До окончания приёма работ на VI фотоконкурс Русского географического общества "Самая красивая страна" остаётся всего несколько недель. Тысячи человек уже прислали свои снимки, но кто-то еще сомневается — есть ли смысл соревноваться с известными, опытными фотографами? Бывший эксперт фотоконкурса, а сегодня — его участник, член Правления Союза фотографов дикой природы России, макрофотограф Светлана Иваненко дала интервью сайту РГО и рассказала, почему фотографам стоит присылать свои работы на конкурс, даже если они — новички, снимающие на бюджетную камеру.
- Светлана, раньше вы были экспертом фотоконкурса "Самая красивая страна", в этом году отказались от этой роли и принимаете участие в конкурсе сами. Почему вы приняли такое решение?
- Я была экспертом "Самой красивой страны" три года подряд. Многое было сделано за это время. Вместе с другими профессиональными фотографами я отсматривала конкурсные работы от начала до конца: от сортировки десятков тысяч снимков и отбора их в полуфинал до определения финалистов. На мой взгляд, за несколько лет уровень фотографий-финалистов вырос, и, думаю, это во многом заслуга экспертов, отбирающих снимки. Теперь пришло время попробовать себя в новой роли, проверить свои силы как конкурсанта. Это интересно для внутреннего роста, самооценки — поучаствовать, может быть, даже выйти в финал, получить приз.
Светлана Иваненко. Фото из личного архива
- Существует много конкурсов, посвящённых дикой природе. Почему фотографу интересно участвовать именно в "Самой красивой стране"?
- Если брать меркантильный интерес, то это очень хороший призовой фонд. Это немаловажно, ведь фототехника и поездки стоят дорого.
Ещё одно очень значительное преимущество — участие конкурсных фотографий в выставках. Выставка — это продолжение жизни снимка. Для региональных фотографов почётно, что их фотографии размещают в центре Москвы, а для москвичей важно, что фотографии едут в другие города, потому что их видит больше людей. И уровень выставок растёт с каждым годом, как и уровень самого конкурса. К тому же, выставки "Самой красивой страны" смотрятся особняком на фоне других, потому что это проект обо всей стране, её природе, народностях, архитектуре. Участвовать может не только природный фотограф, но и фотограф, который любит снимать социальную жизнь, деревни, города. Это конкурс для всех.
Кроме того, с этого года, если фотография выходит в полуфинал, человек может скачать диплом полуфиналиста. Это тоже здорово — повод для гордости.
А ещё фотографии конкурсантов, не только победителей и финалистов, появляются на сайте РГО, в соцсетях Общества — в новостях или рубрике "Фото дня". Фотографы довольны этим. Помню историю, когда снимала на Байкале вместе с другими фотографами. Мы сидели в машине, на улице было -25, и фотограф рядом со мной зашла в Facebook и увидела рекламу "Самой красивой страны" с её снимком. Её радости не было предела!
Бегущий по воде. Фото: Светлана Иваненко
- Значит, вы рекомендуете фотографам участвовать в конкурсе?
- Да, я бы хотела пригласить фотографов участвовать в "Самой красивой стране". Вне зависимости от вкусов, политических предпочтений, вероисповедания и так далее. Любой конкурс о природе, тем более, о природе России, о жизни России, это наше дело. Мы, фотографы, — голос природы, России, мы показываем то, что люди обычно не видят. Мы можем сделать так, чтобы человек, который по каким-то своим причинам никогда не увидит Камчатку, Байкал, смог посмотреть на эту красоту на фотографиях. Одна фотография может изменить сознание человека. Он может взять в руки фотоаппарат или просто поехать посмотреть свою страну, может даже сменить профессию.
- Кстати, о смене профессии. Так ведь случилось и с вами?
- Именно так! В 40 лет я ушла из офиса, взяла в руки профессиональный фотоаппарат. У меня есть увлечение — развожу орхидеи. Есть небольшая коллекция, которую нужно было фотографировать — так всё и началось.
После того, как я начала профессионально фотографировать, стала и больше путешествовать. За короткое время увидела то, чего не видела за всю сознательную жизнь. Такие места, как Байкал. А ещё диких животных вблизи — зубров, сайгаков, волков.
