В Москве подвели итоги экспедиционного сезона РГО 2021 года

В Москве подвели итоги экспедиционного сезона РГО 2021 года В Москве подвели итоги экспедиционного сезона РГО 2021 года

Русское географическое общество каждый год проводит и поддерживает множество различных экспедиционных проектов, имеющих большое значение для научного сообщества и широкой общественности. 22 декабря итоги экспедиционного сезона РГО 2021 года подвели в пресс-центре МИА "Россия Сегодня". В ходе мероприятия, организованного в формате виртуальной медиа-гостиной, руководители и участники ключевых экспедиций поделились результатами своей нелёгкой, но увлекательной работы.

О новых находках и открытиях Комплексной археолого-географической экспедиции по исследованию кургана Туннуг в Республике Тыва рассказала заместитель директора Института истории материальной культуры РАН Наталья Соловьёва. В уходящем году завершился уже четвёртый полевой сезон раскопок древнего скифского кургана в так называемой Долине царей. Найденные здесь артефакты — ножи, наконечники стрел, удила, следы жертвоприношений, погребальные стелы и даже некая "корона" — всё больше приближают учёных к разгадке тайн древних захоронений, не имеющих аналогов в мировой археологии.

В работе экспедиции участвовало более 100 добровольцев, которые серьёзно помогли профессиональным археологам в исследовании уникального комплекса захоронений. Заботу об охране площадки раскопок взяло на себя правительство Республики Тыва.

                 

Директор Департамента по работе с молодёжью Русского географического общества Антон Юрманов провёл презентацию долгосрочной комплексной экспедиции "Восточный бастион — Курильская гряда". Проект, стартовавший в 2019 году, предусматривает первое в истории комплексное исследование Курильских островов и морской акватории вокруг них. Одним из его итогов может стать создание новой особо охраняемой природной территории.

Череп кашалота. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

Череп кашалота. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

В 2021 году в полевых работах участвовали девять профильных групп учёных различных географических и смежных специальностей, представляющих 14 научных организаций, а также военнослужащие Минобороны России. Объектом изучения являются не только природные, но и культурные богатства региона. Были собраны богатые коллекции, представляющие огромный интерес для научного сообщества. Пожалуй, самым эффектным эпизодом экспедиции стала эвакуация крупного черепа кашалота, найденного ещё два года назад на острове Уруп. В результате беспрецедентной транспортной операции он был доставлен в Москву и передан в фонды Зоологического музея МГУ.

Ещё одним впечатляющим проектом уходящего года стала экспедиция по изучению 16 аэродромов воздушной трассы Алсиб. Об итогах её полевого сезона рассказал директор научно-исследовательского Центра современной истории Иван Анохин. Исследованиям на маршруте, по которому героические лётчики перегоняли самолёты с Аляски в Сибирь во время Великой Отечественной войны, предшествовала кропотливая работа в архивах. Поисковикам удалось выяснить множество важных подробностей о строительстве взлётно-посадочных полос и аэродромных комплексов, о людях, которые их обслуживали, о местах падений воздушных судов. Большую помощь проекту оказало местное население, особенно старожилы, которые своими глазами видели работу легендарного воздушного коридора.

Ценная находка. Фото: Александр Бормотин

Ценная находка. Фото: Александр Бормотин

В настоящий момент завершён первый этап экспедиции — её участники провели геофизическую съёмку аэродромов на трассе Алсиб, получили данные, позволяющие уточнить состав почв, определить уровень грунтовых вод, оценить глубину промерзания грунта, зафиксировать состояние исторических зданий. Военные геодезисты сделали съёмку участков, сохранившихся до наших дней. Следующим шагом должен стать поиск погибших самолётов и перезахоронение членов их экипажей. Много информации о местах падений удалось собрать уже в этом году. Огромную помощь здесь вновь оказали местные жители: краеведы, историки, охотники, рыболовы и просто неравнодушные люди.

