Учёные изучили "вытегорскую ладью" и пришли к выводу, что судно может быть не поморским кочем. В частности, останки осмотрел эксперт Центра подводных исследований Вологодского отделения РГО, историк Андрей Лукошков. По его мнению, это не коч, так как судно типа коч не могло иметь такой широкий киль – он мешал бы вытаскиванию его на лёд.
Останки деревянного допетровского судна выбросило штормом на берег Онежского озера в августе 2018 года. 22 метра в длину и 2,5 метра в ширину, его обломки были разбросаны на расстоянии до трёх километров. Артефакт обнаружил житель Вытегры мастер-лодочник Валерий Пирогов. Перевозкой уникальной находки занимались спасатели. Её передали в местный краеведческий музей.
Вытегорская ладья представляет серьёзный интерес для учёных по целому ряду причин: от технологии судостроения 300-летней давности до истории Вытегры как судостроительного центра. Учёные склоняются к тому, что судно построено именно на территории современного Вытегорского района.
Исследователи также обращают внимание, что доски этого судна скреплены между собой "вицами" – тонкими корнями и ветвями хвойных деревьев, будто сшиты. Благодаря такой технологии решали проблему нехватки металла и удешевляли постройку корабля. Подобную технологию практиковали и в Северной Европе.

Фото: Юрий Жаворонков
Что уже известно и что ещё предстоит узнать?
По словам Юрия Жаворонкова, руководителя комиссии "Дендрохронология" Вологодского отделения Русского географического общества, директора Вологодского филиала центра древесных экспертиз ООО "Здоровый лес", в настоящее время остов онежского корабля находится в крытом деревянном ангаре и его древесина обрабатывается специальным составом против разрушения и гниения. Ангар построен рядом с Музеем "Подводная лодка Б-440" по решению администрации Вытегорского района.
"Артефакт – остов судна – оставят как музейный экспонат. Планируется (при финансировании) создать его деревянную копию 1:1", – отметил Юрий Михайлович.
Юрий Жаворонков и его дочь Дарина, студентка ВоГУ, также член Вологодского отделения РГО, занимаются дендрохронологическими датировками древнего судна с самого начала исследований, с декабря 2018 года. С докладом по итогам своей кропотливой работы они выступили на Всероссийской научно-практической конференции "Исследования Русского Севера", которая проходила в Вологде 19 и 20 декабря.
"Теперь можно утверждать, что судно было построено из местного хвойного леса, ходило не одну навигацию и ремонтировалось. Некоторые интересные моменты пока находятся в процессе обсуждения. Исследования продолжаются. Их результатом станет установление календарных дат постройки и возможной перестройки или ремонта деревянного корабля. Зная временной период постройки судна, возможно проанализировать местные технологии кораблестроения и сравнить их с уже известными, а также попытаться предположить возможный временной промежуток крушения исследуемого судна", – подчеркнул собеседник. В частности, предстоит ответить на вопрос, что же могли перевозить на этом судне.

Фото: Юрий Жаворонков
Согласно официальным справкам об исследовании, пока установлено следующее:
1. Большинство образцов древесины основных деревянных конструкций древнего судна относится к древесине деревьев вида сосна обыкновенная (Pinus sylvestris);
2. Образцы древесины, которыми "сшивали" части корабля, – "вицы" (молодые побеги или ветви и корни деревьев), а также изогнутый деревянный элемент (шпангоут) с деревянными нагелями изготовлены из древесины деревьев вида ель европейская (Picea abies);
3. Большая часть отобранных образцов древесины относится к периоду заготовки – 1649 год, незначительная часть образцов исследуемой древесины с остова корабля была заготовлена в 1633 году;
4. С большой долей вероятности, можно утверждать, что древесина корабля местного происхождения, то есть район строительства – побережье Онежского озера;
5. Дата постройки (или значительной перестройки) судна – 1650 год. При этом частично была использована древесина, заготовленная в 1633 году. Возможно, первоначально судно меньших размеров было изготовлено в 1634–1635 годах, а затем перестроено (увеличено в размерах) в 1650 году.
"Основная цель исследований: установление у представленных образцов древесины породного и видового состава (анатомические методы) и определение календарной даты прироста последнего (крайнего в кольцевом ряду) годичного кольца (дендрохронологические методы). Удалось отобрать несколько образцов древесины и фрагменты мха с пропиткой с древнего судна, для дендрохронологических и ботанических исследований. При датировании использована генерализированная древесно-кольцевая хронология хвойных пород деревьев Вологодской области – VOLOGDA-CHR (1403–2017 годы), корректность календарных дат указанной хронологии подтверждена исследованиями в рамках проекта РФФИ, и местная хронология, построенная по хвойным деревьям (Вытегра-Белозерск) и имеющая высокую корреляцию с генерализированной хронологией Вологодской области. В июле 2019 года при помощи специального бура мы отобрали ещё пять образцов древесины (кернов) из нижней, плоской части древнего корабля", – пояснили исследователи в своём докладе.
Эти исследования проводятся ООО "Здоровый лес" и Вологодским госуниверситетом под эгидой Вологодского отделения Русского географического общества при содействии администрации Вытегорского района Вологодской области. До обнаружения древнего деревянного судна, которое стали называть вытегорской ладьей или онежским кораблем, считали, что вероятность восстановить точный облик древнерусских кораблей близится к нулю.
Архангельский собрат вологодского артефакта
"Интересно, что наш коллега Михаил Наймарк, русский исследователь Европейского Севера, прислал презентацию по судну, похожему на наше, но не так хорошо сохранившемуся", – сообщил Юрий Жаворонков.
В презентации представлена следующая информация: в 1991 году в урочище Параниха (Никольский рукав дельты Северной Двины) была сделана находка, по значению сопоставимая с онежской. Этот корабль также представляет собой килевую конструкцию крупного (более 16–17 метров) староманерного шитого вицей судна. Он тоже был обнаружен на пляже полузамытым в песок.
Факт был зафиксирован и отражён в научных публикациях 1995–1998 годов, но ни один музей так и не принял артефакт на хранение – по-видимому, из-за его габаритов.
Находка выпала из поля зрения археологической науки, сведений о её дальнейшей судьбе получить не удавалось. Позднее выяснилось, что судно в течение 17 лет пролежало на территории яхтклуба "Север" в Северодвинске под открытым небом на голом грунте.

Северодвинская ладья. Обнаружена в 1991 году. Фото: Павел Розманов
В 2007 году, после публикации Михаила Наймарка о шитых вицей судах в журнале "Катера и яхты", северодвинский яхтсмен Всеволод Ионов связался с автором, и информация о местонахождении древнего киля вновь появилась в научной среде. Некоммерческая общественная организация "Товарищество Северного мореходства" (ТСМ) взяла на себя заботу о ценном артефакте и доставила его к Морскому музею на Соловках. Транспортировка, организованная Светланой Тюкиной, велась на средства, пожертвованные частными лицами, членами ТСМ.
К сожалению, вопросы полноценного хранения и исследования артефакта решить не удалось. До сих пор он экспонируется под узким навесом из поликарбоната, который не обеспечивает полной защиты от осадков, прямого солнца и резких перепадов температуры и влажности.
Датировка и консервация не производились, перемещение на хранение в капитальное помещение так и остаётся в планах на неопределённое будущее. Состояние экспоната серьезно ухудшилось.

С 2008 года архангельский артефакт находится на территории Морского музея на Соловках. Фото: Светлана Рапенкова.
Екатерина Старостина, информация и фото предоставлены Юрием Жаворонковым