head-bg-picture

"Исетская магистраль": итоги проекта

Детская экспедиция Исетская магистраль. Участники проекта.

Детская экспедиция Исетская магистраль. Участники проекта.

"Исетская магистраль": итоги проекта "Исетская магистраль": итоги проекта

С октября 2015 года Молодёжный экспедиционный исследовательский центр имени К. Д. Носилова реализует грантовый проект на средства Русского географического общества «Детская экспедиция «Исетская магистраль».

Берега Исети обжиты и освоены в глубочайшей древности, на них сосредоточено множество памятников древних культур: курганов, городищ, селищ. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры по берегам реки проходили пути – торные тропы, они связывали людские поселения, соединяли племена и народы. По ним перемещались товары, распространялись технологии, шли проповедники и разного рода пропагандисты, распространяя верования и идеологии. Этими дорогами желали владеть, их старались охранять, к ним как магнитом тянуло разных  людей. Позднее такие тропы стали караванными путями. А в XVII веке, на тех же дорогах появились русские остроги.

Один из таких древних путей и стал объектом исследования Молодёжного экспедиционного исследовательского центра имени К. Д. Носилова. В исторических источниках этот путь получил название Старая Казанская дорога. Путь, связывавший на протяжении тысячелетий Каму и Тобол, через перевалы Южного Урала был известен весьма широко. Конечно, кроме него были и другие пути, ими пользовались коренные жители той территории: зыряне, вогулы, остяки. По ним за Урал и обратно ходили новгородцы и устюжане. Их контролировали племенные союзы известные как Югра и Пермь Великая.

Южный путь так же привлекал племена и народы: сарматы, гунны, ногайцы, киргизы, калмыки, перечень можно продолжать еще и еще... К XVII веку практически весь он от реки Белой и до Исети контролировался племенами башкир.

В 1655 году в месте пересечения Казанской дорогой реки Исети возникла русская сторожевая крепость – Катайский острог, получившая название от реки, в свою очередь именованной от обширного башкирского рода Катай.

Ограничить изучение только берегами Исети оказалось невозможно, далее путь уводил вдоль правого притока Исети Синары через уральские перевалы к рекам Уфе и Белой, выходя к устью Камы.

Первым объектом, который посетили участники экспедиции, 17 марта 2016 года, стал Курганский областной краеведческий музей. Известный археолог, ученый секретарь музея Александр Иванович Кайдалов познакомил ребят с экспозицией, рассказал о своих исследованиях, ответил на вопросы.

30 марта состоялась двухдневная поездка в Челябинск. Побывали в Челябинском областном краеведческом музее. Затем посетили археологические музеи Челябинского и Южноуральского университетов. Прослушали лекцию в Челябинском педагогическом университете. Особо следует отметить встречу с кандидатом исторических наук Гаязом Хамитовичем Самигуловым – специалистом по средневековью Южного Урала и Зауралья. Его материалы послужили основой для разработки маршрута экспедиции «Исетская магистраль».

27 апреля посетили Шадринский краеведческий музей имени В. П. Бирюкова. Особый интерес представляли каменные плиты с изображением бараньей головы. С подобными артефактами ребята уже познакомились в Кургане и Челябинске.

11 мая экспедиция побывала в Екатеринбурге в музее археологии и этнографии Урала. Школьники своими глазами увидели знаменитого Шигирского идола – скульптуру, вырезанную из ствола лиственницы около 11 тысяч лет назад. В Уральском федеральном университете юные исследователи встретились со своим земляком Алексеем Михайловичем Бритвиным, который познакомил их с университетом, с его кафедрами. А на кафедре истории состоялась беседа с археологом Светланой Юрьевной Зыряновой. В 2003 году Светлана Юрьевна участвовала в раскопках поселения боборыкинской культуры в Шадринском районе.

27 мая состоялась экспедиция в окрестности села Исетского Тюменской области. Участники экспедиции познакомились с археологической экспозицией Исетского краеведческого музея и многочисленными курганами знаменитой Ингальской долины.

14 июня группа из 8 школьников побывала на территории Бакальского городища – средневековой крепости на высоком правом склоне долины Исети неподалеку от Шадринска. Ребята попытались восстановить следы фортификационных сооружений, попробовали подняться по склону. Затем переместилась к другому знаковому культурно-историческому объекту – Мыльниковскому городищу. Данное укрепление датируется ранним железным веком, оно примерно на тысячу лет старше Бакальского городища. Сохранились два параллельных рва и вала, на которых согласно данным археологов были расположены бревенчатые стены.

Участники проекта Исетская магистраль.

Участники проекта Исетская магистраль.

17 июня посетили еще одну средневековую крепость – Воробьевское городище. Сейчас на месте грозного укрепления сосновый лес, следы рва и вала скрыты в густом подлеске, однако после поисков их удалось отыскать.

