Завершилась экспедиция Русского географического общества и Северного флота по исследованию арктических архипелагов. Участники экспедиции прошли 11 528 миль, побывали в восьми морях, совершили 33 высадки, обнаружили 125 артефактов. Путешественники утверждают: всё это было бы невозможно без поддержки многих неравнодушных людей, родных и близких. Кто и как помогал готовить экспедицию и обеспечивал её работу с Большой земли? Как участников экспедиции поддерживали их родственники? Об этом — в нашем материале.
Хорошая экспедиция невозможна без тщательной подготовки, в том числе без изучения архивных материалов. Здесь путешественникам помогла заведующая Научным архивом РГО Мария Матвеева. Она снабдила участников экспедиции трудами, связанными с плаваниями Эдуарда Толля и Владимира Русанова, предоставила доклад Петра Кропоткина по освоению Арктики, а также карты, необходимые для изучения маршрута.
"Мария Матвеева помогала с подготовкой справочных материалов. Передала нам целый пласт документов, а также карты из Картографического фонда РГО. Возможно, в будущем какие-то из этих исторических материалов будут опубликованы", — отмечает научный руководитель экспедиции Сергей Чуркин.
Э.В. Толль в избе. Фото: Научный архив РГО
Свой интеллектуальный вклад в подготовку экспедиции внесли арктические исследователи Пётр Боярский, Владислав Корякин, Николай Вехов и Никита Кузнецов.
"Пётр Боярский, автор многих монографий по архипелагам Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, предоставил информацию по Морской комплексной арктической экспедиции (МАКЭ). Мы использовали её для мониторинга объектов культурно-природного наследия. Владислав Корякин помогал нам прокладывать маршрут вокруг Северного острова Новой Земли, мы активно пользовались его монографиями. Нас консультировали биолог, публицист на арктические темы Николай Вехов и историк с опытом работы в Арктике Никита Кузнецов", — отмечает Сергей Чуркин.
Фото: Леонид Круглов
Хотя Арктика уже хорошо изучена, она всё равно полна неожиданностей. В частности, неприятные сюрпризы может преподнести погода. Экспедиционные отряды корректировали свои маршруты исходя из актуальной ледовой обстановки. Помогала им в этом Елена Скрипник, ветеран гидрометеорологической службы Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Опытный ледовый прогнозист, уже вышедший на пенсию, она составляла для путешественников метеорологические сводки.
"Это был дружеский вклад. Я работала из дома: брала снимок со спутника, описывала и давала свой прогноз. В этом году команде очень повезло: льда было мало. Но всё равно были штормы и много айсбергов на пути, — рассказывает Елена Скрипник. — Я выросла с мечтой об Арктике. Всё, что связанно с этими местами, очень волнительно для меня. Арктика — неописуема. Ощущения, которые испытываешь там, нельзя испытать больше нигде. Хорошо, что сейчас есть такие люди, как специалисты РГО, которые несут идею нравственности, идею об исторической памяти. Я рада, что смогла внести свой вклад в эту масштабную экспедицию".
Фото: Леонид Круглов
Родные и близкие участников экспедиции узнавали о том, где именно находятся суда, благодаря информации, предоставленной директором научно-исследовательской компании "РИСКСАТ" Алексеем Кучейко. Отметим, что компания занимается мониторингом Земли из космоса. Именно она курировала группу школьников, открывших остров у западного побережья Северного острова архипелага Новая Земля. Существование острова подтвердила экспедиция РГО и Северного флота.
"Мы познакомились с Алексеем Кучейко на почве открытия школьниками острова, — рассказывает Сергей Чуркин. — В ходе экспедиции, с помощью спутниковых данных, он помог отслеживать, где находятся экспедиционные отряды. А мы оповещали родственников, которые два с половиной месяца были вдали от своих близких".
