Проект «Умная Москва» — это научно-популярные лекции и фестивали для детей и взрослых, которые ведут профессора и доценты Московского государственного университета, Высшей школы экономики, Российского государственного гуманитарного университета, а также известные блогеры и журналисты.
Проект постоянно разрабатывает новые шоу-программы, каждая из которых представляет законченный сюжет из мира науки. В них организаторы показывают, какое важное место в мире занимают исследования, и как они помогают совершенно разным персонажам - от Деда Мороза до Шерлока Холмса.
Хотите пройти по следам Робинзона, узнать существует ли на самом деле Бермудский треугольник, научится читать космические снимки Земли и многое другое? Приходите на Фестиваль Русского географического общества! Специально для этого праздника проект "Умная Москва" подготовил увлекательную программу, посвящённую разным областям знаний.
Мастер-классы для детей
1 ноября
10.00. По следам Робинзона. Что было бы, если бы Робинзон оказался посреди необитаемого острова в Подмосковье? Из чего сделать хлеб, как соорудить подушку, утеплить обувь, сделать кашу, заварить вкусный чай и испечь пироги, используя лишь то, что можно найти в лесах средней полосы. Ждём самых отважных и смелых путешественников!
Мастер-класс проведет Мария Ярина, научный сотрудник лаборатории биосинтеза биологических веществ, миколог, педагог допобразования.
Возраст участников: 7–10 лет.
12.00. Бермудский треугольник: правда или выдумка? Что такое бермудский треугольник и почему он на самом деле пишется с маленькой буквы? Происходили ли там сверхъестественные исчезновения или это журналистская утка? Почему это место поистине уникально с точки зрения географических условий?
Мастер-класс проведет Мария Ярина, научный сотрудник лаборатории биосинтеза биологических веществ, миколог, педагог допобразования.
Возраст участников: 11–14 лет.
14.00. Космическая съемка Земли: улыбнитесь, вас снимают. Именно космические снимки дали понимание о глобальных процессах циркуляции атмосферы, геологической структуре планеты и формировании морских течений. Благодаря им сделаны многие географические открытия и найдены крупнейшие месторождения. О секретах и перспективах космической съемки мы и поговорим на мастер-классе.
Михаил Зимин, старший научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.
Возраст участников: 11–14 лет.
16.00. Мир минералов. Где добывают руду? Что общего у алмаза и графита? Золото дураков – оно существует? Вы даже не можете представить, какое количество минералов вы используете и видите каждый день!
Мастер-класс проведет Егор Зубков, младший научный сотрудник Института экспериментальной минералогии РАН.
Возраст участников: 11–14 лет.
18.00. Полезные ископаемые: секреты земных недр. Увлекательные истории о том, как в недрах нашей Земли ищут, добывают и перерабатывают полезные ископаемые. Интересные факты о крупнейших месторождениях золота, алмазов, драгоценных камней, а также металлах, которые мы используем в нашей повседневной жизни.
Мастер-класс проведет Егор Зубков, младший научный сотрудник Института экспериментальной минералогии РАН.
Возраст участников: 11–14 лет.
19.00. Спасти человека. Основы сердечно-легочной реанимации. Как помочь человеку без сознания? Когда необходима сердечно-легочная реанимация и как ее правильно проводить?
Обо всем этом расскажет Сергей Симбирцев, врач-реаниматолог, научный сотрудник РНИМУ им. Пирогова.
Возраст участников: 7–10 лет.
2 ноября
10.00. Спасти человека. Основы сердечно-легочной реанимации. Как помочь человеку без сознания? Когда необходима сердечно-легочная реанимация и как ее правильно проводить?
Обо всем этом расскажет Сергей Симбирцев, врач-реаниматолог, научный сотрудник РНИМУ им. Пирогова.
Возраст участников: 7–10 лет.
12.00. Климатические опасности и прогнозы погоды. Как правильно читать прогнозы погоды, чтобы не ошибаться? Как их составляют? Какой будет климат Москвы в будущем и правда ли, что снежных зим больше не будет?
Обо всем этом расскажет Павел Константинов, старший преподаватель географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель метеорологического отдела Метеообсерватории МГУ, кандидат географических наук.
Возраст участников: 11–14 лет.
14.00. Пока нет доктора. Что делать в экстренной ситуации. Можно ли в походных условиях помочь человеку, получившему травму? Как правильно произвести иммобилизацию конечности и наложить повязку? Когда, как и на какое время накладывать жгут?
Мастер-класс проведет Анна Симбирцева, врач-терапевт, научный сотрудник РНИМУ им. Пирогова.