8 июля был предпринят 10 километровый пеший переход от села Коврига до села Красномыльского, целью похода стал загадочный Барминский вал. Точной датировки этого сооружения до сих пор нет. Не ясно и его назначение. После долгих поисков следы сооружения все же удалось отыскать.

8 – 12 августа была осуществлена наиболее продолжительная экспедиция по маршруту Старой Казанской дороги.

Первым объектом 8 августа стали окрестности города Катайска. В ходе реализации проекта «Детская экспедиция «По Приисетью», осуществленного Молодежным экспедиционным исследовательским центром летом 2015 года уже состоялось посещение Катайского краеведческого музея и памятника установленного в 2015 году в честь основателя Катайского острога Панкратия Перхурова. На этот раз исследователи направились в село Черемисское на правом берегу Исети. После пешего перехода и непродолжительных поисков удалось отыскать загадочное искусственное сооружение – Черемисский вал, о происхождении которого до сих пор спорят археологи.

Исследование берегов реки Синары, вдоль которых еще в XVII веке проходила торная дорога, оказалось затруднено ввиду полного запустения и отсутствия всяких дорог в наше время. Пришлось воспользоваться автотранспортом и переехать в поселок Новый Быт в Свердловской области. Вблизи поселка находится известный скальный массив – Селиванов камень с несколькими неглубокими и удобными для укрытия гротами.

Далее двигались вдоль берегов Синары и ее притока Багаряка до одноименного села – старейшего русского поселения на территории Челябинской области. Одним из факторов его основания и строительства острога, как и в случае с Катайском, стало стремление контролировать древнюю дорогу. У села Тюбук – еще одного старейшего русского поселения Челябинской области свернули к озеру Большие Аллаки. На берегу озера высится изъеденный ветровой эрозией останец – Каменные палатки – древнее место паломничества, святилище, известное жителям южного Зауралья с глубокой древности.

Далее следовали озера Большой и Малый Кисегач и Касли. Изучение возможного маршрута Старой Казанской дороги выявило именно это направление. Переход между озерами занимал немного времени, а близость воды обеспечивала относительный комфорт переходов. Предполагаемое ранее направление на Верхний Уфалей и Нязепетровск, в ходе реализации проекта было отвергнуто как маловероятное ввиду неудобства маршрута. Таким образом, от запланированного ранее перемещения вдоль берегов реки Уфы, к сожалению, пришлось отказаться, несмотря на заманчивую близость к верховиям Синары и Багаряка на карте. Более подробное знакомство с полученными в ходе реализации проекта материалами так же оказалось не в пользу разработанного ранее маршрута.

9 августа участники экспедиционного проекта вновь отправились в путь. Одним из объектов стало озеро Увильды – одно из чистейших озер Урала. Живописные берега озера заняты базами отдыха и детскими лагерями, это послужило серьезным препятствием для того чтобы подойти к берегу. 

Далее было восхождение на гору Карабаш, с вершины которой открывается прекрасный вид не только на озеро Увильды, но и на близлежащие хребты, долину реки Миасса и Аргазинское водохранилище.

Одно из красивейших и чистейших озер России – Тургояк, безусловно, было важнейшим пунктом на древней тропе связывавшей Приуралье и Зауралье. Попытки проникнуть на одно из знаковых мест Южного Урала – остров Святой Веры с его мегалитическими сооружениями были безуспешными. Все суда оказались заняты.

Златоуст проехали под проливным дождем. Вблизи Усть-Катава попытались отыскать Усть-Катавскую пещеру, на склоне высокого правого берега реки Катав. Однако проникнуть в пещеру без специальной подготовки оказалось невозможно. В культурном слое пещеры были обнаружены свидетельства нескольких исторических эпох: от палеолита до бронзового века.

После этого прибыли в город Усть-Катав.

10 августа вновь выехали на маршрут. Первым объектом в этот день стала река Ай в окрестностях села Лаклы на территории республики Башкортостан. Лаклинскую пещеру нашли с помощью GPS-навигатора. Пещера оказалась вполне доступной.

Исследователи экспедиционного центра им. К.Д. Носилова.

Исследователи экспедиционного центра им. К.Д. Носилова.

Естественный фонтан на правом берегу реки Ай также был найден без особых затруднений. Но выйти к пещерному городу Сикияз-тамак не удалось. Со склонов стекали многочисленные ручьи, пойма все сужалась, а заросли сгущались. Пришлось повернуть обратно к фонтану. Пещеры Сикияз-тамак были обитаемы на протяжении тысячелетий.

Вблизи города Аша посетили Киселевскую пещеру, перейдя по мосту через реку Сим. Пещера расположилась на высоте не менее 30 метров. Спуститься в нее тоже оказалось не просто. После неширокого входа пещера расширялась в высокий зал, от которого отходили несколько узких ходов. Обследовать пещеру далее ввиду отсутствия экипировки не стали. Киселевская пещера – одна из крупнейших в Челябинской области, могла служить убежищем от непогоды и зимних холодов.

