Завершилась экспедиция РГО «Восточный бастион — Курильская гряда»

Остров Симушир. Вид на бухту Броутона. Фото: Марина Круглякова

Остров Симушир. Вид на бухту Броутона. Фото: Марина Круглякова

Завершилась экспедиция РГО «Восточный бастион — Курильская гряда» Завершилась экспедиция РГО «Восточный бастион — Курильская гряда»

Завершился четвертый сезон долгосрочной комплексной совместной экспедиции РГО и Минобороны РФ «Восточный бастион — Курильская гряда». Ученые обследовали Южную и часть Средней группы Курильских островов.

 

Научные исследования проводились на четырех островах: Итурупе (на севере), Урупе (на мысе Ван-дер-Линда и в бухте Алеутка), Броутона и Симушире (в районе бухты Броутона и на перешейке Косточка), — рассказывает руководитель экспедиции «Восточный бастион — Курильская гряда», специалист Экспедиционного центра Минобороны России Анатолий Калемберг. — Параллельно водолазная команда вела поиск затонувшего судна «Олдгамия», участвовавшего в Русско-японской войне. Спланировать в условиях курильской непогоды так, чтобы всюду попасть и везде отработать, было непросто.

Итуруп — самый крупный остров Курильского архипелага. Его длина — около 200 км, ширина — от 7 до 27 км. На острове 20 вулканов, девять из которых действующие. Это единственный из исследуемых в ходе данной экспедиции обитаемый остров (на Урупе постоянно живут только смотрители маяков). Длина Урупа — 116 км, ширина — 20 км. Остров Броутона, представляющий собой надводную часть потухшего вулкана, назван в честь британского мореплавателя Уильяма Броутона. Экспедиция на Сахалин и Курильские острова под его руководством на шлюпе «Провиденс» состоялась в 1796 году. Его имя также носит бухта на острове Симушир, вытянувшегося на 59 км в длину и от 4 до 15 км в ширину.

Остров Симушир, подножье вулкана Уратман со стороны Тихого океана. Фото: Сергей Хохлов

Остров Симушир, подножье вулкана Уратман со стороны Тихого океана. Фото: Сергей Хохлов

У каждой экспедиции свои особенности, постепенно, год от года, нарабатывается опыт, — продолжает Анатолий Калемберг. — В этом году у нас была возможность перевозить личный состав на большом десантном корабле, и он был в нашем распоряжении все время. В бухту Броутона десантный корабль вошел впервые с 1994 года — таким образом, мы проверили возможность захода в нее больших судов. В отличие от предыдущих сезонов, в этот раз мы не задействовали тыловое обеспечение Минобороны, не разбивали больших палаточных лагерей с военными полевыми кухнями и поварами. Это увеличило нашу мобильность — мы меньше тратили времени на высадку и погрузку, на разбивку и снятие лагеря. Соответственно, оставалось больше времени на проведение исследовательских работ.

Остров Симушир. Лагерь экспедиции. Фото: Сергей Хохлов

Остров Симушир. Лагерь экспедиции. Фото: Сергей Хохлов

 

В состав экспедиции входили ботаники, орнитологи, геологи, почвоведы, историки и другие специалисты. Несколько групп ученых работали стационарно, исследуя районы Итурупа и Симушира, другие перемещались исследуя районы Урупа, Чирпоя, Броутона и южного Симушира.

В числе первых — сотрудники Главного ботанического сада (ГБС РАН), почти месяц изучавшие растительность острова Симушир в районе бухты Броутона и на перешейке Косточко. Они исследовали сообщества флористических комплексов — высокогорного, лесного (каменноберезовые леса, кедрового и ольхового стланика), лугово-болотного и приморского. Собрали живую коллекцию из 387 растений 62 видов, которые будут высажены в ботаническом саду. Также ботаники измеряли размеры и диаметр, содержание сахарозы, массу плодов дикорастущей земляники Fragaria nipponica Makino, собранных из разных популяций. От своих европейских собратьев растение отличается более крупными плодами и выносливостью, поэтому представляет интерес для селекционной работы.

Ягоды дикорастущей земляники Fragaria nipponica Makino. Фото: Ольга Ладыженская

Ягоды дикорастущей земляники Fragaria nipponica Makino. Фото: Ольга Ладыженская

Другая группа ботаников проводила исследования последовательно на нескольких островах. Напомним, что в прошлом году на Урупе специалисты, несмотря на то что большую часть времени работали под проливным дождем, получили новые сведения о местонахождении 14 краснокнижных видов растений. В этом году с погодой повезло больше. Ботаники расширили площадь работ, исследования проводились в окрестностях мыса Ван-дер-Линда, в бухте Сокол на охотоморском побережье, в бухтах Алеутка и Негодная на тихоокеанском побережье. Ученые продолжили изучение интересного болотного комплекса «болото-плащ», обнаруженного во время экспедиции 2019 года на юге острова. Этот тип болот, занимающий огромную территорию с многочисленными озерами, отличается большим количеством редких и краснокнижных растений.