Возраст участников: 11–14 лет.
16.00. Космическая съемка Земли: улыбнитесь, вас снимают. Именно космические снимки дали понимание о глобальных процессах циркуляции атмосферы, геологической структуре планеты и формировании морских течений. Благодаря им сделаны многие географические открытия и найдены крупнейшие месторождения. О секретах и перспективах космической съемки мы и поговорим на мастер-классе.
Михаил Зимин, старший научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.
Возраст участников: 11–14 лет.
18.00. Мир минералов. Где добывают руду? Что общего у алмаза и графита? Золото дураков – оно существует? Вы даже не можете представить, какое количество минералов вы используете и видите каждый день.
Мастер-класс проведет Егор Зубков, младший научный сотрудник Института экспериментальной минералогии РАН.
Возраст участников: 11–14 лет.
19.00. Полезные ископаемые – секреты земных недр. Увлекательные истории о том, как в недрах нашей Земли ищут, добывают и перерабатывают полезные ископаемые. Интересные факты о крупнейших месторождениях золота, алмазов, драгоценных камней, а также металлах, которые мы используем в нашей повседневной жизни.
Мастер-класс проведет Егор Зубков, младший научный сотрудник Института экспериментальной минералогии РАН.
Возраст участников: 11–14 лет.
3 ноября
10.00. Мир минералов. Где добывают руду? Что общего у алмаза и графита? Золото дураков – оно существует? Вы даже не можете представить, какое количество минералов вы используете и видите каждый день.
Мастер-класс проведет Егор Зубков, младший научный сотрудник Института экспериментальной минералогии РАН.
Возраст участников: 11–14 лет.
12.00. Климатические опасности и прогнозы погоды. Как правильно читать прогнозы погоды, чтобы не ошибаться? Как их составляют? Какой будет климат Москвы в будущем и правда ли, что снежных зим больше не будет?
Обо всем этом расскажет Павел Константинов, старший преподаватель географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель метеорологического отдела Метеообсерватории МГУ, кандидат географических наук.
Возраст участников: 11–14 лет.
14.00. Пока нет доктора. Что делать в экстренной ситуации. Можно ли в походных условиях помочь человеку, получившему травму? Как правильно произвести иммобилизацию конечности и наложить повязку? Когда, как и на какое время накладывать жгут?
Обо всем этом расскажет Анна Симбирцева, врач-терапевт, научный сотрудник РНИМУ им. Пирогова.
Возраст участников: 7–10 лет.
16.00. Космическая съемка Земли: улыбнитесь, вас снимают. Именно космические снимки дали понимание о глобальных процессах циркуляции атмосферы, геологической структуре планеты и формировании морских течений. Благодаря им сделаны многие географические открытия и найдены крупнейшие месторождения. О секретах и перспективах космической съемки мы и поговорим на мастер-классе.
Михаил Зимин, старший научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.
Возраст участников: 11–14 лет.
18.00. Удивительные минералы. Превратимся в маленьких геологов и познакомимся с прекрасной наукой о земных породах, а также узнаем, что такое процессы геологической формации! На примере опытов и экспериментов ребята будут исследовать минералы, изучат природу камней и станут настоящими профи в области земных пород, а также самостоятельно создадут вулкан и сами вырастят настоящие кристаллы!
Мастер-класс проведет Виктория Черникова, руководитель проекта «Дети Эйнштейна».
Возраст участников: 7–10 лет.
19.00. Путешествие в космос. Почему земля круглая? Откуда на небе звёзды? И как выглядит невесомость? Познакомимся с космическими явлениями и откроем секреты, известные только космонавтам! А еще мы увидим движение метеороида, создадим комнатную комету, представим себя в роли космонавтов в невесомости и попробуем построить свой макет корабля или ракеты!
Мастер-класс проведет Виктория Черникова, руководитель проекта «Дети Эйнштейна».
Возраст участников: 7–10 лет.
4 ноября
10.00. Спасти человека. Основы сердечно-легочной реанимации. Как помочь человеку без сознания? Когда необходима сердечно-легочная реанимация и как ее правильно проводить?
Обо всем этом расскажет Сергей Симбирцев, врач-реаниматолог, научный сотрудник РНИМУ им. Пирогова.
Возраст участников: 7–10 лет.
12.00. Космическая съемка Земли: улыбнитесь, вас снимают. Именно космические снимки дали понимание о глобальных процессах циркуляции атмосферы, геологической структуре планеты и формировании морских течений. Благодаря им сделаны многие географические открытия и найдены крупнейшие месторождения. О секретах и перспективах космической съемки мы и поговорим на мастер-классе.
