head-bg-picture

Федор Конюхов снова готовится к полету на Северный полюс

Федор Конюхов снова готовится к полету на Северный полюс Федор Конюхов снова готовится к полету на Северный полюс
Фото: Илья Новодворский, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Фото: Илья Новодворский, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Летом 2024 года Федор Конюхов и пилот Игорь Потапкин попытаются установить новый мировой рекорд по дальности полета на двухместном мотопараплане (паралете) в высоких широтах.

Планируется, что взлет произойдет с архипелага Земля Франца-Иосифа, куда спортсменов доставит экспедиция Клуба полярных путешествий на атомном ледоколе «50 лет Победы». Отсюда до точки географического Северного полюса (90° с. ш.) около 900 км.

Это будет вторая попытка знаменитого путешественника достичь Северного полюса на паралете. Первая, предпринятая в августе 2022 года, завершилась экстренно раньше намеченного срока. Пролетев около 170 км за три часа, экипаж в том же составе принял решение совершить вынужденную посадку на льдину. Причина — резкое ухудшение погоды на маршруте.

Остров Галля, Земля Франца-Иосифа. Фото: Дмитрий Щекин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Остров Галля, Земля Франца-Иосифа. Фото: Дмитрий Щекин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Еще раньше, 17 июня 2022 года, Конюхов и Потапкин установили мировой рекорд дальности беспосадочного перелета на мотопараплане по маршруту Усмань (Рязанская область) — Гудермес (Чеченская Республика). Расстояние в 1040 км путешественники преодолели за 13 часов 17 минут.

Теперь им предстоит провести примерно столько же времени, но в условиях куда более суровых. У паралета открытая кабина, пилоты находятся в прямом соприкосновении с арктическим воздухом, возможен сильный встречный ветер, осадки и туман, способствующий обледенению. Внеплановая посадка также таит риски: она может произойти на лед, а может и на воду.

2022 год. Федор Конюхов с борта ледокола

2022 год. Федор Конюхов с борта ледокола "50 лет Победы" выбирает подходящую льдину для взлётной полосы. Фото: t.me/konyukhovfedo

Между тем было бы неправильно назвать неудачной первую попытку российского экипажа достичь на мотопараплане Северного полюса, поскольку путешественники получили важный опыт. Теперь старт произойдет не в августе, как это было два года назад, а в июле. А главное, в конструкцию летательного аппарата были внесены изменения.

В частности, усилен двигатель, слегка изменена конструкция пропеллера и разработан обтекатель, позволяющий минимизировать сопротивление набегающего потока воздуха и обеспечивающий безопасность экипажа, а также дополнительные места хранения средств спасения и другого полезного груза.

В обтекатель встроены два топливных бака по 75 л каждый, произведенные из композитных материалов. Проектирование обтекателя и топливных баков выполнила Передовая инженерная школа (ПИШ) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Федор Конюхов является почетным доктором этого вуза).

Благодаря передовым методам компьютерного моделирования специалистам Инжинирингового центра (CompMechLab®) ПИШ СПбПУ удалось в два раза снизить общий вес многослойного обтекателя — его масса менее 20 кг. Топливные баки аэродинамической формы и увеличенного объема обеспечат максимальную продолжительность полета.

Первый вариант паралета (слева) и цифровой макет усовершенствованной версии (справа). Фото слева: Центр путешествий Федора Конюхова

Первый вариант паралета (слева) и цифровой макет усовершенствованной версии (справа). Фото слева: Центр путешествий Федора Конюхова

Кроме того, в процессе проектирования повышена жесткость всей конструкции паралета. Такого результата удалось достичь за счет применения уникального опыта, накопленного при выполнении других проектов, а также благодаря использованию цифровых технологий.

Особенность нынешней экспедиции еще и в том, что взлет и посадка пройдут в условиях дрейфующего льда Арктики. После приземления экипажа в районе географического Северного полюса Игоря Потапкина возьмет на борт ледокол «50 лет Победы». А Федор Конюхов развернет одиночную полярную станцию, где останется еще примерно на месяц.

Все это время станция будет дрейфовать вместе с полярными льдами в сторону Гренландии и успеет покрыть расстояние примерно в 100 км. Во время следующего полярного рейса ледокол заберет Конюхова в условленной точке. Если произойдет так, как планируется, то это будет второй мировой рекорд продолжительности одиночного дрейфа в районе Северного полюса.

В течение месяца Федор Филиппович планирует провести ряд исследований по программе Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН и, как обычно, написать несколько картин.

— Я занимаюсь темой микропластика в океане. Я буду бурить лунки, брать пробы, насосом прогонять воду через фильтры, фильтры буду складывать и отдам потом в Институт океанологии. А они проверят, есть ли микропластик в течении, которое идет через Северный полюс, — цитирует ТАСС слова путешественника.

Айвар Валеев

 

Читайте также:
Все
Фотогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Видеогалерея
12 апреля 2024
Члены РГО впервые в мире совершили парашютный прыжок из стратосферы на Северный полюс
Свое достижение они посвятили Дню космонавтики
Подробнее
01 марта 2024
Жизнь на полярной станции. Романтика или тяжёлый труд?
Лекция Константина Козлова
Подробнее
08 декабря 2023
6.12.23. Ю. Пепина и др. Борис Вилькицкий. Северный морской путь
Подробнее
01 декабря 2023
Борис Вилькицкий. Северный морской путь
Показ фильма о Борисе Вилькицком
Подробнее
03 октября 2023
Станция «Северный полюс — 41» за год прошла 2125 морских миль
Российские ученые собрали большой массив научных данных
Подробнее
11 августа 2023
«Академик Трёшников» подошел к платформе «Северный полюс»
Два судна ААНИИ встретились на 83° северной широты
Подробнее
09 августа 2023
«Академик Трёшников» достиг 79°50' северной широты
Научно-экспедиционное судно идет к дрейфующей станции «Северный полюс-41»
Подробнее
09 июня 2022
Фёдор Конюхов и Игорь Потапкин установили новый рекорд на мотопараплане
Подробнее
Показать еще Загрузка