Битва титанов. Фото: Светлана Иваненко
- Вы — член Правления Союза фотографов дикой природы России. Союз как-то сотрудничает с оргкомитетом "Самой красивой страны"?
- Союз фотографов дикой природы уже несколько лет рекомендует своих фотографов в состав экспертной комиссии "Самой красивой страны". В задумках есть и другие совместные проекты, информационное сотрудничество… Союз и РГО делают общее дело — рассказывают о стране, о достижениях и проблемах, и с помощью фотографии постепенно меняют сознание людей.
Союз фотографов дикой природы — некоммерческая организация, объединяющая сотни природных фотографов в одиннадцати регионах России. Цель Союза — создание единой площадки для организации взаимодействия фотографов и заповедников, популяризация природной фотографии и пропагандирование бережного отношения к окружающей среде с помощью фотографии. Союз выступает единым центром координации, обмена опытом и творческого развития для фотографов. Среди членов Союза регулярно проводятся фотовыставки, встречи для обмена опытом, организовываются фотоэкспедиции, проводятся мастер-классы и другие образовательные мероприятия. В правление Союза входят известные фотографы и общественные деятели.
На взлёт. Фото: Светлана Иваненко
- Какие фотографы из Союза были экспертами фотоконкурса "Самая красивая страна", кроме вас? Кто из членов Союза является экспертом в текущем фотоконкурсе?
- Самый яркий представитель — Сергей Горшков. Он был и экспертом, и председателем жюри конкурса, сейчас также входит в состав жюри. Дважды членом отборочной комиссии был нынешний председатель Союза и призер Wildlife Photographer of the Year Виктор Тяхт. Откладывали свое участие в конкурсе ради общественного дела такие известные фотографы как Алексей Волков, Дмитрий Питенин, Евгений Мельников. В этом году в качестве эксперта анималистику оценивает Виталий Горшков. В членах экспертной комиссии VI фотоконкурса знаменитый макрофотограф Надежда Муравьёва, она оценивает работы в номинации "Макромир" в детском конкурсе. Во взрослом "Макромире" снимки отбирает молодой талантливый фотограф, который успел отметиться в зарубежных конкурсах, — Антон Воронин. Также в числе экспертов — великолепный пейзажист Антон Агарков. За номинацию "Эти забавные животные" отвечает Дмитрий Кох.
Каждый год Союз фотографов и оргкомитет "Самой красивой страны" стараются дать возможность разным фотографам поучаствовать в работе экспертной комиссии конкурса. Посмотрев на "кухню" изнутри, фотографы понимают, что это процесс очень трудный — отобрать 10 лучших работ в каждой номинации. Я уже сочувствую следующей группе экспертов, которая будет работать. Они должны выбрать разноплановые, интересные фотографии, желательно из разных регионов, чтобы пейзажи олицетворяли всю Россию.
Зазеркалье. Фото: Светлана Иваненко
- Знаете ли вы примеры успешного участия фотографов из Союза в "Самой красивой стране" в качестве конкурсантов?
- В Союзе фотографов более 300 активных членов. И среди них много фотографов, которые выходили в финал "Самой красивой страны", побеждали в конкурсе. В числе победителей – Михаил Коростелев, Елена Пахалюк, Виталий Берков, Валерия Зверева, Вадим Балакин, Аглая Цидулко, Сергей Белых, Светлана Горбатых, Денис Будьков, Дмитрий Архипов, Алексей Харитонов, Дмитрий Уткин, Андрей Сидоров.
- Как бывший эксперт фотоконкурса, что Вы посоветуете участникам, которые загружают фотографии на "Самую красивую страну"? На какие моменты стоит обратить особое внимание?
- Советую всем обратить внимание на правила, которые немножко изменились в этом году. Например, при загрузке фотографий сейчас требуются хайрезы (англ. HiRes – High Resolution – "Высокое разрешение"; изображения в высоком разрешении). Это нужно, чтобы эксперты сразу видели качество фотографий, не запрашивали снимки дополнительно. Люди также должны понимать, что фотографии будут печататься, и не стоит присылать слишком кадрированные снимки, кадрирование должно быть уместным. Ещё я бы посоветовала присылать разноплановые фотографии — шансов попасть в финал тогда будет больше. Если вы фотографируете в разных жанрах, распределяйте фотографии по номинациям.
