Фото: Илья Новодворский, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Летом 2024 года Федор Конюхов и пилот Игорь Потапкин попытаются установить новый мировой рекорд по дальности полета на двухместном мотопараплане (паралете) в высоких широтах.
Планируется, что взлет произойдет с архипелага Земля Франца-Иосифа, куда спортсменов доставит экспедиция Клуба полярных путешествий на атомном ледоколе «50 лет Победы». Отсюда до точки географического Северного полюса (90° с. ш.) около 900 км.
Это будет вторая попытка знаменитого путешественника достичь Северного полюса на паралете. Первая, предпринятая в августе 2022 года, завершилась экстренно раньше намеченного срока. Пролетев около 170 км за три часа, экипаж в том же составе принял решение совершить вынужденную посадку на льдину. Причина — резкое ухудшение погоды на маршруте.
Остров Галля, Земля Франца-Иосифа. Фото: Дмитрий Щекин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Еще раньше, 17 июня 2022 года, Конюхов и Потапкин установили мировой рекорд дальности беспосадочного перелета на мотопараплане по маршруту Усмань (Рязанская область) — Гудермес (Чеченская Республика). Расстояние в 1040 км путешественники преодолели за 13 часов 17 минут.
Теперь им предстоит провести примерно столько же времени, но в условиях куда более суровых. У паралета открытая кабина, пилоты находятся в прямом соприкосновении с арктическим воздухом, возможен сильный встречный ветер, осадки и туман, способствующий обледенению. Внеплановая посадка также таит риски: она может произойти на лед, а может и на воду.
2022 год. Федор Конюхов с борта ледокола "50 лет Победы" выбирает подходящую льдину для взлётной полосы. Фото: t.me/konyukhovfedo
Между тем было бы неправильно назвать неудачной первую попытку российского экипажа достичь на мотопараплане Северного полюса, поскольку путешественники получили важный опыт. Теперь старт произойдет не в августе, как это было два года назад, а в июле. А главное, в конструкцию летательного аппарата были внесены изменения.
В частности, усилен двигатель, слегка изменена конструкция пропеллера и разработан обтекатель, позволяющий минимизировать сопротивление набегающего потока воздуха и обеспечивающий безопасность экипажа, а также дополнительные места хранения средств спасения и другого полезного груза.
В обтекатель встроены два топливных бака по 75 л каждый, произведенные из композитных материалов. Проектирование обтекателя и топливных баков выполнила Передовая инженерная школа (ПИШ) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Федор Конюхов является почетным доктором этого вуза).
Благодаря передовым методам компьютерного моделирования специалистам Инжинирингового центра (CompMechLab®) ПИШ СПбПУ удалось в два раза снизить общий вес многослойного обтекателя — его масса менее 20 кг. Топливные баки аэродинамической формы и увеличенного объема обеспечат максимальную продолжительность полета.
Первый вариант паралета (слева) и цифровой макет усовершенствованной версии (справа). Фото слева: Центр путешествий Федора Конюхова
Кроме того, в процессе проектирования повышена жесткость всей конструкции паралета. Такого результата удалось достичь за счет применения уникального опыта, накопленного при выполнении других проектов, а также благодаря использованию цифровых технологий.
Особенность нынешней экспедиции еще и в том, что взлет и посадка пройдут в условиях дрейфующего льда Арктики. После приземления экипажа в районе географического Северного полюса Игоря Потапкина возьмет на борт ледокол «50 лет Победы». А Федор Конюхов развернет одиночную полярную станцию, где останется еще примерно на месяц.
Все это время станция будет дрейфовать вместе с полярными льдами в сторону Гренландии и успеет покрыть расстояние примерно в 100 км. Во время следующего полярного рейса ледокол заберет Конюхова в условленной точке. Если произойдет так, как планируется, то это будет второй мировой рекорд продолжительности одиночного дрейфа в районе Северного полюса.
В течение месяца Федор Филиппович планирует провести ряд исследований по программе Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН и, как обычно, написать несколько картин.
— Я занимаюсь темой микропластика в океане. Я буду бурить лунки, брать пробы, насосом прогонять воду через фильтры, фильтры буду складывать и отдам потом в Институт океанологии. А они проверят, есть ли микропластик в течении, которое идет через Северный полюс, — цитирует ТАСС слова путешественника.
Айвар Валеев