head-bg-picture

Из восьми пород дерева создадут модель русского парусного судна XVIII века

Из восьми пород дерева создадут модель русского парусного судна XVIII века Из восьми пород дерева создадут модель русского парусного судна XVIII века

Модель пинка "Вологда" из восьми пород дерева строит череповецкий судомоделист Сергей Лушкин. Для изготовления модели – реконструкции корабля XVIII века в масштабе 1:72 – он воспользовался чертежами из архива ВМФ Санкт-Петербурга и дополнительно консультировался в морских музеях Лондона и Амстердама.

Пинк "Вологда" был построен в Архангельске в 1749 году и предназначался для обеспечения боевых действий флота. Длина судна – 36 метров. Ширина – 8 метров. Артиллерийское вооружение – шесть пушек малого калибра для самообороны.

По указу Петра вологжан отправляли в Петербург, Архангельск, Воронеж на строительство кораблей. 70 процентов мастеров на кораблестроительных верфях в то время были выходцами из Вологодской губернии. Поэтому названия, связанные с этим краем, носили более 20 кораблей. В честь Поморья, к примеру, названы всего два корабля. В честь Вологодчины – пинки "Вологда" и "Великий Устюг", фрегат "Феодосий Тотемский", три галеры "Шексна", галеры "Чагодоща", "Устюжна", галиоты "Вологда" и "Тотьма".

Корпус судна выполнен из липы и обшит деревянными планками. Подводная часть сделана из древесины морёного дуба, которая пролежала в воде без доступа воздуха более 100 лет и изменила цвет с серо-коричневого на чёрный. Для надводной части была взята древесина – ствол яблони. Мачты изготовлены из светлых пород дерева – клена, яблони и рябины. Носовая фигура сделана из груши. Резьба – декор на корме – самшит.

На блоки, используемые в такелаже управления парусами, применялся берёзовый кап. Юферсы – из самшита. Паруса сшиты из батиста с двойной строчкой. Для такелажа использованы хлопчатобумажные нитки, сплетённые на судомодельном станке под нужный диаметр. Все металлические детали – медные или латунные.

Сергей Владимирович – внук судового механика пароходства Милютина, морской офицер, капитан 2 ранга в отставке, член Русского географического общества. Его коллекция известна широкой публике по выставкам и буклетам. 

Сергей Лушкин занимается судостроением в миниатюре уже много лет и идёт по пути вологодских мастеров. Его специализация – русские парусные корабли первой половины XVIII века. Это, как правило, небольшие суда – военные, торговые и промысловые: кочи, лодьи, карбасы, новгородские бусы, ушкуи, шитики, архангельские гукоры, пинки.

Екатерина Старостина
Фото предоставлено Сергеем Лушкиным