Кругосветная экспедиция Томского областного отделения Русского географического общества продолжает свой путь по рекам России в Кронштадт, где завершится уникальное плавание. 30 сентября яхта Russian Ocean Way подошла к шлюзам на Волге в районе Тольятти. К вечеру 2 октября экипаж намерен прибыть в Казань.
Завершающий этап экспедиции получается непростым. Однако Евгений Ковалевский и Станислав Березкин справляются со всеми трудностями. И конечно, преодолевать их помогают новые друзья, которые у кругосветчиков обязательно находятся в каждом городе родной страны.
К берегам России парусник прибыл еще 30 июля. К тому моменту за три года и один месяц путешественники преодолели около 33 тыс. морских миль. Судно требовало ремонта, кроме того, команде пришлось снять мачту. Вместе с ней высота яхты составляла 16 м — на пару метров больше технических ограничений при прохождении мостов и шлюзов на реках страны. Для работ понадобился специальный кран.
Станислав Березкин и Евгений Ковалевский. Фото участников экспедиции
Завершающий этап кругосветного плавания стартовал 28 августа в устье Дона. До выхода в Волгу яхта прошла 19 шлюзов и 600 км почти за пять суток. В Волгограде в парусном клубе «Пилигрим» Ковалевский и Березкин заменили масло в двигателе. Также экипаж дополнительно укрепил сложенную мачту, поскольку крепеж ослабила серьезная качка в водохранилищах.
В Волгограде произошла интересная встреча — здесь кругосветчики познакомились с еще одним экипажем экспедиции Русского географического общества. Команда Челябинского регионального отделения РГО совершала парусный поход от Волгограда до Астрахани и обратно.
Яхта Russian Ocean Way вышла в дальнейший путь 3 сентября. Впереди лежало Волгоградское водохранилище.
— Диспетчер сообщил прогноз, по которому в Волгоградском водохранилище волна более 2 м, ветер более 20 узлов. Задумались, не подождать ли. Потом решили рискнуть, — рассказал Евгений Ковалевский.
До полудня прошли двойной шлюз с перепадом воды 24 м. В водохранилище волны не оказалось, можно было двигаться со скоростью 5 узлов. Однако неприятности все же случились: 4 сентября около полуночи пошел дым из машинного отсека. Перегрев двигателя. Пришлось выключить мотор и лечь в дрейф. Бросить якорь на глубине 30 м не представлялось возможным. Парусник несло к берегу, на якорь встали лишь в 100 м от него.
Станислав Березкин проверил двигатель, и выяснилось, что не работает помпа внешнего контура охлаждения. Нужен причал и серьезный ремонт, но до Камышина еще около 50 км.
— Стас сделал что смог, чтобы помпа хоть как-то работала. В 09:30 снимаемся с якоря и идем вверх по течению. До ближайшего селения Антиповка 15 км. Идем со скоростью 2–3 узла. Параллельно созваниваемся с Андреем Труфановым из Федерации парусного спорта Волгоградской области. Андрей договаривается со знакомыми яхтсменами в Камышине. Обсуждаем варианты буксировки. Нужно где-то вставать на обслуживание и ремонт, а времени нет совсем. Уже холодно, — рассказал Ковалевский.
До Камышина яхту на сцепке дотянул рыбацкий сейнер. Его направили навстречу кругосветчикам камышинские яхтсмены Сергей и Александр, которые сами и пришли на этом судне.
Поиски нужной для ремонта детали заняли довольно много времени. В итоге ее купили в Санкт-Петербурге и доставили в Камышин знакомые экипажа — Иван Донсков и Светлана. 12 сентября ремонт был закончен.
Однако на этом не закончились неприятности — отремонтированный двигатель проработал всего пару дней. 14 сентября его заклинило в 120 км от Саратова вниз по течению.
— Нам предстояло найти, кто нас отбуксирует туда, где краном можно вытащить яхту на берег, чтобы дать осмотреть двигатель специалисту. Мы находились в центре фарватера. Течение понесло парусник вниз. Бросили якорь. Активное судоходство, навстречу и с кормы идут грузовые и пассажирские суда. Стали вызывать по рации капитанов подходящих судов, сообщать о невозможности двигаться. Суда стали осторожно обходить парусник и сообщать вверх и вниз по течению об аварийной ситуации с яхтой. Экипаж сообщил друзьям из Саратова и Камышина о беде. Информация прошла по акватории. Через полтора часа из Вольска на катере подошел Владимир Плотников, отбуксировал парусник с фарватера, — рассказал Ковалевский.
У борта теплохода «Подольск». Фото участников экспедиции
На рассвете 17 сентября парусник Russian Ocean Way уже в Вольске «взял под крыло» теплоход «Подольск». Судно кругосветчиков на фарватер отбуксировал все тот же Владимир Плотников с другом Михаилом. Экипаж перебрался на теплоход, а яхту закрепили под бортом, после чего двинулись к шлюзам в Балаково.
— Капитан «Подольска» Вячеслав принял нас, предоставил каюту, обеспечил всеми удобствами. Пошли по Волге в сторону Самары и Тольятти. Впереди шлюзы, непростые погодные условия. Буксировка по водохранилищам и через шлюзы — явление нечастое, производится в экстренных случаях, сопряжено с определенными трудностями, — отметил Ковалевский.
На борту «Подольска». Фото участников экспедиции
В Самаре было найдено оригинальное решение проблемы — на яхту поставили внешний двигатель. На нем экипаж намерен добраться до Кронштадта.
— Австралийцы от такого решения сложной проблемы пришли бы в шок. Ремонт двигателя Volvo Penta — не менее трех месяцев и 1 млн руб. Мы за неделю придумали подвесить на яхту 9 тонн весом мотор на корме, — рассказал Евгений Ковалевский.
29 сентября кругосветчики покинули яхт-клуб «Ласточка» в Самаре и двинулись к яхт-клубу «Волга», где переночевали и встретились с местными любителями парусного спорта. Рано утром 30 сентября судно Russian Ocean Way отправилось к тольяттинским шлюзам. От яхт-клуба «Ласточка» по Волге вместе с основным экипажем пойдет кандидат химических наук и музыкант Олег Евстигнеев из Самары.
— Погода благоприятствует. Хотели зайти в Ульяновск, где нас ждут яхтсмены, но нельзя упускать погоду. Практика движения с подвесным мотором показала слабые места. При сбрасывании газа и при переходе на задний ход нос резко бросает влево. Задним ходом маневрирование крайне затруднительно. В шлюзах очень непросто, так как на малом ходу яхта слабо управляется. Идем до Казани. Расстояние 340 км. Если не будет встречного ветра и волны, можем пройти за двое суток и прийти 2 октября к вечеру, — поделился планами Евгений Ковалевский.
Встреча в Камышине. Фото участников экспедиции
Во время остановок на маршруте экипаж кругосветки продолжает встречаться с местными жителями. Так, в Камышине о своем плавании Евгений Ковалевский и Станислав Березкин рассказали воспитанникам и педагогам Центра патриотического воспитания им. А. П. Маресьева, учащимся школ, активистам Молодежного клуба РГО «Новое поколение». В Самаре путешественники провели встречу с учениками школы № 174. А 24 сентября состоялся уже восьмой по счету «Урок из океана». Он был посвящен Арктике и стал завершающим в рамках экспедиции «По пути русских кругосветных мореплавателей».
Встреча в Самаре. Фото участников экспедиции
1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Березкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Федора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО «По пути русских кругосветных мореплавателей» посвящен 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.
Александр Жирнов