Правнучке героя Алсиба вручили памятный жетон из металла самолёта её прадеда

Памятный жетон, сделанный из обшивки

Памятный жетон, сделанный из обшивки "борта Пономаренко". Фото: Алексей Никулин

Правнучке героя Алсиба вручили памятный жетон из металла самолёта её прадеда Правнучке героя Алсиба вручили памятный жетон из металла самолёта её прадеда

Члены экспедиции РГО вручили петербурженке Ирине Ткачук памятный жетон, сделанный из фрагмента обшивки самолёта, с номером воздушного судна её прадеда — бортмеханика "Дугласа" С-47 Леонида Дерибина. Встреча прошла в Штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге.

Историю поиска "борта Пономаренко", членом экипажа которого был Леонид Александрович Дерибин, мы подробно рассказывали в одном из репортажей. Военно-транспортный С-47 "Дуглас" с бортовым номером 22398, который лётчики перегоняли из США в СССР по программе ленд-лиза, потерпел катастрофу в Якутии 25 ноября 1943 года. По официальной версии, причиной явился пожар от короткого замыкания силовой электропроводки. Сильное задымление в кабине усугубило и без того сложные полётные условия, а это низкая облачность и горный рельеф.

Участники экспедиции Павел Филин (слева) и Роман Рябинцев вручают памятный жетон Ирине и Саше Ткачук. Фото: пресс-служба РГО

Участники экспедиции Павел Филин (слева) и Роман Рябинцев вручают памятный жетон Ирине и Саше Ткачук. Фото: пресс-служба РГО

"Алсиб" (сокращённое название воздушной трассы Аляска — Сибирь) — авиакоридор протяжённостью 6,5 тыс. км, соединяющий США и СССР в годы Великой Отечественной войны. По договору ленд-лиза США поставляли нам истребители, бомбардировщики, транспортные и учебные самолёты. Для их перегона была необходима круглогодичная и круглосуточная воздушная трасса, по которой советские лётчики могли бы доставлять самолёты на фронт. Несмотря на труднодоступность районов, где строились аэродромы, их возводили в кратчайшие сроки, всего за пять-восемь месяцев. Начиная с 1942 года на фронт по трассе Алсиб поступило более 8 тыс. самолётов, которые внесли свою лепту в будущую победу.

В 2022 году по окончании полевого сезона экспедиции РГО её участники вышли на связь с родственниками Павла Дерибина, живущими в Санкт-Петербурге. Оказалось, что благодарные потомки героя бережно хранят память о нём.

Леонид Александрович Дерибин. Фото из семейного архива

Леонид Александрович Дерибин. Фото из семейного архива

На днях правнучку Леонида Дерибина Ирину Ткачук вместе с сыном Сашей пригласили в Штаб-квартиру РГО в Санкт-Петербурге на встречу с участниками экспедиции. Её научный руководитель, кандидат исторических наук Павел Филин и один из активных участников, глава Костромского отделения РГО Роман Рябинцев вручили Ирине Ткачук фрагмент обломка того самого "Дугласа" и медальон, сделанный из металла обшивки самолёта.

— Общая история страны складывается из историй семей, — подчеркнул присутствовавший на встрече Первый заместитель исполнительного директора РГО Илья Гуров.

От имени Русского географического общества он пригласил Ирину и Сашу в парк "Патриот" в качестве почётных гостей на открытие экспозиции, посвящённой экспедиционным проектам РГО.

Правнучка героя не скрывала, что была очень тронута таким вниманием.

— Я даже не представляла, что когда-то стану участницей столь значимого для нашей семьи события, и благодарна Русскому географическому обществу, которое организует подобные поисковые экспедиции, — сказала Ирина Ткачук.

Фрагменты

Фрагменты "Дугласа", на котором совершил свой последний вылет Леонид Дерибин. Фото: Алексей Никулин

Напомним, что экспедиция Русского географического общества и Министерства обороны РФ по обследованию объектов воздушного коридора Аляска — Сибирь и поискам разбившихся самолётов ведётся с 2021 года. Её участники исследуют аэродромы, построенные в годы Великой Отечественной на Дальнем Востоке и в Сибири, занимаются поиском потерпевших крушение самолётов, изучают судьбы членов экипажей.

Николай Сумароков