Маленькая творческая лаборатория столичного парка "Зарядье". В классе – по-настоящему школьная тишина, которую изредка нарушает стук деревянных лепных лопаточек и лёгкий свист. За длинным столом дети и взрослые заняты кропотливым делом: они сосредоточенно лепят из глины маленькие керамические свистульки. Совсем скоро у каждого в руках "запоёт" национальная юрьевская игрушка – тетёрка. "Вы раньше занимались керамикой? У вас так прекрасно получается!" – восклицает одна из участниц занятия, обращаясь к соседу по левую руку. Так увлечённо прошёл гончарный мастер-класс, который состоялся в рамках IV Фестиваля Русского географического общества.
Юрьевская керамика – один из традиционных промыслов Задонского района Липецкой области. В XIX веке он славился на весь уезд, а в веке XX канул в небытие. Силами современных мастеров юрьевское гончарное дело удалось возродить, и сегодня оно считается культурным достоянием Липецкой земли. Некогда забытую, но восстановленную буквально по осколкам технику смогли освоить гости IV Фестиваля РГО. Руководитель практического занятия, мастер по традиционной юрьевской керамике Елизавета Касате рассказала, чем примечателен этот вид декоративно-прикладного искусства.
Промысел, о котором забыли: что мы знаем о нём сейчас?
Небольшое село Юрьево находится в 25 километрах от липецкого Задонска. Ранее оно считалось гончарной столицей Воронежской губернии. Именно здесь в конце XVIII – начале XIX века зародилась юрьевская керамика. Гончарный промысел в Юрьеве считался одним из самых крупных в Задонском уезде. По воспоминаниям местных жителей, в 1902 году в селе действовали 87 гончарных мастерских. О масштабах производства говорит и тот факт, что в том же 1902-м юрьевские мастера принимали участие в первой Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге. Однако к середине XX века промысел начал угасать. Ему на смену пришло массовое производство. Да и мастеров уже не осталось: в 60-х годах умер последний потомственный гончар. Так крупнейший задонский промысел временно ушёл в забытье.
Эпоха Возрождения
Новый виток истории юрьевского гончарного дела начался в 2013–2014 годах. Тогда сотрудники Задонского краеведческого музея под руководством мастера Александра Алёхина организовали исследования в окрестностях сельской улицы Плант. Повод у них был весомый: местные жители время от времени находили там фрагменты гончарной посуды из белой, серой глины, грузила для рыбной ловли, игрушки, свистульки в форме птичек и животных. Их поиски увенчались не просто успехом, а, по сути, вторым днём рождения юрьевского гончарного дела.
Учёным удалось обнаружить фрагменты посуды и игрушек, архивные данные о развитии промысла и сохранившиеся горны для обжига. Что удивительно – найденные при раскопках свистульки, пролежав в земле более 100 лет, сохранили способность воспроизводить звук. Именно благодаря этим находкам специалистам удалось восстановить некогда забытую технологию юрьевской керамики.
Посудная индустрия
Елизавета Касате:
"Благодаря усилиям учёных и мастеров на сегодняшний день известно около 50 различных видов юрьевской посуды. Среди них, к примеру, – горшки, махотки, кувшины, подойники, квашни, чашки и тазы, диаметр которых мог достигать 1,5 метра. Для их производства использовалась белая, красная, желтая или золотистая местная глина".
Юрьевская керамика отличалась незатейливым узором. Посуда и игрушки обычно украшались полосатым или волнообразным орнаментом. Отдельные части керамических изделий были подчёркнуты простыми "цепочными" рисунками. Несмотря на свою простоту, посуда выглядела довольно празднично и нарядно.
Готовое изделие обжигалось в горне. По юрьевской традиции гончарный круг обычно устанавливался в доме, а горн для обжига – за огородом. Нередко гончарная печь служила не одному поколению мастеров. Именно такой горн был обнаружен во время экспедиции 2013–2014 годов. Последним его хозяином стал известный юрьевский потомственный гончар Семён Комов. Он же и стал одним из последних хранителей знаний о гончарном деле села Юрьева.
Самая весенняя игрушка
Аналогов юрьевской игрушки в мире нет. Так же, как и посуду, её отличает лаконичность исполнения. Да и сюжеты игрушек довольно просты: в арсенале мастеров – птицы-свистульки, фигуры разных животных, дудочки и даже погремушки. Всего – порядка 30 видов. Но самое удивительное кроется именно в их простоте.
Одной из самых распространённых фигурок считается керамическая свистулька в виде птицы-тетёрки – так называемая юрьевская тетёрочка. По традиции такие игрушки лепили для встречи весны: вместе с глиняной фигуркой люди выходили на улицу и свистели, словно зазывая тепло. Именно такую игрушку смогли изготовить участники мастер-класса в "Зарядье".
Елизавета Касате:
"Лепится эта игрушка довольно просто. Из глиняного шарика лепим лепёшку, а затем – пельмень. В нём образуется воздушная прослойка – задел для будущего свистка. Потом вытягиваем шейку, хвостик птички, вылепливаем ей крылышки и гребнем наносим на заготовку рисунок. На брюшке изображалось солнце – символ скорой весны. Это очень "тёплая" игрушка – свистишь в неё, поёшь, и настроение поднимается".
Познакомиться с этой и другими техниками декоративно-прикладного искусства народов России можно на IV Фестивале Русского географического сообщества до 22 сентября. С утра до вечера гостей мероприятия ждут встречи со знаменитыми учёными, путешественниками и артистами, кинопоказы, увлекательные мастер-классы для всей семьи, выступления национальных коллективов, выставки, викторины с призами и многое другое.
С программой Фестиваля можно ознакомиться здесь.
Ася Стародубцева