head-bg-picture

Автодороги стали реальной угрозой для популяций некоторых видов животных

Фото: Светлана Кольцова, участник конкурса РГО

Фото: Светлана Кольцова, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

Автодороги стали реальной угрозой для популяций некоторых видов животных Автодороги стали реальной угрозой для популяций некоторых видов животных

Автомобильные дороги смертельно опасны для всех диких животных. Однако более 120 видов наземных млекопитающих в разных странах мира подвержены повышенному риску. Популяции некоторых из них при сохранении нынешних показателей дорожно-транспортных происшествий могут исчезнуть уже в ближайшие полвека. Наиболее уязвимыми видами в России являются бурый медведь и амурский тигр. Об этом говорит научное исследование, в котором приняли участие географы Московского государственного университета имени Ломоносова.

Учёные из России вместе с зарубежными коллегами в течение пяти лет анализировали влияние ДТП на популяции млекопитающих. В исследовании участвовал 71 вид животных, среди которых были виды, которым в настоящее время грозит исчезновение.

Выяснилось, что эффект "дополнительной смертности" на автодорогах оказался неодинаков для разных видов млекопитающих. В большей степени подвержены риску сокращения численности или вымирания те из них, кто не может компенсировать повышенные потери высокой плодовитостью или миграцией.

"Наши результаты показали, что для популяций с низкими темпами роста, например для гривистого волка и онциллы (тигровой кошки) в Бразилии, бурой гиены в Южной Африке и леопарда в Северной Индии, ДТП на автодорогах стали серьёзным фактором, влияющим на их численность и способным привести к полному исчезновению отдельных популяций в ближайшие десятилетия, если ситуация на дорогах не изменится. Мы разработали математическую модель с использованием видовых и популяционных характеристик животных, которая позволила оценить для 392 видов млекопитающих риск их гибели в результате ДТП", — отметила один из авторов исследования — кандидат географических наук, старший научный сотрудник кафедры биогеографии географического факультета МГУ Елена Королёва.

По её словам, особо уязвимыми оказались 124 вида — 32% всех исследованных. Среди них есть и два представителя российской фауны: бурый медведь и амурский тигр. Сейчас основными причинами дорожных происшествий являются пересечение автодорогами индивидуальных участков, суточных и сезонных путей перемещений животных.

Фото: Наталья Маврина, участник конкурса

Фото: Наталья Маврина, участник конкурса "Самая красивая страна"

Существующие планы расширения глобальной торговли, особенно в странах с развивающимися рынками, будут способствовать росту региональных и межконтинентальных транспортных потоков. В ближайшее время предполагается построить более 25 миллионов километров новых автомобильных дорог. Вполне вероятно, что многие из них пройдут по территориям с высоким биологическим разнообразием, по регионам с большим числом видов, которые находятся под угрозой исчезновения.

"Мы разработали инструмент для оценки риска исчезновения млекопитающих на основе сегодняшних уровней дорожно-транспортных происшествий и современной плотности автомобильных дорог. Эти данные могут обновляться по мере получения новых оценок ДТП для разных видов в тех или иных регионах мира. Наше исследование также показывает приоритетный рейтинг уязвимости животных к ДТП, который может дать новую информацию агентствам дорожной инфраструктуры, неправительственным организациям и органам государственного управления. Эти оценки вместе с данными о плотности и распределении видов помогут определить сегменты дорог, в том числе и планируемых, где программы мониторинга дорожно-транспортных происшествий необходимы в первую очередь для оценки риска и принятия необходимых мер", — подчеркнула руководитель исследования, научный сотрудник Центра экологических и морских исследований (CESAM) Лиссабонского университета Клара Грило.

Грило уверена, что подобные оценки и сделанные на их основании выводы позволят избежать вымирания или резкого сокращения численности животных в окружающих ландшафтах.

Научное исследование, опубликованное в престижном журнале Global Ecology and Biogeography, в очередной раз показало, насколько важно при планировании и расширении дорожной инфраструктуры проводить консультации с экологами и специалистами по охране живой природы. Только комплексная аналитика способна свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду.

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
13 марта 2024
Ученые МГУ определили основные источники загрязнения в Москве
В числе авторов работы - Первый Вице-президент РГО Николай Касимов
Подробнее
15 декабря 2023
Без рек как без рук: географы помогают беречь водные артерии России
Подробнее
11 сентября 2023
Географы МГУ разработали новую систему экологического мониторинга городов
Концепция успешно прошла проверку в Москве
Подробнее
29 июня 2023
Географы МГУ оценили влияние изменений климата на городские реки Москвы
Сильные ливни повышают риск наводнений и меняют химический состав воды
Подробнее
27 июня 2023
Географы МГУ оценили влияние пандемии на дожди в Москве
Подобные исследования проводились впервые
Подробнее
07 декабря 2022
Географы оценили качество экологических работ в Кроноцком заповеднике
Подробнее
12 мая 2022
Географы не нашли вины человека в экологическом бедствии на Камчатке
Подробнее
22 марта 2022
Мхи затягивают раны: географы МГУ уточнили оценку влияния керосина на растительность
Подробнее
Показать еще Загрузка