Затем ученые начали изучение флоры восточной части острова Броутона. И далее их исследования продолжились на Симушире, на полуострове Косточко — в заливе Мильна, бухте Славная, бухте Китобойная и на внутренней части перешейка. В итоге ботаники собрали коллекцию из примерно 500 сосудистых растений, более 360 мохообразных (печеночников и листостебельных мхов), 320 лишайников и восьми водорослей. Причем коллекция мохообразных и лишайников с острова Броутона была собрана впервые.

На Симушире участники экспедиции работали тоже впервые. Он значительно удален как от соседнего острова Уруп с юга, так и от других островов с севера. Поэтому исследования на нем важны, в частности, для понимания его зоографических связей. Ученые изучали фауну в районах полуострова Восточная Клешня, горы Уратман, мысов Палец, Косякова, бухты Душная, перешейка Косточко, а также в морских акваториях у западного побережья и северной оконечности острова. Орнитологи зарегистрировали 59 видов птиц, для 26 из которых достоверно установлено размножение на острове. Особо их заинтересовали крапивники, одни из самых мелких певчих птиц нашей страны.

Крапивники, обитающие на Симушире, чрезвычайно специфичны, — отмечает старший научный сотрудник сектора орнитологии Зоологического музея МГУ Ярослав Редькин. — Оказалось, что они сильно отличаются от птиц, живущих южнее на Урупе и Итурупе. Возможно, что крапивники, обитающие на Симушире и более северных островах, принадлежат к другому, близкому, североамериканскому виду, который недавно был отделен от евразийского обыкновенного крапивника в качестве самостоятельного вида на основе результатов молекулярно-генетических исследований.

Крапивник. Фото: Елена Бараканова

Крапивник. Фото: Елена Бараканова

 

В ходе экспедиции также было собрано 800 экземпляров насекомых (преимущественно жесткокрылых Coleoptera), 10 экземпляров многоножек (класс Chilopoda), более 40 пауков (Araneae), 25 клещей (Acari), три ложноскорпиона (Pseudoscorpionida), более 50 бокоплавов (Amphipoda).

Геологи для дальнейших исследований собрали около 70 образцов горных пород, 4 л воды из горных источников бухты Броутона, взятых до и после землетрясения. На Симушире ученые провели георадарную съемку, прошли 16 профилей общей протяженностью 1100 м. В предыдущем сезоне на Итурупе были найдены девять новых для острова видов насекомых. Будут ли открытия в этом году — узнаем после лабораторной обработки собранных материалов.

Старший научный сотрудник отдела географии, генезиса, классификации и цифровой картографии почв Почвенного института имени В. В. Докучаева Сергей Хохлов исследовал почвы на Симушире.

Их формирование началось 8,5 тыс. лет назад, после гигантского извержения вулкана Заварицкого, покрывшего поверхность острова слоем отложений, — рассказывает Сергей Хохлов. — С тех пор сформировался довольно мощный слой почвенно-пирокластического чехла, толщиной от 1 до 3 м. В нем отчетливо прослеживаются три погребенные почвы с темными гумусовыми горизонтами, сформированные в периоды ослабления вулканической активности. Изучая состав и свойства этих горизонтов, присутствие в них фитолитов растений — биогенных опалов, мы можем реконструировать растительность и климат прошлых эпох, понять историю развития природы острова.

Почвенно-пирокластический чехов на обнажении с выделенными горизонтами. Фото: Сергей Хохлов

Почвенно-пирокластический чехов на обнажении с выделенными горизонтами. Фото: Сергей Хохлов

Историки искали японские селения и объекты военно-технической истории и фортификации (острова вошли в состав СССР после победы в Великой Отечественной войне). Они обнаружили японские стрелковые и артиллерийские позиции, жилые дома и китокомбинат, триангуляционные знаки, не включенные в геодезическую сеть РФ. Все объекты были сфотографированы, зафиксированы их координаты. Впереди обработка результатов и работа в архивах.

 

Четвертый сезон на данный момент является для нашей экспедиции самым масштабным с точки зрения географии: исследования велись от Кунашира до Симушира, то есть по всей Южной и части Средней группы островов, — отмечает научный руководитель экспедиции, биогеограф, директор Департамента по работе с молодежью РГО Антон Юрманов. — По результатам работы в этом сезоне будут подведены итоги исследований, которые мы начали еще в 2019 году. Уверен, они окажут значительное содействие освоению и устойчивому развитию островов, природоохранным мероприятиям и повышению обороноспособности России. В этом году в экспедиции уже полноценно начали работать медиадобровольцы, которые готовят репортажи и отчетный фильм, а также инклюзивные добровольцы, ставшие надежными помощниками ученых. Набор участников пятого сезона начался в сентябре этого года. Впереди изучение второй половины Средней группы островов Курильской гряды: Кетой, Расшуа и др.

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Экспедиции
Показать еще Загрузка