Михаил Зимин, старший научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.
Возраст участников: 11–14 лет.
14.00. Климатические опасности и прогнозы погоды. Как правильно читать прогнозы погоды, чтобы не ошибаться? Как их составляют? Какой будет климат Москвы в будущем и правда ли, что снежных зим больше не будет?
Обо всем этом расскажет Павел Константинов, старший преподаватель географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель метеорологического отдела Метеообсерватории МГУ, кандидат географических наук.
Возраст участников: 11–14 лет.
16.00. Мир минералов. Где добывают руду? Что общего у алмаза и графита? Золото дураков – оно существует? Вы даже не можете представить, какое количество минералов вы используете и видите каждый день.
Мастер-класс проведет Егор Зубков, младший научный сотрудник Института экспериментальной минералогии РАН.
Возраст участников: 11–14 лет.
18.00 Спасем Мировой океан. Дети познакомятся с проблемами экологии, а также узнают, каким образом сообщается между собой водная система Мирового океана! Ребята исследуют схему очистки поверхности воды от нефтяных разливов и опробуют методы, применяемые настоящими экологами! А еще мы узнаем о существовании льда из газа, увидим ныряющее яйцо, изготовим волны в помещении.
Мастер-класс проведет Виктория Черникова, руководитель проекта «Дети Эйнштейна».
Возраст участников: 7–10 лет.
19.00. Путешествие в космос. Почему земля круглая? Откуда на небе звёзды? И как выглядит невесомость? Познакомимся с космическими явлениями и откроем секреты, известные только космонавтам! А еще мы увидим движение метеороида, создадим комнатную комету, представим себя в роли космонавтов в невесомости и попробуем построить свой макет корабля или ракеты!
Мастер-класс проведет Виктория Черникова, руководитель проекта «Дети Эйнштейна».
Возраст участников: 7–10 лет.
5 ноября
10.00. Пока нет доктора. Что делать в экстренной ситуации. Можно ли в походных условиях помочь человеку, получившему травму? Как правильно произвести иммобилизацию конечности и наложить повязку? Когда, как и на какое время накладывать жгут?
Обо всем этом расскажет Анна Симбирцева, врач-терапевт, научный сотрудник РНИМУ им. Пирогова.
Возраст участников: 7–10 лет.
12.00. Космическая съемка Земли: улыбнитесь, вас снимают. Именно космические снимки дали понимание о глобальных процессах циркуляции атмосферы, геологической структуре планеты и формировании морских течений. Благодаря им сделаны многие географические открытия и найдены крупнейшие месторождения. О секретах и перспективах космической съемки мы и поговорим на мастер-классе.
Михаил Зимин, старший научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.
Возраст участников: 11–14 лет.
14.00. Климатические опасности и прогнозы погоды. Как правильно читать прогнозы погоды, чтобы не ошибаться? Как их составляют? Какой будет климат Москвы в будущем и правда ли, что снежных зим больше не будет?
Обо всем этом расскажет Павел Константинов, старший преподаватель географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель метеорологического отдела Метеообсерватории МГУ, кандидат географических наук.
Возраст участников: 11–14 лет.
16.00 Спасем Мировой океан. Дети познакомятся с проблемами экологии, а также узнают, каким образом сообщается между собой водная система Мирового океана! Ребята исследуют схему очистки поверхности воды от нефтяных разливов и опробуют методы, применяемые настоящими экологами! А еще мы узнаем о существовании льда из газа, увидим ныряющее яйцо, изготовим волны в помещении.
Мастер-класс проведет Виктория Черникова, руководитель проекта «Дети Эйнштейна».
Возраст участников: 7–10 лет.
18.00. Мир минералов. Где добывают руду? Что общего у алмаза и графита? Золото дураков – оно существует? Вы даже не можете представить, какое количество минералов вы используете и видите каждый день.
Мастер-класс проведет Егор Зубков, младший научный сотрудник Института экспериментальной минералогии РАН.
Возраст участников: 11–14 лет.
19.00. Удивительные минералы. Превратимся в маленьких геологов и познакомимся с прекрасной наукой о земных породах, а также узнаем, что такое процессы геологической формации! На примере опытов и экспериментов ребята будут исследовать минералы, изучат природу камней и станут настоящими профи в области земных пород, а также самостоятельно создадут вулкан и сами вырастят настоящие кристаллы!
Мастер-класс проведет Виктория Черникова, руководитель проекта «Дети Эйнштейна».
