В канун 77-й годовщины победы в Великой Отечественной войне начинается второй сезон экспедиции РГО «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте». Экспедиция — часть долгосрочного международного научно-поискового проекта "Поклон кораблям Великой Победы".
Основная задача подводных исследователей на данный момент — провести подробные съёмки кораблей, обнаруженных в ходе первого сезона, чтобы подготовить полноценные 3D-модели для интерактивной карты. Кроме того, водолазы планируют продолжить поиски судов, участвовавших в переходе из Таллина в Кронштадт.
В ходе первого сезона экспедиции весной-летом 2021 года удалось обнаружить десять судов, участвовавших в Таллинском прорыве: пять в российской части Финского залива и столько же в территориальных водах Эстонии. Они стали братскими могилами для более чем девяти с половиной тысяч человек. Все погибшие корабли, участвовавшие в легендарном переходе, планируется нанести на интерактивную карту, где будут отмечены их точные координаты и можно будет увидеть 3D-модели.
В этом году с 6 по 20 мая подводные исследователи Разведывательно-водолазной команды Константина Богданова планируют провести детальную фотодокументацию транспортов "Калпакс", "Алев", "Ярвамаа", "Атис Кронвальдс" и "Аусма", на которых погибло около трёх тысяч человек. Все они затонули 29 августа 1941 года под ударами немецкой авиации; первые четыре остались лежать на дне у острова Мощный, последний — к западу от острова Родшер.
Судовой колокол с парохода "Атис Кронвальдс", находка первого сезона экспедиции.Фото: Иван Боровиков
— В прошлом году нам удалось заснять только отдельные фрагменты этих судов, — говорит председатель разведывательно-водолазного клуба, лауреат премии РГО Константин Богданов. — Было очень много объектов, и на то, чтобы зафиксировать их в деталях, времени не хватило. Теперь нужно полностью доделать эту работу. Кроме того, продолжим поиски — надеемся найти транспортные суда "Вторая пятилетка" и "Тобол".
Как и в прошлом году, подводные исследователи будут работать в партнёрстве с Морской инженерной командой "Фертоинг". Её специалисты помогают выполнять гидролокацию и 3D-сканирование затонувших судов, а также разрабатывают геоинформационную систему "Морское наследие", благодаря которой можно будет воссоздать виртуальную модель Таллинского прорыва, познакомить широкую аудиторию также с видеоматериалами и фотографиями.
Кроме того, команда Константина Богданова планирует провести работы по созданию виртуальных памятников сторожевого корабля "Буря" и тральщика "Фугас". Корабли также участвовали в Таллинском прорыве и сумели добраться до Кронштадта, но подорвались на минах в ходе боевой операции у острова Большой Тютерс в 1942 году. Вместе с ними погибли около ста моряков.
На протяжении 1942-1945 годов "Буря" и "Фугас" оставались самой серьёзной потерей Балтийского флота. По сей день это это самые крупные корабли, покоящиеся в российских территориальных водах. В 2022 году исполняется 80 лет со дня их гибели. Чтобы увековечить память о событии, в той точке, где суда ушли на дно, им воздадут воинские почести. После этого на острове Гогланд пройдёт концерт «Голоса погибших кораблей». В самой западной точке российской части Финского залива прозвучат песни о море и моряках в исполнении известных артистов.
Таллинский прорыв
Экспедицию можно назвать юбилейной для Разведывательно-водолазной команды. Вот уже десятый год, как подводные исследователи работают в акватории Финского залива в поисках кораблей, погибших в ходе Великой Отечественной войны. Помимо десяти судов, участвовавших в Таллинском переходе, за это время удалось обнаружить все подводные лодки, погибшие с 1942 по 1944 годы в российских территориальных водах акватории. Были и неожиданные находки — в 2013 году команда установила место гибели парусного корабля "Лефорт", одного из последних линейных кораблей Балтийского флота Российской империи, 150 лет пролежавшего в забвении на дне Балтийского моря.
Таллинский прорыв. С 27 по 29 августа 1941 года при передислокации Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в водах Финского залива погибло более 60 военных и транспортных судов и свыше 15 тысяч человек. Решение о боевой операции было принято в срочном порядке после того, как немецкие войска прорвались в Прибалтику. Если бы не этот манёвр, СССР рисковал полностью лишиться Балтийского флота, оставив Ленинград без защиты со стороны моря.
Экспедиция проходит при поддержке Фонда президентских грантов
Ольга Ладыгина