Три года — много или мало? Что можно успеть сделать за это время? Ответ на данный вопрос хочется услышать от двух отважных российских путешественников, мужественных сибиряков Евгения Ковалевского и Станислава Березкина. 1 июля 2021 года они отправились из Кронштадта покорять бескрайние просторы океанов на надувном парусном тримаране под флагами России и Русского географического общества. За три года они прошли около 32 тыс. морских миль (60 тыс. км), посетили 30 государств и островных территорий, дважды терпели крушения в открытом море, несколько раз побывали в смертельно опасных ситуациях, провели более 250 встреч с местными жителями, в ходе которых примерно 30 тыс. человек узнали о том, насколько прекрасна наша страна и какие смелые, открытые и доброжелательные люди в ней живут.
Свое трехлетие кругосветка отметила проходом через разделяющий Европу и Азию пролив Дарданеллы — легендарный Геллеспонт, овеянный духом древних мифов, связанный с историческими событиями разных эпох. Руководитель экспедиции Евгений Ковалевский видит в этом особый смысл, ведь проект «По пути русских кругосветных мореплавателей» стал своеобразным географическим «прикосновением к истории человечества», истории открытий и освоения мира, истории, в которой огромную роль сыграли и наши соотечественники — россияне.
После старта экспедиции в Кронштадте 1 июля 2021 года. Фото: пресс-служба Томского областного отделения РГО
Одной из главных задач проекта, посвященного 250-летию со дня рождения Ивана Крузенштерна и 200-летию открытия Антарктиды российскими моряками, стало стремление «напомнить миру о достижениях русских». Три года назад это было особо отмечено на старте экспедиции в Кронштадте. Намеченный маршрут повторял путь Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского, Отто Коцебу, Василия Головнина, Федора Литке, Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Наше довольно непростое время, конечно, внесло свои коррективы в планы кругосветчиков. Однако им удалось выполнить заявленные программы — они не просто выживали в океане, но и сумели найти силы на видеосъемку, наблюдения и просветительство.
Безусловно, у каждого из наших героев были и собственные сокровенные планы и задачи. Это был и личный вызов, брошенный даже не океану и природе, а самому себе.
— Было несколько внутренних задач: почувствовать природу, преодолеть свою немощь, получить новые знания, суметь сформировать вектор передачи новых знаний людям. Главной мотивацией было подняться над собой, стать лучше, чем я был вчера. Произошло ли это за три года? Да, произошло! — признался Ковалевский.
— Сегодня три года со старта нашей сумасшедшей экспедиции. Какие чувства? Мы подходим к финишу, и это очень радует. Есть шанс исполнить детскую мечту. Я последнюю неделю переосмысливаю то, что удалось увидеть, делаю выводы, строю планы. Вывод из всего этого — опыт приобретен огромный, как в плане яхтинга, так и в плане административном. Чувствуется некоторая физическая усталость, обострились хронические болячки. Надо работать над этим. Как ни странно, немного жаль, что кругосветка заканчивается, — отметил Станислав Березкин.
Команда на презентации проекта в Штаб-квартире РГО в Москве. Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО
— Не могу вспомнить, плохое забывается. Мог бы сказать, что страшно было, когда я болел в Аравийском море. Но я не помню почти ничего из тех пяти дней, когда было хуже всего, — рассказал Станислав Березкин.
— Страшных моментов было несколько. И любой мог прекратить экспедицию. Поломка мачты посреди Атлантического океана, борьба со встречным ветром в 50 узлов в проливе Бигль у Южной Америки, когда кончились вода и бензин, мы были на волоске от смерти. Но самый дикий момент случился при потере надувного тримарана в районе острова Пасхи. Нас эвакуировали на гигантское судно ночью в шторм, в пятиметровые волны. С борта бросили веревочную лестницу. Надо было перепрыгнуть на нее с тримарана, который летал вдоль борта карго вверх и вниз. И борт тоже ходил вверх-вниз. Было страшно и опасно. Я выжидал минут 30, пытаясь уловить момент, когда два мечущихся борта на долю секунды окажутся рядом. Прыгнул и удержался едва-едва. Стас прыгал и срывался четыре раза. Чудом не случилось непоправимое. Но через полчаса произошло намного более страшное: тримаран, который удалось привязать за кормой карго, оторвало на волнах. Я выбежал на палубу. Стас тоже. Мы хотели прыгать и ловить тримаран, но капитан карго приказал не рисковать в такой шторм. Ничего не было страшнее, чем наблюдать, как судно, на котором мы уже прошли 16 тыс. миль, на котором надо было продолжать экспедицию, уходит в ночь, в океан. Это был шок, провал. Не было ничего страшнее, чем прекращение экспедиции. Но спасла нас наша фея Юля Калюжная, руководитель нашего берегового штаба. Она нашла на острове Пасхи надувное судно для нас, — рассказал Евгений Ковалевский.
Евгений Ковалевский. У берегов Патагонии. Фото: Станислав Березкин.