Возраст участников: 7–10 лет.
6 ноября
10.00. Климатические опасности и прогнозы погоды. Как правильно читать прогнозы погоды, чтобы не ошибаться? Как их составляют? Какой будет климат Москвы в будущем и правда ли, что снежных зим больше не будет?
Обо всем этом расскажет Павел Константинов, старший преподаватель географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель метеорологического отдела Метеообсерватории МГУ, кандидат географических наук.
Возраст участников: 11–14 лет.
12.00. Космическая съемка Земли: улыбнитесь, вас снимают. Именно космические снимки дали понимание о глобальных процессах циркуляции атмосферы, геологической структуре планеты и формировании морских течений. Благодаря им сделаны многие географические открытия и найдены крупнейшие месторождения. О секретах и перспективах космической съемки мы и поговорим на мастер-классе.
Михаил Зимин, старший научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.
Возраст участников: 11–14 лет.
14.00. Удивительные минералы. Превратимся в маленьких геологов и познакомимся с прекрасной наукой о земных породах, а также узнаем, что такое процессы геологической формации! На примере опытов и экспериментов ребята будут исследовать минералы, изучат природу камней и станут настоящими профи в области земных пород, а также самостоятельно создадут вулкан и сами вырастят настоящие кристаллы!
Мастер-класс проведет Виктория Черникова, руководитель проекта «Дети Эйнштейна».
Возраст участников: 7–10 лет.
15.00. Путешествие в Космос. Почему земля круглая? Откуда на небе звёзды? И как выглядит невесомость? Познакомимся с космическими явлениями и откроем секреты, известные только космонавтам! А еще мы увидим движение метеороида, создадим комнатную комету, представим себя в роли космонавтов в невесомости и попробуем построить свой макет корабля или ракеты!
Мастер-класс проведет Виктория Черникова, руководитель проекта «Дети Эйнштейна».
Возраст участников: 7–10 лет.
16.00. Мир минералов. Где добывают руду? Что общего у алмаза и графита? Золото дураков – оно существует? Вы даже не можете представить какое количество минералов вы используете и видите каждый день.
Мастер-класс проведет Егор Зубков, младший научный сотрудник Института экспериментальной минералогии РАН.
Возраст участников: 11–14 лет.
17.00. Полезные ископаемые: секреты земных недр. Увлекательные истории о том, как в недрах нашей Земли ищут, добывают и перерабатывают полезные ископаемые. Интересные факты о крупнейших месторождениях золота, алмазов, драгоценных камней, а также металлах, которые мы используем в нашей повседневной жизни.
Мастер-класс проведет Егор Зубков, младший научный сотрудник Института экспериментальной минералогии РАН.
Возраст участников: 11–14 лет.
Научные шоу
1 ноября
10.00. Самые точные карты Тридевятого царства. Откуда на старинных картах чудовища и где находится Вальгалла? Об истории развития картографии расскажет Сергей Корнеев, проект «Праздник науки».
11.00. Джеймс Кук и аскорбинка! Как химия спасала моряков. Сергей Корнеев, проект «Праздник науки».
13.00. «В свете есть иное диво». Ради чего путешественники собирались в смертельные экспедиции? Какие заокеанские товары изменили ход истории? Сергей Корнеев, проект «Праздник науки».
15.00. Самые точные карты Тридевятого царства. Откуда на старинных картах чудовища и где находится Вальгалла? Об истории развития картографии расскажет Сергей Корнеев, проект «Праздник науки».
17.00. Джеймс Кук и аскорбинка! Как химия спасала моряков. Сергей Корнеев, проект «Праздник науки».
19.00. «В свете есть иное диво». Ради чего путешественники собирались в смертельные экспедиции? Какие заокеанские товары изменили ход истории? Сергей Корнеев, проект «Праздник науки».
2–6 ноября
10.00. Глобальное потепление. Что такое глобальное потепление? Насколько в силах человеческих влиять на климатические процессы планеты Земля? Моделируем парниковый эффект и разбираемся, действительно ли все так плохо? Семен Ланцман, химик-экспериментатор, популяризатор науки.
11.00. Альтернативные источники энергии. Строим небольшую водородную электростанцию и узнаем, скоро ли наступит экологически чистое будущее? Семен Ланцман, химик-экспериментатор, популяризатор науки.
13.00. Ученые, которые накормили мир. Действительно ли удобрения, инсектециды и пестициды так опасны? Насколько реально жить "экологически чисто"? Семен Ланцман, химик-экспериментатор, популяризатор науки.
