В издательстве "Паулсен" вышла книга-альбом "Нансен в фотографиях", посвящённая экспедиции знаменитого норвежского путешественника на Северный полюс. Директор музея "Фрам" Геир О. Клёвер не просто собрал все известные фотографии, имеющие отношение к историческому походу, но и снабдил их неизданными ранее дневниковыми записями самого Фритьофа Нансена и его соратников.
Анонсируя выход книги, её автор поделился интересными подробностями. Увесистый том, как выясняется, — лишь малая часть, сливки из того массива рукописных документов, которые хранятся в музее судна "Фрам" в Осло. Их так много, что весь коллектив научных сотрудников до последнего времени не смог их толком разобрать.
Помимо дневников самого Нансена, в архивах музея собраны дневники ещё семи (из 12) членов команды, в частности капитана судна Отто Свердрупа. Во время пандемии ковида сотрудники музея подготовили издание этих материалов. Получилось восемь томов, всего около 5 тыс. страниц!
Увесистый том "Нансен в фотографиях" вобрал в себя лишь небольшую часть архива экспедиции. Фото: издательство "Паулсен"
Кроме этого, в музее собраны многочисленные фотоматериалы, относящиеся к экспедиции на Северный полюс, — Нансен любил фотографию и понимал толк в пиаре, поэтому визуализации своего проекта придавал особое значение.
Именно фотографии помогли Геиру О. Клёверу структурировать дневниковый материал, выбрать самое важное и примечательное из восьми томов и сделать одну книгу, которая была переведена сначала на английский, а теперь и на русский. Получилось хорошо: выдержки из дневников и газетных публикаций как бы комментируют фотографии. По сути, под обложкой — грандиозный фоторепортаж об одном из самых значительных географических подвигов Нового времени.
Книга буквально прослеживает весь путь экспедиции Нансена к Северному полюсу — от момента подготовки до лекционного тура Нансена по её окончании, охватывая период с 1890 по 1897 год. Сама же экспедиция, включавшая плавание и дрейф "Фрама", а также попытку Нансена и Йохансена дойти до полюса, длилась более трёх лет — с 1893-го по 1896-й.
Страница из книги. Фото: издательство "Паулсен"
Одним из наиболее интересных разделов книги стал рассказ о том, как создавался "Фрам". История постройки первого судна для полярных исследований повествуется через переписку Фритьофа Нансена с конструктором и судостроителем Колином Арчером, здесь же приводятся и чертежи судна — от начального эскиза до финального варианта, всего пять версий.
Нансен для Норвегии — это примерно как Гагарин для России. Очевидно, что в пору становления нации и норвежской государственности (независимость страны была провозглашена в 1905 году) такие герои очень нужны.
До недавних пор источником образа Нансена были его собственные записки и выступления и восторженные газетные публикации рубежа XIX–ХХ веков. И хотя сам путешественник не скрывал трудностей, со временем сложился образ гения и несгибаемого викинга, не знающего ни преград, ни сомнений.
В жизни так не бывает. Случались у Нансена и колебания, и депрессии, и нервные споры с другими членами команды. Причём не всегда наш герой оказывался абсолютно прав. Как выясняется, были пробелы при подготовке и планировании экспедиции.
Многие члены команды Нансена сами вели дневники во время экспедиции, но до недавнего времени они не были опубликованы. Фото: издательство "Паулсен"
Стал ли образ Фритьофа Нансена менее привлекательным из-за вновь открывшихся деталей? Однозначно, нет. Более того, теперь мы более отчётливо понимаем, насколько рискованным и непредсказуемым было само предприятие. Важный урок, как отмечает автор, состоит в том, что люди сумели перешагнуть через все разногласия и совместными усилиями сделали экспедицию фактом научной истории человечества. Наконец, по достоинству отмечена роль и остальных членов экипажа "Фрама" в общем деле.
Как известно, экспедиция не достигла желаемой цели: до Северного полюса Нансен не дошёл около 400 км. Тем не менее его опыт оказался бесценным для будущих полярных исследователей.
Конструкция "Фрама" действительно оказалась весьма удачной для плавания во льдах. Было доказано, что в районе Северного полюса нет суши, зато в Северном Ледовитом океане существует течение с востока на запад. Собранные метеорологические и геофизические данные позволили сделать значительный шаг вперёд в научном понимании процессов, происходящих как за полярным кругом, так и на глобальном уровне. Даже такие, казалось бы, мелочи, как придуманный Нансеном аппарат для приготовления пищи на морозе и бамбуковые нарты с металлическими полозьями, находили применение ещё десятилетия.
"Фрам" во льдах. Фото: издательство "Паулсен"
Команда Нансена открыла несколько островов в границах нынешней России. Нашим полярным исследователям очень пригодились опыт и знания, полученные в ходе экспедиции знаменитого норвежца. Недаром в 1896 году он был избран почётным членом Императорского Русского географического общества. А весной 1897 года по ходатайству ИРГО император Николай II подписал указ о награждении Фритьофа Нансена орденом Св. Станислава I степени, а капитана "Фрама" Отто Свердрупа — орденом Св. Анны II степени. Тогда же Нансен был представлен к высшей награде Русского географического общества — Константиновской золотой медали, которую получил в апреле 1898-го, во время своего приезда в Россию.
Нансен в разные годы жизни. Фото: издательство "Паулсен"
С нашей страной связаны и другие сюжеты в жизни Нансена — в частности, в пору его дипломатической деятельности как Верховного комиссара Лиги по делам беженцев. Он способствовал возвращению десятков, если не сотен тысяч русских военнопленных после Первой мировой войны и спас неисчислимое количество мирных людей во время страшного голода 20-х годов в Поволжье, а затем помогал армянским беженцам попасть на территорию Советской Армении из Турции. О подробностях жизни этого выдающегося человека рассказывается в спецпроекте издательства "Паулсен".
Ну а мы зафиксируем: книга "Нансен в фотографиях" вышла на русском языке как раз вовремя — 24 июня будет отмечаться 130 лет со дня старта знаменитой экспедиции на "Фраме".
Татьяна Петренко