Фото: Леонид Круглов
Семьи путешественников с нетерпением ждут возвращения своих героев. Совсем недавно у одного из участников экспедиции, сотрудника Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН Александра Чеснокова родился сын. Это трогательное событие члены экспедиции отпраздновали чаем и выпечкой на борту ледокола "Илья Муромец". Малышу пожелали стать адмиралом или морским специалистом.
"Мы точно не знаем, когда именно муж сможет вернуться домой, но, конечно, очень его ждём. И сам он очень хочет увидеть сына, — рассказывает жена Александра Чеснокова Елена. — Во время экспедиции мы общались по спутниковому телефону, в основном когда корабль стоял в порту. В среднем созванивались раз в неделю. Муж в восторге от экспедиции. Очень рад, что ему удалось познакомиться с интересными людьми, научиться чему-то новому. Я, в свою очередь, поддерживаю его стремления и начинания".
Фото предоставлено участниками Комплексной экспедиции Северного флота и РГО на архипелаги Арктики
С Еленой Чесноковой солидарна Мирослава Едемская, жена ещё одного участника экспедиции — Дмитрия Едемского, сотрудника Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Российской академии наук.
"Конечно, близким такие длительные экспедиции непросто пережить, но мы относимся с пониманием. Муж был впечатлён и кораблём, и условиями, и коллегами, и возможностью работы. Мы его поддерживаем, скучаем. Звонят коллеги из ИЗМИРАНа, по-хорошему завидуют, звонят друзья. Больше всего дома скучает наш кот, его главный обожатель, — рассказывает Мирослава Едемская. — Такие проекты — огромный подарок для учёных. Это возможность собрать уникальный материал, необходимый для дальнейшей работы, обменяться опытом с людьми из различных областей науки, найти точки соприкосновения их исследований, генерировать идеи на стыке разных наук. Оказаться в такой среде — большая радость, это вдохновляет, даёт энергию. Сегодняшний проект — просто уникальный".
Фото предоставлено участниками Комплексной экспедиции Северного флота и РГО на архипелаги Арктики
"В век интернета и беспрепятственного общения мне было очень нелегко внезапно оказаться без связи с самым близким человеком, — говорит жена участника экспедиции, сотрудника Института физики земли РАН Руслана Жосткова, Мария. — Но я чувствовала, что для меня это шанс развить в себе качества и умения, которые раньше не были востребованы. Я стала полномочным и.о. главы семьи, без возможности советоваться в принятии важных решений. Я справилась, и теперь чувствую себя увереннее! Кроме того, я очень рада, что у моего мужа есть любимая работа, где он непрерывно развивается и добивается новых успехов. Это большая удача, что ему посчастливилось стать частью такого масштабного и важного проекта, получить уникальные данные для своей научной работы. Мы с детьми очень им гордимся".
Напомним, что комплексная экспедиция Русского географического общества и Северного флота на арктические архипелаги стартовала 5 августа из Североморска. Экспедиция следовала по маршруту великих полярных исследователей Владимира Русанова и Эдуарда Толля. Учёные РГО и военные искали уникальные артефакты, отражающие историю освоения Арктики, чтобы дополнить знания о её первопроходцах.
В составе экспедиции — два отряда. Первый вышел 5 августа из Североморска на ледоколе "Илья Муромец". Он повторял маршрут первой Русской полярной экспедиции барона Толля 1900–1902 годов — вдоль северных берегов Таймыра до острова Беннетта. В его составе — учёные, поисковики, историки и медиагруппа РГО. Ожидается, что отряд завершит свою работу 23 октября в Мурманске.
Второй отряд экспедиции отправился 10 августа на морском буксире МБ-12 и завершил исследования к началу сентября. Он обследовал прибрежную территорию Новой Земли. Участники экспедиции обошли Северный остров по маршруту Русанова, который в 1910 году первым из русских учёных прошёл там на яхте "Дмитрий Солунский". Путешественники обнаружили уникальные исторические артефакты, а также открыли новые остров и пролив.