфи разрешает нам пользоваться вайфаем", — отметил в записях Ковалевский.
В Уругвае уже фактически наступила зима. Холодно и, по словам Ковалевского, "очень неблагоприятно с точки зрения жизни, движения и выживания". Встречные ветра пока позволяют тримарану совершать рывки примерно по 50 миль. Так путешественники собираются достичь побережья Аргентины.
— Сначала продёрнемся до Хуан-Лакасе, потом Колония, потом Сан-Фернанадо, Аргентина. Там ищем, где встать на реконструкцию, — отметил Ковалевский в беседе с редактором сайта Русского географического общества.
Реконструкция судну необходима. Она займёт около трёх месяцев перед очень ответственным этапом всей экспедиции — в октябре путешественники выдвигаются в сторону печально знаменитого своими коварными волнами и подводными камнями мыса Горн.
— Месяц идти. В декабре приходим в Ушуаю. Оттуда работаем мыс Горн. Декабрь-январь, в другое время обойти невозможно — сильные ветра и штормы. Смертоубийство, — признался Ковалевский.
Май в Уругвае - поздняя осень. Евгений Ковалевский и морские львы. Фото участников экспедиции.
1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Фёдора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.
Александр Жирнов