На "Верфи поморского судостроения" на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова полным ходом идут работы по строительству поморской шхуны. Новое судно будет около 20 м в длину, 6,5 м в ширину, водоизмещением около 45 т. Разместиться на нем смогут 10 отважных мореходов. Мечта энтузиастов – на новой старой шхуне покорить Арктику.
Партнёры проекта "Поморская шхуна": правительство Архангельской области, Норвежский Баренцев Секретариат, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Северный морской музей, Кенозерский национальный парк, Русское географическое общество.
Первым делом изготавливают поперечный набор – 35 шпангоутов. Размер одного шпангоута – 6х4 м. Вес – до 300 кг. Для выклейки используется доска северной сосны.

Фото предоставлено Архангельским областным отделением РГО
"Такой тип судна – с длинным килем, с очень большим количеством шпангоутов – был распространён в Северной Норвегии и в Поморье, – говорит руководитель проекта "Поморская шхуна" верфи "Товарищество поморского судостроения" Евгений Шкаруба. – Подобные суда у нас уже давно не строятся, пропали навыки, пропала технология, и нам пришлось выйти на норвежских специалистов".
В Норвегии старинная технология постройки судов сохранилась до наших дней. Поэтому первые шпангоуты поморской шхуны пригласили сделать специалистов-судостроителей из Морского музея-верфи Северной Норвегии Ивара Хофландсдала и Эндре Лунда.
"В Норвегии есть несколько компаний, которые занимаются восстановлением старых судов, – отметил Эндре Лунд. – Государство выделяет деньги, чтобы поддерживать традиции. В Архангельске мы уже второй раз, нравится работать с единомышленниками, и сами тоже здесь чему-то учимся".

Фото предоставлено Архангельским областным отделением РГО
Норвежские партнёры уже провели открытые мастер-классы для всех желающих. Участники мастер-класса научились выбирать и подготавливать материал, делать разметку – переносить чертёж на монтажный стол, клеить шпангоуты, высчитывать линии малковки, переносить их на шпангоут и малковать склеенный шпангоут.
Новое судно будет построено в Архангельске за четыре года и положит начало строительству линейки малых туристических и научных судов Арктики.