head-bg-picture

От острова Четверга в четверг: кругосветка РГО продолжила путь вдоль берега Австралии

На якорной стоянке у острова Четверга. Фото участников экспедиции

На якорной стоянке у острова Четверга. Фото участников экспедиции

От острова Четверга в четверг: кругосветка РГО продолжила путь вдоль берега Австралии От острова Четверга в четверг: кругосветка РГО продолжила путь вдоль берега Австралии

В четверг, 23 ноября, судно кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества вышло с якорной стоянки у острова Четверга в Торресовом проливе. Позади остался Большой Барьерный риф, протянувшийся вдоль северо-восточного побережья Австралии. Станислав Березкин и Евгений Ковалевский взяли курс на город Дарвин — последний австралийский порт, в который им предстоит зайти во время путешествия.

Плавание вдоль Большого Барьерного рифа, по словам Евгения Ковалевского, оказалось делом нелегким. В этих водах находится множество мелких островов, проходы между ними узкие, а судоходство здесь весьма активное.

Большой Барьерный риф — самый крупный на Земле природный объект, созданный живыми организмами. Это более 2900 отдельных коралловых рифов и 900 островов в Коралловом море, цепь которых протянулась на 2500 км. В 1981 году Большой Барьерный риф был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

— Большая часть рифов находится под водой и представляет высокую опасность для мореплавания на любых судах. Особенно трудно нам со Станиславом было ночами. Иногда в узких проходах между рифами, помимо нашего судна, проходили другие корабли: сухогрузы, балкеры, танкеры. Несколько раз едва ускользнули от столкновения с огромной махиной, которая идет с большой скоростью и не имеет возможности быстрого маневра, — рассказал Ковалевский.

В Коралловом море. Фото участников экспедиции

В Коралловом море. Фото участников экспедиции

Кругосветчикам приходилось нести вахты по четыре часа круглые сутки. Это стало серьезным испытанием для нервной системы.

— Нужно следить за фарватером, отмечать навигационные знаки, следить за проходящими судами, подправлять каждые 10 минут курс автопилота, регулировать паруса. Также нужно менять точки на курсе картплоттера, ведь наше движение весьма извилисто между многочисленными островами и рифами. Иногда при ощущении опасности столкновения с неизвестным предметом по курсу включаем носовой прожектор. Видно примерно на 50–70 м. При скорости в три узла можно успеть отключить автопилот и вручную отвалить от возможного препятствия, — пояснил Евгений Ковалевский.

Когда рифы прикрывают парусник от открытого моря, судно движется стабильно. Однако, как только открывается новый проход между островами, через него начинает дуть ветер, идет короткая и жесткая волна.

В рубке парусника. Фото участников экспедиции

В рубке парусника. Фото участников экспедиции

— Парусник валится на левый борт. Его раскачивает вдоль и поперек. Для меня это все в новинку. Надеюсь привыкнуть, пока еще чувствую себя некомфортно от такого «валяния». Иногда возникает ощущение возможного переворота. Иногда волна захлестывает через правый борт. Внутри лодки все стучит и громыхает. Незакрепленные вещи падают на пол, — добавил Ковалевский.

Однажды около часа ночи, когда борта судна поочередно ложились на воду, впереди показались быстро приближающиеся огни. В узком канале между рифами два корабля могут разойтись с трудом.

— Бужу Стаса. Пытаемся понять, куда нам вильнуть. Наконец принимаем решение взять вправо. В этот момент раздается оглушительный гудок. Со встречного судна невидимый матрос подает две серии по четыре мигания светом. Это сигнал — «примите влево». Успеваем принять влево, гигантский сухогруз проходит в 20 м справа, обливая нас волной. Справились, — описывает одно из ночных приключений Евгений Ковалевский.

На выходе из Большого Барьерного Рифа перед островом Четверга парусник неожиданно попал во встречное течение. Вместе с попутной двухметровой волной это создало опасность переворота.

— Стас колдует с автопилотом, с трудом справляясь со стихией. На всякий случай готовлю спасательный плот. Ценные вещи — в боксы и на веревку, — вспомнил Ковалевский.

Но, несмотря на все трудности, у кругосветчиков останутся приятные воспоминания о Большом Барьерном рифе. Здесь очень красивая вода и ночное небо, полное звезд, по которому время от времени проносятся яркие болиды.

От острова Четверга до порта Дарвин 740 миль. Это расстояние Евгений Ковалевский и Станислав Березкин намерены пройти примерно за неделю. Пожелаем им счастливого плавания.

Вдоль берега Австралии. Фото участников экспедиции

Вдоль берега Австралии. Фото участников экспедиции

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Фёдора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО «По пути русских кругосветных мореплавателей» посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.

Александр Жирнов

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Фотогалерея
27 февраля 2024
Завершила работу юбилейная экспедиция на «костяную линзу» под Курганом
Активисты РГО 20 лет раскрывают тайны реки Тобол
Подробнее
19 февраля 2024
Кругосветчики РГО достигли Шри-Ланки
После небольшой передышки экспедиция отправится в Индию
Подробнее
07 февраля 2024
Парусник кругосветки РГО 7 февраля взял курс на Индию
Экипаж покинул тайский остров Пхукет
Подробнее
29 января 2024
Сквозь шторма и рыбачьи сети: кругосветка РГО прибыла на Пхукет
Переход в Таиланд из Индонезии занял пять дней
Подробнее
24 января 2024
В Томске прошло заседание Попечительского совета областного отделения РГО
На нем подвели итоги работы и наметили планы на будущее
Подробнее
15 января 2024
Курс на Пхукет: Судно кругосветки РГО вышло в Яванское море
Рассказываем о дальнейших планах экспедиции
Подробнее
09 января 2024
Парусник кругосветки РГО прибыл в Джакарту
Переход в столицу Индонезии с острова Ломбок занял шесть дней
Подробнее
25 декабря 2023
Кругосветка РГО достигла островов Индонезии
Здесь живут драконы и дымятся вулканы
Подробнее
Показать еще Загрузка