Вдоль БАМа на мотоциклах: как трое смельчаков отметили юбилей легендарной магистрали

Советская Гавань, последний город БАМа. Фото: Дмитрий Истомин

Советская Гавань, последний город БАМа. Фото: Дмитрий Истомин

Вдоль БАМа на мотоциклах: как трое смельчаков отметили юбилей легендарной магистрали Вдоль БАМа на мотоциклах: как трое смельчаков отметили юбилей легендарной магистрали

Евгений Захаров, Дмитрий Истомин и Евгений Литвинов успешно завершили мотопробег, посвященный 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Ровно за месяц — с 4 июля по 4 августа — они прошли сложный маршрут через тайгу, по лесным тропам и техническим дорогам вдоль БАМа. На своем пути спортсмены встречали медведей, преодолевали брод и горные перевалы, уходили от полчищ комаров. Необъятная Сибирь с ее фантастической природой и радушными людьми, готовыми помочь в любую минуту, предстала во всем своем суровом великолепии. Продолжительность маршрута по технической трассе от Тайшета в Иркутской области до Советской Гавани в Хабаровском крае составила 5,4 тыс. км, что больше расстояния самой магистрали на тысячу с лишним километров.

Решиться на такое непростое путешествие было большим риском. Изначально в мотопробег заявлялись около 50 спортсменов, но в силу разных причин из Новосибирска стартовали шестеро. Среди них был, кстати, участник той самой «стройки века» — Сергей Барц из Анапы. Он достойно прошел большую часть пути до Тынды, а затем вернулся домой. Из-за травмы не дошел до финиша новосибирец Александр Картавцев. На отрезках маршрута добавлялись новые спортсмены и даже мотоциклисты из других стран, путешествующие по России.

Восточный участок БАМа. Указывая путь, водитель самосвала сказал, что нужно проехать по третьей линии, то есть выше работающих экскаваторов. Фото: Евгений Литвинов

Восточный участок БАМа. Указывая путь, водитель самосвала сказал, что нужно проехать по третьей линии, то есть выше работающих экскаваторов. Фото: Евгений Литвинов

Иностранцы восхищались сибирской природой и невероятной закалкой участников мотопробега, решившихся на такое приключение. Так, спортсмен из Чехии Ирджи был просто потрясен силой духа и слаженностью команды из Новосибирска, а вечером под звездным небом — русским песням под гитару. Этот проект стал воплощением народной дипломатии, способствующей укреплению дружбы и сотрудничества между народами.

Участниками за 30 дней пересечены шесть регионов и три часовых пояса, 11 крупных рек и свыше 1000 мостов, успешно преодолены 100 бродов, пройдены семь хребтов и около 100 горных перевалов. За всю поездку командой истрачено около тонны бензина. Мотоспортсмены составили важные заметки по маршруту с указанием природных достопримечательностей, интересных туристических объектов, сложных переправ, сделали тысячи фотографий и несколько десятков видеороликов. Все интересные географические объекты нанесены на интерактивную карту, разработанную корпоративным партнером Новосибирского регионального отделения РГО — компанией «Дата Ист» — и послужат важной информацией для других путешественников. Участники мотопробега признаются, что без помощи Русского географического общества, ОАО «РЖД» и простых людей совершить такое путешествие было бы не под силу.

— До сих пор не верю, что мы это сделали! — поделился организатор мотопробега, заслуженный путешественник России и член РГО Евгений Захаров. — Нам помогало огромное число людей, в том числе представители местных властей, нас сопровождали, организовывали переправу, давали приют. Каждому хочется сказать отдельное спасибо! Без обычных людей мы тоже бы не продвинулись. На восточном БАМе бензин дороже золота, там топливный голод. Люди сливали нам бензин со скутеров, генераторов, газелей, и мы ни разу за него не заплатили.

Последняя миля по шпалам перед Советской Гаванью. Фото: Евгений Захаров

Последняя миля по шпалам перед Советской Гаванью. Фото: Евгений Захаров

Что касается впечатлений, то их у путешественников огромное количество, всего не перечислить. Но Евгений Захаров все же выделил два моста: Витимский и Бетонный:

— Чтобы вы представляли — первый в ширину примерно 2 м, его собираются в этом году закрыть, а второй наполовину разобран, и он намного уже, а высотой с трехэтажный дом. Проезжать через них крайне опасно.