Изучению ещё одной героической и трагической страницы в истории Великой Отечественной войны посвящена подводно-поисковая экспедиция "180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной морской карте. Комплексное подводное исследование к 80-летию Таллинского перехода". С её итогами познакомил основатель и руководитель проекта "Разведывательно-водолазный клуб" Константин Богданов. В рамках проекта поисковики обследовали корабли, погибшие в водах Финского залива во время передислокации Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года. Тот рейс оказался последним для шести с лишним десятков различных судов, ставших братскими могилами более 15 тысяч советских граждан.

Водолазам РГО удалось найти и идентифицировать в российских и эстонских водах несколько объектов, среди которых — сторожевик "Циклон" и пароход "Эверита", транспорты "Найссаар" и "Балхаш". Последний до сих пор считается самым массовым местом гибели людей в Финском заливе. Судно, подорвавшееся на минах у мыса Юминда, перевозило почти четыре тысячи человек — практически весь гарнизон города Палдиски вместе с госпиталем и семьями военнослужащих. Поисковики изучили место упокоения примерно половины всех погибших во время Таллинского перехода. Отныне их родные могут узнать точные координаты подводных братских могил на интерактивной карте.

Фото:

Фото: "Разведывательно-водолазная команда"

Также в рамках подведения итогов экспедиционного сезона Русского географического общества прошла прямая трансляция из Штаб-квартиры Общества в Санкт-Петербурге. В этот день там состоялась церемония передачи в Научный архив РГО уникальных документов из семейных архивов адмирала Бориса Вилькицкого и гидрографа Николая Евгенова.

Борис Вилькицкий — организатор Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910–1915), ставшей важнейшей вехой в освоении Северного морского пути, капитан ледокольного парохода "Вайгач", который первым прошёл трассу от Архангельска до Владивостока. Николай Евгенов — выдающийся гидрограф и океанолог, вахтенный начальник на "Вайгаче", одним из первых увидевший с борта судна очертания Северной Земли.

О том, как "Вайгач" был обнаружен участниками комплексной экспедиции РГО и Северного флота "Главный фасад России. История, события, люди", рассказал модератор мероприятия — руководитель экспедиционного направления Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин. Подводный объект нашли летом 2020 года в устье Енисейского залива вблизи мыса Ефремов Камень на глубине 27 метров. Уже тогда историки предположили, что находка может являться легендарным ледокольным пароходом.  

С целью подтверждения гипотезы исследование объекта было продолжено в 2021 году в рамках комплексной экспедиции "Помни войну", организаторами которой выступили Русское географическое общество, Северный флот и морская инженерная компания "Фертоинг". Современные методы подводных работ и новейшее оборудование дали свои результаты: затопленное судно было тщательно обследовано и идентифицировано.

Фото: Леонид Круглов

Фото: Леонид Круглов

Анна Шварц — внучка Николая Евгенова — призналась, что экспедиция РГО по изучению места гибели "Вайгача" окончательно убедила её семью в необходимости передать уникальные документы из семейного архива Русскому географическому обществу. Церемония передачи карт и телеграмм, которыми обменивались ледокольные суда "Таймыр", "Вайгач" и "Эклипс" во время исследования Северного морского пути, состоялась в прямом эфире телемоста Москва — Санкт-Петербург.

Подводя итоги медиа-гостиной, Сергей Чечулин выразил благодарность всем участникам мероприятия и подчеркнул, что экспедиции, о которых рассказали во время встречи в пресс-центре МИА "Россия Сегодня", являются лишь частью масштабной и постоянной работы Русского географического общества. Подробно познакомиться со всеми проектами РГО можно на сайте и в социальных сетях Общества.

Фото: Сергей Ермохин
Фото: Сергей Ермохин
Фото: Сергей Ермохин
Фото: Сергей Ермохин
Фото: Сергей Ермохин
Фото: Сергей Ермохин
Фото: МИА Россия Сегодня/Владимир Трефилов
Фото: МИА Россия Сегодня/Владимир Трефилов
Фото: МИА Россия Сегодня/Владимир Трефилов
Фото: МИА Россия Сегодня/Владимир Трефилов
/