— Когда я увидел остров Горн, у меня слезы сами полились из глаз, притом что я никогда не был сентиментальным и эмоциональным человеком. Похоже, это во мне появилось. И еще одно ярчайшее чувство — когда на подходе к Ушуайе я увидел горы в свете рассветного солнца и понял, что я здесь когда-то рождался, — поделился воспоминаниями Станислав Березкин.
— Для меня самых радостных моментов было два. Первый, когда мы в 800 милях от острова Пасхи потеряли тримаран, панамское судно возвращало нас обратно в Чили. Я пребывал в депрессии, ведь половина пути позади, но мы теряем средство передвижения. Я в своей каюте рыдал от горя, чувствовал самую жуткую потерю в своей жизни. И вдруг, на четвертый день звонит Юля и буквально кричит, что нашла на острове Пасхи надувной катамаран. У нас есть шанс продолжить экспедицию! Это был взрыв эмоций. Я словно возродился из пепла.
Второй случай был после потери надувного катамарана у берегов Австралии. Он затонул в результате нападения акул. Нас спасли и высадили на берег буквально голыми. Но депрессия длилась недолго. Мы начали искать способы продолжения экспедиции. Высшая радость наступила, когда местный бизнесмен родом из Томска подарил нам парусник. Мы снова возродились из пепла, — рассказал Евгений Ковалевский.
От острова Пасхи экспедиция шла на надувном катамаране. Выход из гавани Вануа-Леву. Фото участников экспедиции
— На надувном судне я больше не пойду. А яхта будет совсем другой. Теперь я знаю, что мне нужно от лодки, — с улыбкой отметил Станислав Березкин.
— Экспедиции три года. Чувства и эмоции спокойные на эту дату. За три года столько вылито эмоций и истрачено чувств, что сейчас гораздо спокойнее. Ведь нам 1 июля 2024 года уже ясно, что мы однозначно дойдем до конца. Экспедиция реально оказалась самой трудной, самой непредсказуемой, самой длительной и самой затратной в моей жизни. Были ситуации, которые ставили под вопрос возможность продолжения путешествия. Если бы мы вернулись, не завершив дело, это был бы крах надежд, притязаний и вызовов. Сейчас я уверен, что вызов, брошенный самому себе, выигран. Мой партнер Стас тоже справился со всеми своими немощами и слабостями. Мы оба не сдались. Несколько раз мы буквально погибали, но возрождались из пепла. Несколько раз нас спасала Юлия, наш координатор из Томска, наш ангел и наша фея. Я счастлив тому, что команда из трех человек, которая начала этот проект (Евгений, Стас, Юля), не отступила, не сдалась под давлением обстоятельств и стихии. Я чувствую, что не зря живу и в свои 67 лет не просто могу, но могу на высоком уровне. У меня есть новые мечты и дальние планы, — рассказал Евгений Ковалевский.
От берегов Австралии экипаж идет на парусной яхте. Евгений Ковалевский, Юлия Калюжная, Филипп Алексеев и Станислав Березкин. Фото участников экспедиции
На 2 июля экспедиция «По пути русских кругосветных мореплавателей», организованная Томским областным отделением Русского географического общества, прошла около 32 тыс. морских миль (60 тыс. км). Станислав Березкин и Евгений Ковалевский посетили 30 различных стран и островных территорий.
С чилийцами в порту Талькауано. Фото участников экспедиции
— В каждую страну две-четыре точки захода, на сушу выходили не менее 100 раз. Провели в точках захода более 250 встреч с местным населением, провели много экскурсий на наши надувные лодки. Общее число экскурсантов оцениваем в 15 тыс. человек за три года. Мы это точно знаем, потому что на встречах и во время экскурсий лично в руки раздали 30 тыс. наших календариков, разговаривая с этими людьми. С нами в экипаже за три года на разных этапах прошло порядка 30 человек — бразильцы, аргентинцы, чилийцы, французы, австралийцы, русские. Наша миссия — дружба народов, формирование положительного имиджа России в разных странах по маршруту. Наш вклад в процветание России — образовательные «Уроки из океана» для школьников. Сейчас мы близки к выполнению главной цели экспедиции — обойти вокруг света, повторив путь первых русских кругосветчиков. Сейчас я точно уверен: мы вышли из Кронштадта, мы вернемся в Кронштадт! Мы не подвели ни себя, ни Россию, — подчеркнул Евгений Ковалевский.
В проливе Дарданеллы. Капитан судна экспедиции Станислав Березкин. Фото: Денис Горбушин
В полночь 2 июля парусник кругосветки РГО бросил якорь в гавани турецкого города Ялова, завершив переход через Средиземное, Эгейское и Мраморное моря. Здесь планируется стоянка до 10 июля. В Стамбуле российские путешественники намерены провести просветительские мероприятия, встречи с местными жителями и соотечественниками, съемки материалов для документального фильма.
— Также расскажем об экспедиции послу России в Турции. И на родину, — сказал Евгений Ковалевский.
Путь домой лежит через Черное море и по родным рекам в Кронштадт. Пожелаем успеха нашим отважным путешественникам!
Александр Жирнов