15.00. Глобальное потепление. Что такое глобальное потепление? Насколько в силах человеческих влиять на климатические процессы планеты Земля? Моделируем парниковый эффект и разбираемся, действительно ли все так плохо? Семен Ланцман, химик-экспериментатор, популяризатор науки.
17.00. Альтернативные источники энергии. Строим небольшую водородную электростанцию и узнаем, скоро ли наступит экологически чистое будущее? Семен Ланцман, химик-экспериментатор, популяризатор науки.
19.00. Ученые, которые накормили мир. Действительно ли удобрения так опасны? Насколько реально жить "экологически чисто"? Изготовляем опасные пестициды прямо на месте и кормим ими любимое комнатное растение. Семен Ланцман, химик-экспериментатор, популяризатор науки.
Лекции
1 ноября
10.00. Тайны ледниковых эпох. Что такое ледниковый период и сколько их было в истории Земли? Почему в отдельные эпохи огромные площади суши покрывались мощными толщами льда, а в другие ледниковые покровы таяли, уступая место буйной растительности? Сколько раз ледник был в Москве и откуда мы об этом знаем? Обо всем этом расскажет Юлия Кузнецова, научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.
12.00. Секреты Мирового океана. Сколько в океане еды? Что такое морская биосфера? Может ли океан прокормить человечество, много ли в нем еды и какой, где больше рыбы и почему? Обо всем этом расскажет Константин Соловьев, научный сотрудник Института океанологии имени П.П. Ширшова.
14.00. Бросок на Восток: вокруг России за 80 дней. Как самому спланировать и отправиться в длительное путешествие через всю Россию? Что с собой взять? Какие достопримечательности посмотреть? Как привлечь спонсоров и сделать свою поездку бюджетной? Обо всем этом расскажут географы и путешественники Сергей Пищулов и Никита Жоров.
16.00. Латинская Америка в исследованиях российских географов. В Латинской Америке побывали многие выдающиеся отечественные географы, в том числе Ф.П. Литке, О.Е. Коцебу, А.И. Воейков, Н.И. Вавилов. Но их вклад в изучение далёких латиноамериканских стран освещён пока недостаточно, многие факты, связанные с интереснейшими путешествиями, малоизвестны. Лекция посвящена исследованиям, которые проводились отечественными географами в Латинской Америке в XIX – первой половине XX века.Лекция Алексея Наумова, доцента географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидата географических наук.
18.00. Россия в едином мире. Каково место России в мире по совокупности базовых показателей – численности населения и его динамике до 2050 года, плотности населения, специфике миграционных процессов в мире и России, особенностям национального состава и его тенденциям, валовым и удельным показателям развития экономики и уровня жизни населения, структурным особенностям экономики страны и ее отдельных отраслей. Обо всем этом расскажет Галина Гладкевич, доцент географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.
19.00. Путешествовать самостоятельно: впечатления без посредников. Организация любой экспедиции или туристической поездки – сложная и трудоемкая, но интересная и увлекательная работа, которая может стать частью самого путешествия задолго до его начала. Что взять и от чего отказаться, что сделать заранее, а что – потом, куда отправиться и с чем вернуться – теоретические вопросы и практические ответы из личного опыта путешественников со стажем Сергея Ананьева и Екатерины Ложниковой.
2 ноября
10.00. Андское царство: земля древних королей и молодых вулканов. Здесь иной мир: на небосводе незнакомые южные звезды, а вода в воронке закручивается в другую сторону. Жители этих мест обожают пестрые краски карнавалов и до сих пор поклоняются древним богам на склонах вулканов. Вперед, по тропе инков, в затерянные среди Андийских вершин города, навстречу приключениям!В качестве проводника выступит Владимир Правоторов, географ, писатель, журналист.
12.00. Географическая детерминанта мировой истории. География – самый фундаментальный фактор внешней политики государств. А у России, как ни у одной другой страны, география может служить идеологией, национальной идеей и национальной гордостью. Юрий Голубчиков, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
14.00. Города, континенты, страны. Важные места и главные маршруты для самостоятельных путешествий. Ч то, где, когда и другие вопросы в пути. Индия, Непал, Китай, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Австралия, Новая Зеландия, США, Мексика, Перу, Боливия, Канада и другие популярные для путешествий страны. Важные моменты и малоизвестные факты, проверенные на себе. Сергей Ананьев, Екатерина Ложникова, путешественники со стажем.
