head-bg-picture

На мотоциклах через Гоби

Мотоциклисты проехали пустыню Гоби, следуя маршруту последней экспедиции Пржевальского

Мотоциклисты проехали пустыню Гоби, следуя маршруту последней экспедиции Пржевальского

На мотоциклах через Гоби На мотоциклах через Гоби

Русское географическое общество публикует дневники мотоэкспедиции, приуроченной к 175-летию со дня рождения великого русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского. С конца июля команда из четырех мотоциклистов из Санкт-Петербурга проехала от Урала через Сибирь до города Кяхта на российско-монгольской границе и, пройдя через пустыню Гоби, вышла к городу Горно-Алтайску.

Мотопутешествие, часть которого лежит по пути IV экспедиции Николая Михайловича Пржевальского, проходит при поддержке Русского географического общества. Мотоциклисты Михаил Бархатов, Алексей Архипов, Алексей Тихомиров и Павел Игнатьев намерены проехать более 12 000 километров из Санкт-Петербурга до киргизского города Каракол.

«Из всего нашего монгольского участка – около 3000 километров – асфальта было километров 500, – рассказывает Бархатов. – Остальное – просто направление в степи. Пустыня Гоби всё-таки больше напоминает именно степь. Песка в ней мало – всего 3% от общей территории, барханов мы вообще не видели. Ехать больше 80 километров в час можно, но с регулярной задержкой дыхания от виляния и нестабильного поведения заднего колеса».

Дорожное покрытие в Монголии чаще всего было грунтовое с небольшим количеством песка или мелкого гравия, что требовало постоянной бдительности от мотоциклистов. Дорогу усложняли ямы и кочки.

Участники мотопробега в Кяхте

Участники мотопробега в Кяхте

«Наши опасения по поводу бензина не оправдались, так как наш маршрут проходил через небольшие посёлки, где почти всегда есть заправки, – говорит Тихомиров. – Только вот электричество бывает не всегда. В этих населённых пунктах его подают только с 8 часов вечера до 6 утра».

О погоде и песках

Погода благоволила участникам мотопробега – днем столбик термометра поднимался до 25 градусов, а по ночам не опускался ниже 10 градусов по Цельсию.

«С погодой повезло, но были и сюрпризы, – делится впечатлениями Игнатьев. – Мы попали в песчаную бурю. Невозможно передать, насколько это интересное зрелище. Ехать было практически невозможно, порывы ветра были такие, что казалось ещё чуть-чуть, и полетишь вместе со своим мотоциклом весом в 300 килограммов туда, куда ветер дует. Видимость почти нулевая, приходилось даже останавливаться. Песок везде – внутри шлема, во рту – было весело».

О монголах и особенностях национальной кухни

Все участники мотопробега отмечают, что местное население относилось к ним дружелюбно, люди были очень отзывчивые, добродушные и всегда были готовы протянуть руку помощи. Ни о каких трудностях не пришлось бы говорить, если бы не языковой барьер. Но и тут, как любого туриста, наших соотечественников спасал универсальный язык жестов.

«Выбор еды превращался в рулетку, потому что выяснить, что это за блюда, никак не представлялось возможным, – вспоминает Архипов. – Что только мы не делали – и блеяли, изображая баранов, и мычали, намекая на коров, – никакой реакции не было, приходилось тыкать пальцем наугад. Несколько раз подряд мы попадали в макароны, теперь никто это слово даже слышать не хочет».

Сейчас мотоциклисты достигли столицы Республики Алтай – Горно-Алтайска, где проводят техобслуживание машин. Впереди у путешественников еще дороги Казахстана и Киргизии.

Николай Михайлович Пржевальский (1839–1888) – всемирно известный исследователь-натуралист. Ещё в юности Пржевальский совершил замечательную экспедицию по Уссурийскому краю, которая стала одним из самых значительных азиатских исследований тех лет. В течение всей жизни занимался изучением Центральной Азии. Благодаря его исследованиям европейцы получили представление об огромной территории, охватывающей Монголию, Джунгарию, Восточный Тибет и Туркестан.

Пржевальский никогда не начинал новой экспедиции, не подведя итоги предыдущей. Основные результаты своих исследований  он изложил в пяти итоговых трудах, опубликованных под эгидой Русского географического общества. Был удостоен высших наград ведущих Географических обществ мира, избран почётным членом Академии наук и Императорского Русского географического общества.

Вклад Пржевальского в науку трудно переоценить – он открыл несколько видов животных, среди которых дикий верблюд, дикая лошадь, тибетский медведь. Этот исследователь и географ собрал внушительные зоологические, минералогические и ботанические коллекции, заключающие в себе много новых форм, описанных специалистами позднее.

 

Именем Пржевальского названы ледник на Алтае, хребет в Куньлуне, многие виды растений и животных. В 1891 году по представлению Русского географического общества учреждены специальная премия имени Николая Пржевальского и серебряная медаль, а в 1946 году – золотая.