11 августа участники прибыли в Уфу к одному из корпусов Башкирского государственного университета, где встретились с деканом географического факультета Азаматом Фарраховичем Нигматуллиным и познакомились с геологическим музеем университета. Далее в музее археологии и этнографии Института этнологических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук познакомились с одной из наиболее богатых археологических и этнографических экспозиций Южного Урала. Научный секретарь Института этнологических исследований Тимур Маратович Надыршин провел экскурсию по залам музея. Особый интерес представляла коллекция сарматского золота, найденная в одном из царских курганов – знаменитый звериный стиль.

В Национальном музее Республики Башкортостан после обзорной экскурсии, которую провел заведующий отделом археологии Евгений Викторович Бубнель и экскурсии по залам археологии и этнографии проведенной научным сотрудником музея кандидатом исторических наук археологом Светланой Леонидовной Воробьевой, состоялась встреча с известным археологом Республики Башкортостан Юрием Алексеевичем Морозовым. На основании собственных исследований Ю. А. Морозов показал, насколько тесно были связаны Приуралье и Зауралье в древности. Урал был зоной контакта, обмена информацией, технологиями, материалами. Юрий Алексеевич подарил Молодежному экспедиционному исследовательскому центру имени К. Д. Носилова книги со своей подписью.

Далее состоялась встреча с представителями Башкирского отделения Русского географического общества в штаб-квартире отделения. Заместитель исполнительного директора регионального отделения Леонид Алексеевич Соколов рассказал о деятельности отделения, о работе с молодежью и местными отделениями. Юные географы из Курганской области получили в дар книги председателя Башкирского регионального отделения РГО известного писателя Камиля Фаррухшиновича Зиганщина с автографом.

День закончился прогулкой по набережной реки Белой, у подножья памятника национальному герою Республики Башкортостан Салавату Юлаеву.

Ранним утром 12 августа отправились в обратный путь. Общая протяженность этого этапа экспедиции составила более 2000 километров. Из них около 20 километров пешком. Посещены более 15 памятников природы и археологии, три музея. Состоялись встречи с известными учеными.

25 августа 2016 года состоялась последняя из запланированных поездок, на этот раз в город Тюмень. Во время этой однодневной поездки юные исследователи познакомились с экспозицией Музейного комплекса имени И.Я. Словцова. Особый интерес вызвали полные скелеты вымерших животных ледниковой эпохи: шерстистого мамонта, шерстистого носорога, бизона и пещерного медведя.

Далее ребята переместились в Музей археологии и этнографии Тюменского государственного университета, где познакомились с методами работы в археологической лаборатории и экспозицией, основой которой стали материалы, полученные в ходе экспедиций преподавателей и студентов ТюмГУ.

После непродолжительной прогулки, посетив ряд достопримечательностей Тюмени, переехали на 23 километр Ялуторовского тракта в единственный в Зауралье археологический музей-заповедник Андреевское озеро.

Сообщение о существовавших в древности путях вдоль зауральских рек подтвердило верность выбранного направления поиска от Уфы до Тюмени. Пути через Урал, в качестве караванных дорог, использовались не регулярно. Движение по ним, то затухало, то вновь оживало. Причиной оживления этих путей были частые войны на территории Персии, на берегах Каспийского моря и в Средней Азии, заставлявшие купцов искать более безопасную дорогу с Востока на Запад.

Берега Андреевских озер были заселены людьми на протяжении многих тысячелетий.

В результате поездки в Тюмень удалось выстроить маршрут возможного древнего пути проходившего от берегов реки Белой (система Волги) до берегов Тобола (система Оби). Посещение археологических коллекций, изучение литературы и общение с учеными подтвердили высказанную ранее гипотезу о существовании тесных экономических и культурных связей древнего населения Приуралья и Зауралья. Перемещение людей, идей, технологий по пройденному в результате реализации проекта пути было не только возможным или вероятным, оно происходило на самом деле. В XVII – XVIII веках вдоль этих древних троп появились сторожевые крепости – остроги. За тысячелетия дороги заняли наиболее удобные поверхности, по ним и были проложены впоследствии железные дороги, а за тем и шоссейные автомагистрали.

Таким образом, экспедиционную часть проекта можно считать успешно завершенной. Сейчас участники Молодёжного экспедиционного исследовательского центра имени К. Д. Носилова занимаются изучением полученного фото- и видеоматериала, готовят школьные исследовательские работы.

Алексей Мурзин, руководитель Молодёжного экспедиционного исследовательского центра имени К. Д. Носилова, член Курганского областного отделения Русского географического общества