Русское географическое общество публикует дневники мотоэкспедиции, приуроченной к 175-летию со дня рождения великого русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского. С конца июля команда из четырех мотоциклистов из Санкт-Петербурга проехала от Урала через Сибирь до города Кяхта на российско-монгольской границе и, пройдя через пустыню Гоби, вышла к городу Горно-Алтайску.
Мотопутешествие, часть которого лежит по пути IV экспедиции Николая Михайловича Пржевальского, проходит при поддержке Русского географического общества. Мотоциклисты Михаил Бархатов, Алексей Архипов, Алексей Тихомиров и Павел Игнатьев намерены проехать более 12 000 километров из Санкт-Петербурга до киргизского города Каракол.
«Из всего нашего монгольского участка – около 3000 километров – асфальта было километров 500, – рассказывает Бархатов. – Остальное – просто направление в степи. Пустыня Гоби всё-таки больше напоминает именно степь. Песка в ней мало – всего 3% от общей территории, барханов мы вообще не видели. Ехать больше 80 километров в час можно, но с регулярной задержкой дыхания от виляния и нестабильного поведения заднего колеса».
Дорожное покрытие в Монголии чаще всего было грунтовое с небольшим количеством песка или мелкого гравия, что требовало постоянной бдительности от мотоциклистов. Дорогу усложняли ямы и кочки.

Участники мотопробега в Кяхте
«Наши опасения по поводу бензина не оправдались, так как наш маршрут проходил через небольшие посёлки, где почти всегда есть заправки, – говорит Тихомиров. – Только вот электричество бывает не всегда. В этих населённых пунктах его подают только с 8 часов вечера до 6 утра».
О погоде и песках
Погода благоволила участникам мотопробега – днем столбик термометра поднимался до 25 градусов, а по ночам не опускался ниже 10 градусов по Цельсию.
«С погодой повезло, но были и сюрпризы, – делится впечатлениями Игнатьев. – Мы попали в песчаную бурю. Невозможно передать, насколько это интересное зрелище. Ехать было практически невозможно, порывы ветра были такие, что казалось ещё чуть-чуть, и полетишь вместе со своим мотоциклом весом в 300 килограммов туда, куда ветер дует. Видимость почти нулевая, приходилось даже останавливаться. Песок везде – внутри шлема, во рту – было весело».
О монголах и особенностях национальной кухни
Все участники мотопробега отмечают, что местное население относилось к ним дружелюбно, люди были очень отзывчивые, добродушные и всегда были готовы протянуть руку помощи. Ни о каких трудностях не пришлось бы говорить, если бы не языковой барьер. Но и тут, как любого туриста, наших соотечественников спасал универсальный язык жестов.
«Выбор еды превращался в рулетку, потому что выяснить, что это за блюда, никак не представлялось возможным, – вспоминает Архипов. – Что только мы не делали – и блеяли, изображая баранов, и мычали, намекая на коров, – никакой реакции не было, приходилось тыкать пальцем наугад. Несколько раз подряд мы попадали в макароны, теперь никто это слово даже слышать не хочет».
Сейчас мотоциклисты достигли столицы Республики Алтай – Горно-Алтайска, где проводят техобслуживание машин. Впереди у путешественников еще дороги Казахстана и Киргизии.
Николай Михайлович Пржевальский (1839–1888) – всемирно известный исследователь-натуралист. Ещё в юности Пржевальский совершил замечательную экспедицию по Уссурийскому краю, которая стала одним из самых значительных азиатских исследований тех лет. В течение всей жизни занимался изучением Центральной Азии. Благодаря его исследованиям европейцы получили представление об огромной территории, охватывающей Монголию, Джунгарию, Восточный Тибет и Туркестан.
Пржевальский никогда не начинал новой экспедиции, не подведя итоги предыдущей. Основные результаты своих исследований он изложил в пяти итоговых трудах, опубликованных под эгидой Русского географического общества. Был удостоен высших наград ведущих Географических обществ мира, избран почётным членом Академии наук и Императорского Русского географического общества.
Вклад Пржевальского в науку трудно переоценить – он открыл несколько видов животных, среди которых дикий верблюд, дикая лошадь, тибетский медведь. Этот исследователь и географ собрал внушительные зоологические, минералогические и ботанические коллекции, заключающие в себе много новых форм, описанных специалистами позднее.
Именем Пржевальского названы ледник на Алтае, хребет в Куньлуне, многие виды растений и животных. В 1891 году по представлению Русского географического общества учреждены специальная премия имени Николая Пржевальского и серебряная медаль, а в 1946 году – золотая.