Весеннее пробуждение. Фото: Светлана Иваненко
- Есть ли шанс у фотографа-любителя с непрофессиональной камерой — не в номинации "Снято на смартфон" — выиграть в фотоконкурсе?
- У меня много знакомых, которые снимали на бюджетные камеры и получали призы. Здесь дело не в том, какая у тебя камера, а в том, как ты видишь этот мир. И шансы есть практически у всех. Однажды на мой мастер-класс пришла девушка, которая была абсолютным новичком в деле фотографии, и с первой же своей фотографией, сделанной после мастер-класса, она вышла в финал одного известного фотоконкурса.
- Некоторые полагают, что "Самая красивая страна" — конкурс, в котором побеждают только знаменитые фотографы, что он рассчитан на "своих"…
- То, что это конкурс для "своих" — предвзятое мнение. Так думают про все конкурсы. К примеру, когда я была экспертом, часто не выбирала фотографии своих коллег — хотя конкурс анонимный, иногда об авторстве можно догадаться по узнаваемому стилю — потому что снимки просто не вписывались в экспозицию излишним артом, излишней художественностью. Или были не того качества, которое нужно.
В "Самой красивой стране" правильный и жёсткий отбор. Каждый отборщик — на своём месте. Например, макрофотограф никогда не пойдёт отбирать съёмку с воздуха, потому что мы в этом ничего не понимаем.
Успех конкурса зависит от фотографов, от присланных работ, и если эти работы будут интересные, из разных регионов, от разных авторов, будет просто здорово. Никто никогда не будет тянуть "своих".
Хозяин Амазонки. Фото: Светлана Иваненко
- Какой снимок скорее понравится экспертам и жюри — с оригинальным сюжетом или хорошего качества, но стандартный? Если предположить, что всё вместе невозможно.
- Если сюжет будет уникальным, эксперты и жюри могут закрыть глаза на некоторую потерю качества. Главное, чтобы снимок отражал тему номинации. Если же это стандартный сюжет, то он точно должен быть хорошего качества.
- Правда ли, что сегодня жюри фотоконкурсов предпочитают снимки, обработанные в фоторедакторах?
- В некоторых конкурсах очень жёстко относятся к фоторедакторам, а в некоторых закрывают глаза, потому что нужно делать красивую экспозицию — выбирать яркие работы. Лучше, чтобы обработка в фотошопе была умеренная, не было явного вмешательства.
Смертельная красота. Фото: Светлана Иваненко
- Можно ли воздействовать на природу во время съёмок? Если, например, приманить птиц кормом и снимать их — это считается нарушением правил конкурса? Где грань, когда вмешательство становится этически неприемлемым?
- У Союза фотографов дикой природы есть кодекс, который обязаны прочитать все. В нем есть правила фотосъёмки, одно из которых — не навредить. Конечно, у каждого фотографа, в разных жанрах, есть свои секреты. Например, птичники знают всё о поведении пернатых. В какое время птицы откладывают яйца, в какое — кормят птенцов, как они ведут себя в такие моменты. И главное — просто занять нужную точку в нужное время. Макрофотографы знают о насекомых почти всё. Мы не отламываем им крылья, не калечим лапки, мы просто приходим очень рано, пока они в сонном состоянии, покрытые росой, и снимаем всю эту красоту, не вредя им.
Фотоконкурс "Самая красивая страна" — проект Русского географического общества, посвящённый сохранению дикой природы России и воспитанию бережного отношения к окружающей среде. Впервые он состоялся в 2015 году. За пять лет на сайт проекта photo.rgo.ru загрузили более 440 тысяч снимков. В правилах конкурса нет ограничений по возрасту и месту жительства участников. Главное условие — на фотографиях должна быть запечатлена Россия. Выставки работ участников фотоконкурса регулярно проводятся в нашей стране и за рубежом.
14 октября стартовал приём работ на VI фотоконкурс "Самая красивая страна". Приём работ продлится до 16 февраля 2020 года.