17.00. Плов-ориентация: как путешествовать по Узбекистану. Узбекистан: древний и современный, хранящий мозаику многовековых тайн, с городами-маяками в песчаном море пустыни. Необыкновенно гостеприимный и совершенно ненавязчивый. Он определённо стоит того, чтобы потратить на него частичку своей жизни: не только найти незнакомое, но и открыть что-то новое в себе. Мария Кладовщикова, старший научный сотрудник Института географии РАН, кандидат географических наук.
18.00. Глобальные экологические проблемы. Канули в прошлое идеалистические представления о неисчерпаемости и бесплатности даров природной кладовой: запасы ресурсов Земли стремительно сокращаются. Экологические проблемы, которые еще недавно носили локальный характер, за столетие стремительно превратились в глобальные: нехватка пресной воды, исчезновение биологических видов, недостаток пахотных земель, проблемы опустынивания и эрозии, загрязнение водоемов и т. д. Татьяна Пузанова, ученый секретарь Московского центра Русского географического общества, кандидат географических наук.
19.00. Тайны ледниковых эпох. Что такое ледниковый период и сколько их было в истории Земли? Почему в отдельные эпохи огромные площади суши покрывались мощными толщами льда, а в другие ледниковые покровы таяли, уступая место буйной растительности? Сколько раз ледник был в Москве и откуда мы об этом знаем? Обо всем этом расскажет Юлия Кузнецова, научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.
3 ноября
10.00. Секреты Мирового океана. Сколько в океане еды? Что такое морская биосфера? Может ли океан прокормить человечество, много ли в нем еды и какой, где больше рыбы и почему? Обо всем этом расскажет Константин Соловьев, научный сотрудник Института океанологии имени П.П. Ширшова.
12.00. Реформы времени в современной России: взгляд географа. Какое количество часовых поясов экономически оправдано? Зачем нужно зимнее и летнее время? Как повлияют современные реформы времени на жизнь людей из разных частей страны? Какие экономические последствия они могут иметь? Как часовые пояса и их границы влияют на связь между разными регионами – разобщение или интеграция? Аркадий Тишков, профессор, заместитель директора института географии РАН, доктор географических наук.
14.00. Современное глобальное потепление в контексте сопоставления с изменениями климата в прошлом. Реальность современного глобального потепления. Палеоклиматические реконструкции. Изменения климата в истории Земли. Климатообразующие факторы планетарного и регионального масштаба. Природа современных изменений климата. Климатический прогноз. Александр Кислов, профессор географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор географических наук.
16.00. Вулканический рельеф Земли и планет. Земля и ближайшие небесные тела отличаются широчайшим разнообразием форм вулканического рельефа: от гигантских базальтовых щитов до высокогорных слоистых вулканов (стратовулканов) и от планетарного размаха лавовых покровов до грандиозных кальдер взрыва и обрушения. Помимо земных наибольший интерес вызывают вулканические комплексы Луны, Венеры, Марса, а также Ио, спутника Юпитера. Андрей Лукашов, профессор географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор географических наук.
18.00. Московский столичный регион – контрасты управления и территориального развития. Москва – столица России – "за" и "против". Современная Москва – крупнейший по территории мировой город.
Развитие мегаполиса и нерешенные экологические проблемы. Михаил Казьмин, доцент географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.
19.00. Катастрофы в истории Земли и человека. Чем являемся мы для Вселенной? Благодаря чему возможна жизнь на Земле? Для чего погибли мамонты? Эволюционизм или катастрофизм? Кто мы – хаотическая песчинка на краю бездушной Вселенной среди ее множества обитаемых миров или все мироздание вращается для нас? Все яснее вырисовывается катастрофическая и, вероятно, антислучайная картина истории планеты. Юрий Голубчиков, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат географических наук.
4 ноября
10.00.Геологоразведка: от каменного века до наших дней. История развития нашей цивилизации начинается с момента использования человеком первого полезного ископаемого и с тех пор самым тесным образом связана с освоением недр. Добыча и обработка металла стимулировали развитие земледелия, ремесла, строительства и военного дела, а современная геополитика во многом определяется распределением энергетических ресурсов и рыночными ценами на сырьё. В тени всех этих процессов находится геологоразведка, о которой и пойдёт речь. Леонид Серов, геолог-исследователь, PhD.
12.00. Рельеф дна Мирового океана: горы и равнины на морском дне. Как и зачем изучают рельеф морского дна. Как на дне океана образовались срединно-океанические хребты и глубоководные впадины - формы рельефа, не имеющие аналогов по размеру на суше? Что происходит на дне Мирового океана: природные опасности, которые таятся в морских глубинах. Екатерина Еременко, старший научный сотрудник географического факультета МГУ, кандидат географических наук.