Витимский мост. Фото: Евгений Захаров

Витимский мост. Фото: Евгений Захаров

Другой сюрприз ждал мотоциклистов в конце пути в виде внезапно закончившейся автодороги-дублера. Пришлось несколько километров двигаться по шпалам с риском для жизни.

— И тем не менее главная цель нашего проекта достигнута. Мы сблизили регионы, пообщались с мотоспортсменами и показали, на что способны, — резюмировал организатор мотопробега.

В пути были непредвиденные моменты, например встреча с медведицей и двумя медвежатами.

— Я буквально столкнулся с семьей медведей, — рассказал Дмитрий Истомин. — Оторвался от команды вперед по накатанной дороге, выехал из-за поворота и в 30 м перед собой увидел медведей. Благо не растерялся, и мотор не заглох. Резко нажал по тормозам, медвежата присели от неожиданности. А медведица даже ухом не повела! Видно было, что она ничего не боится — ни мотора, ни внезапно появившегося человека и будет защищать своих малышей. В тот момент я получил огромную дозу адреналина, жизнь меня к такому не готовила.

К счастью, в дороге техника не подвела, участники были хорошо подготовлены, только чистили колодки от набившейся грязи и проводили текущее техобслуживание. Серьезным подспорьем стала интерактивная карта, с помощью которой удалось не сбиться с пути.

— Карта идеальная, все объекты были нанесены точно, — отметил Евгений Захаров. — Когда мы подъехали к Февральску, то столкнулись с тем, что понтон, нанесенный на карту, за день до этого убрали военные. Решали на месте, как перейти реку шириной 300 м с быстрым течением и охраняемым мостом. Благо нам помогли сотрудники РЖД — перевезли на поезде.

Преодоление брода. Фото: Евгений Захаров
Преодоление брода. Фото: Евгений Захаров
Аксакинский перевал. Фото: Евгений Литвинов
Аксакинский перевал. Фото: Евгений Литвинов
Автодублер восточного участка БАМа возле поселка Тумнин. Фото: Евгений Литвинов
Автодублер восточного участка БАМа возле поселка Тумнин. Фото: Евгений Литвинов
В этом месте автомобильная дорога закончилась. Фото: Евгений Литвинов
В этом месте автомобильная дорога закончилась. Фото: Евгений Литвинов
Мост. Фото: Евгений Захаров
Мост. Фото: Евгений Захаров
Движение с сопровождением. Фото: Евгений Захаров
Движение с сопровождением. Фото: Евгений Захаров
/

Мотопробег позволил участникам расширить горизонты, посмотреть регионы России, познакомиться с жизнью поселков, увидеть памятные места БАМа.

— Конечно, чтобы окунуться в историю и посмотреть все достопримечательности, месяца мало, — отметил член Новосибирского регионального отделения РГО Евгений Литвинов. — Поразило несколько поселков, где дома стоят на сваях, это районы вечной мерзлоты. Я много где жил: на Камчатке, в Краснодаре, других городах — и нигде такого не видел, это интересное решение. Обратили на себя внимание здания вокзалов, они все разные. В поселках БАМа жизнь хорошо организована — обязательно присутствует культурный центр, вокзал, школа, храм. Грустно, что встречались недострои, напоминающие о лихих 90-х. Но в поселке Березовый, на станции Постышево, где стройку вела Новосибирская область, нет ни одного заброшенного дома. Очень красив город Тында, недавно в нем установили памятник к 50-летию БАМа, запомнилась также стела в Северомуйске с частью тоннеля. Вообще, много прекрасных мест в нашей стране.

Впереди у мотоспортсменов новые грандиозные планы, на месте им не сидится. Так, «капитан команды» Евгений Захаров планирует продолжить марш-бросок и достичь полюса холода Оймякона. Что ж, пожелаем ему удачи!

Екатерина Вронская