14.00. Неживая живая земля. Как часто мы не замечаем того, что у нас под ногами. Ежедневно мы ходим по поверхности почти живого организма и даже не задумываемся о том, что эта тоненькая оболочка Планеты каждую секунду дышит, растет, перемещается, приносит новую жизнь, развивается и даже умирает. Она обладает памятью, сохраняя в себе реликты древних эпох и современной истории человечества. Это целый мир, в котором живое и неживое тесно переплетается друг с другом, постоянно взаимодействует и трансформируется. Андрей Жидкин, научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.
17.00. Италия и итальянцы. Вызовы экономического кризиса и политический дисбаланс, верность традициям и легендарное dolce far niente, отношение к еде и движение slow food, города-музеи и феномен campanilismo, итальянская семья и эффект Берлускони. Дина Назарова, филолог, журналист, лектор «Умной Москвы».
18.00. Кругосветное путешествие - теория и практика. 83900 км по воздуху, 23700 км на автобусах, поездах и автомобилях, около 2000 – на мотоциклах и скутерах, 500 км на велосипедах и 150 – на паромах, огромное количество километров пешком и даже на тобоггане - съездить вокруг света и вернуться домой. Путешествие, организованное без спонсоров, посредников и агентств. Как это у нас получилось и что мы там видели – рассказы, картинки, поучительные моменты. Скучно не будет – гарантируем. Сергей Ананьев, Екатерина Ложникова, путешественники со стажем.
19.00.Геологоразведка: от каменного века до наших дней. История развития нашей цивилизации начинается с момента использования человеком первого полезного ископаемого и с тех пор самым тесным образом связана с освоением недр. Добыча и обработка металла стимулировали развитие земледелия, ремесла, строительства и военного дела, а современная геополитика во многом определяется распределением энергетических ресурсов и рыночными ценами на сырьё. В тени всех этих процессов находится геологоразведка, о которой и пойдёт речь. Леонид Серов, геолог-исследователь, PhD.
5 ноября
10.00.Геологоразведка: от каменного века до наших дней. История развития нашей цивилизации начинается с момента использования человеком первого полезного ископаемого и с тех пор самым тесным образом связана с освоением недр. Добыча и обработка металла стимулировали развитие земледелия, ремесла, строительства и военного дела, а современная геополитика во многом определяется распределением энергетических ресурсов и рыночными ценами на сырьё. В тени всех этих процессов находится геологоразведка, о которой и пойдёт речь. Леонид Серов, геолог-исследователь, PhD.
12.00. Кенийское сафари. Чем примечательно сафари в Кении и почему именно сюда имеет смысл лететь, чтобы увидеть настоящую африканскую природу. Какие национальные парки непременно стоит посетить и на какие нюансы следует обратить внимание для удешевления поездки. Александр Волков, постоянный автор журнала "Наука и Жизнь", профессиональный гид и организатор этнографических экспедиций, кандидат биологических наук.
14.00. Япония: страна и люди. Япония — это страна традиций и современного научно-технического прогресса. Экологические кризисы и землетрясения, проблема долгожителей и «тихие революции», основные проблемы и перспективы японской экономики и общества. Ирина Тихоцкая, доцент географического факультета МГУ, кандидат экономических наук.
16.00. Индия: из древности в эпоху технопарков. Индия - это огромная территория, которую географы иногда именуют субконтинентом. За Индией тянется длинный исторический шлейф: возраст цивилизации насчитывает ни много, ни мало пять тысячелетий. У разных народов, населяющих Индию, сложилось особое мировосприятие, в основе которого лежит всепроникающая система индуизма, подчинившая себе социальную структуру, культуру и поведение большинства индийцев. Нина Алексеева, доцент географического факультета МГУ, кандидат географических наук.
18.00. Рельеф дна Мирового океана: горы и равнины на морском дне. Как и зачем изучают рельеф морского дна. Как на дне океана образовались срединно-океанические хребты и глубоководные впадины - формы рельефа, не имеющие аналогов по размеру на суше? Что происходит на дне Мирового океана: природные опасности, которые таятся в морских глубинах. Екатерина Еременко, старший научный сотрудник географического факультета МГУ, кандидат географических наук.
19.00. Бык в испанской национальной картине мира. Бык как один из ключевых испанских культурных кодов: история и символика. Феномен корриды и его отражение в национальном сознании, языке и культуре Испании. Коррида как эротическая метафора. Нина Соловьева, доцент НИУ ВШЭ, каднидат филологических наук.
6 ноября
10.00. Тайны ледниковых эпох. Что такое ледниковый период и сколько их было в истории Земли? Почему в отдельные эпохи огромные площади суши покрывались мощными толщами льда, а в другие - ледниковые покровы таяли, уступая место буйной растительности? Сколько раз ледник был в Москве и откуда мы об этом знаем? Юлия Кузнецова, научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.
11.00. Неживая живая земля. Как часто мы не замечаем того, что у нас под ногами. Ежедневно мы ходим по поверхности почти живого организма и даже не задумываемся о том, что эта тоненькая оболочка Планеты каждую секунду дышит, растет, перемещается, приносит новую жизнь, развивается и даже умирает. Она обладает памятью, сохраняя в себе реликты древних эпох и современной истории человечества. Это целый мир, в котором живое и неживое тесно переплетается друг с другом, постоянно взаимодействует и трансформируется. Андрей Жидкин, научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.
12.00. Путешествие по Океании. Как достаточно дешево самостоятельно попасть в этот регион нашей планеты, на какие острова и государства следует обратить внимание. И ради чего стоит посетить Океанию, если Таиланд и ближе и дешевле. Александр Волков, постоянный автор журнала "Наука и Жизнь", профессиональный гид и организатор этнографических экспедиций, кандидат биологических наук.
14.00. Рельеф дна Мирового океана: горы и равнины на морском дне. Как и зачем изучают рельеф морского дна. Как на дне океана образовались срединно-океанические хребты и глубоководные впадины - формы рельефа, не имеющие аналогов по размеру на суше? Что происходит на дне Мирового океана: природные опасности, которые таятся в морских глубинах. Екатерина Еременко, старший научный сотрудник географического факультета МГУ, кандидат географических наук.
16.00. Китайское экономическое чудо: продолжение следует? Китай – одна из стран, удививших весь мир своим стремительным взлетом на рубеже XX-XXI вв. Вторая экономика мира, обладающая огромными золотовалютными резервами, крупнейшая торговая и промышленная держава, «мировая фабрика»… Что же позволило Китаю совершить этот скачок? Какую роль сыграла экономическая государственная политика? Имел ли значение особый менталитет китайцев, их трудолюбие и послушание? Но главный вопрос – что же дальше?Елена Самбурова, доцент географического факультета МГУ, кандидат географических наук.
17.00. Секреты мирового океана. Сколько в океане еды? Что такое морская биосфера? может ли океан прокормить человечество, много ли в нем еды и какой, где больше рыбы и почему? Константин Соловьев, научный сотрудник Института океанологии имени П.П. Ширшова.
Научные бои
Лучшие студенты и аспиранты географы сойдутся на нашем научном ринге, чтобы посоревноваться в умении популяризировать науку. За 10 минут нужно рассказать о своей научной работе так, чтобы Вы отдали именно этому выступающему свой голос.
2 ноября, 15.00
4 ноября, 15.00
Интеллектуальные игры для детей
«Своя игра», «Верю-не верю», «Кто хочет стать миллионером» и другие веселые состязания. По географии и не только.
1 ноября. 11.00 (7-10 лет), 13.00 (11-14 лет), 15.00 (7-10 лет), 17.00 (11-14 лет).
2 ноября. 11.00 (7-10 лет), 13.00 (11-14 лет), 15.00 (7-10 лет), 17.00 (11-14 лет).
3 ноября. 11.00 (7-10 лет), 13.00 (11-14 лет), 15.00 (7-10 лет), 17.00 (11-14 лет).
4 ноября. 11.00 (7-10 лет), 13.00 (11-14 лет), 15.00 (7-10 лет), 17.00 (11-14 лет).
5 ноября. 11.00 (7-10 лет), 13.00 (11-14 лет), 15.00 (7-10 лет), 17.00 (11-14 лет).
6 ноября. 11.00 (7-10 лет), 13.00 (11-14 лет).
Интеллектуальные игры для взрослых
«Своя игра», «Верю-не верю», «Кто хочет стать миллионером» и другие веселые состязания. По географии и не только.
1 ноября. 11.00, 13.00, 15.00, 17.00.
2 ноября. 11.00, 13.00, 16.00.
3 ноября. 11.00, 13.00, 15.00, 17.00.
4 ноября. 11.00, 13.00, 16.00.
5 ноября. 11.00, 13.00, 15.00, 17.00.
6 ноября. 13.00, 15.00.
Географический квест «Русские первопроходцы»
Ежедневно, 10.00-20.00