Советские и американские военные летчики в начальной точке Алсиба. Фото: экспедиционные архивы РГО
3 декабря в Российском центре культуры в Вашингтоне откроется выставка «Возвращая память о героях войны», которая покажет историю совместных боевых действий Америки и России на суше и в море. Лопасти самолета С-47, радиоприемник «Вентура», 3D-модель затонувшей в ходе боевых сражений подлодки «Ваху — рассказываем, что увидят посетители экспозиции.
Выставка освещает три ключевых сюжета: перегон самолетов по воздушной трассе Аляска — Сибирь, боевые действия армии США против Японии на Камчатке, а также морские сражения.
— Логично было организовать эту выставку в 2025 году, когда мы отмечаем 80 лет Победы, Год защитника Отечества, 180-летие Русского географического общества, — отметил Первый заместитель Исполнительного директора РГО Илья Гуров. — Уже пять лет мы активно работаем над сохранением нашего общего с Америкой исторического наследия. С 2021 по 2023 год проходили исследования трассы Аляска — Сибирь, с 2021 года ученые и поисковики обследуют места падений американских самолетов во время боевых действий армии США против Японии на Камчатке. Результаты подъема самолетов США на Камчатке планировалось включить в программу официального визита президента Америки в 2020 году. Пандемийные ограничения внесли коррективы, визит не состоялся, но идея получила развитие. Сегодня партнерство должно стоять выше политической конъюнктуры. Это напоминание о том, что Россия и США могут быть союзниками, сохраняя мир для будущего.
3D-модель подлодки «Ваху», погибшей в проливе Лаперуза
В 1943 году командование подлодкой «Ваху» (SS-238) принял капитан Дадли Мортон. Он применял дерзкую тактику: атаковал с малых дистанций, наблюдая за целью через перископ. Наблюдение и расчеты Мортон поручал старшему помощнику — лейтенанту Ричарду О’Кейну. За год субмарина потопила 20 кораблей, но погибла в конце 1943-го.
Место ее гибели было обнаружено случайно в 2006 году морским поисково-исследовательским центром Тихоокеанского флота «Искра». В 2023 году специалисты фонда «Люди моря» провели фотограмметрию корпуса подлодки и создали ее 3D-модель, которую будет продемонстрирована на интерактивных панелях в Вашингтоне.
Архивные кадры «Ваху». Фото: пресс-служба фонда «Люди моря»
— Значимой частью экспозиции станет история подводной лодки «Ваху», которую мы обследовали в ходе комплексной экспедиции «Русские помнят», — отметил президент фонда «Люди моря» Артем Мельников. — На основе полученных данных фондом была создана детальная трехмерная модель, которая представлена в открытом доступе на портале о морском наследии «Россия — от моря до моря». Подобные проекты важны не только для науки и музейной работы, но и на геополитическом уровне.
Лопасти самолетов Второй мировой войны
С 2021 года РГО и Минобороны России проводят на Дальнем Востоке поисковую экспедицию — исследуют места падений самолетов времен Второй мировой войны. Эти машины стали свидетелями сражений между авиацией США и Японии на Тихоокеанском театре военных действий. На Камчатке обнаружены и частично идентифицированы пять американских бомбардировщиков: «Либерейтор», две «Вентуры», «Митчелл», «Бостон». В 2023 году на дне озера Витаминное был обнаружен советский истребитель P-63 «Кингкобра» производства США. По программе ленд-лиза СССР получил 2397 таких истребителей — 72% от общего выпуска. Советские летчики ценили «Кингкобру» за теплую кабину, отличную радиостанцию и феноменальную живучесть. В 2025 году самолет подняли из озера Витаминное и транспортировали в Москву. На выставке представлены артефакты, которые специалисты нашли в самолетах: радиоприемник и кислородный баллон из «Вентуры».
Фрагменты самолетов, найденных на трассе Аляска — Сибирь
Воздушный маршрут Аляска — Сибирь использовался для перегона самолетов по ленд-лизу. Герои-летчики и местные жители, которые строили и обслуживали аэродромы Алсиба, работали в тяжелейших условиях. В советское время история воздушной трассы была закрытой для изучения. Постсоветские исследования носили в основном кабинетный характер. В итоге спустя почти 80 лет с даты открытия маршрута исторические аэродромы были не изучены, а точные координаты мест крушения самолета до сих пор неизвестны.
С 2021 по 2023 год экспедиция РГО, передвигаясь с востока на запад, обследовала 20 аэродромов. Полевые работы начались с чукотских аэродромов, потом продолжились в Магаданской области, Республике Саха (Якутия) и Иркутской области. Специалисты изучили техническое состояние аэродромов, проанализировали перспективы их дальнейшего использования по прямому назначению, а также в качестве музеев под открытым небом. Вблизи исторических взлетно-посадочных полос поисковики обнаружили фрагменты самолетов, автомобилей, тракторов, прожекторов и другие объекты. Память погибших летчиков была увековечена: на местах их гибели установлены памятные знаки, отданы воинские почести и возложены венки.
На выставке «Возвращая память о героях войны» представлены реплики фрагментов самолетов, которые были найдены по маршруту трассы Алсиб. Это самолет С-47 «Дуглас» старшего лейтенанта Евгения Герасимова, бортовой номер 25644. 28 августа 1943 года произошла катастрофа в 50 км от поселка Эгвекинот (предгорье Золотого хребта): при пробивании облачности на снижении самолет врезался в сопку. Это привело к столкновению с сопкой и гибели всех четырех членов экипажа: командира корабля, второго пилота младшего лейтенанта Николая Петухова, младшего воентехника Никодима Кутилина и сержанта Петра Оконечникова. Погибшие были похоронены в поселке Эгвекинот.
Подготовка к выставке. Фото предоставлено организаторами
— Экспозиция представляет лишь небольшую часть той большой исследовательской работы, которая сделана и будет продолжаться дальше, — отметил директор Центра современной истории Иван Анохин. — Каждый год мы находим новые архивные документы и определяем перспективные места для полевых исследований. История Второй мировой войны, в том числе ее общие страницы для России и США, по-прежнему полны белых пятен, которые мы вместе заполняем шаг за шагом.
Еще один артефакт — фрагмент киля самолета С-47 «Дуглас», бортовой номер 22398, который потерпел крушение 25 ноября 1943 года. Пилотом был Федор Пономаренко. Все члены экипажа погибли и были похоронены в Якутске. Самолеты типа «Дуглас» возили дипломатическую почту, правительственные делегации, запчасти к авиатехнике, стратегические грузы. Они были лидеровщиками, ведя за собой группы истребителей и прокладывая им маршрут.
Покажут на выставке и лопасть транспортного самолета «Дуглас» С-47. Он разбился в мае 1943 года, немного не долетев до аэродрома Уэлькаль. Экипаж C-47 состоял из трех летчиков, командовал им лейтенант Евгений Спиридонов. Самолет был обнаружен сразу после падения. Погибли все члены экипажа: командир корабля старший лейтенант Спиридонов, бортовой авиатехник Константин Кожухов и бортрадист Александр Пехота. Они были похоронены в поселке Уэлькаль.
Памятник летчикам Алсиба в городе Фэрбенксе на Аляске. Фото: Анатолий Кочнев
Выставка организована РГО, фондом «Люди моря» и Центром современной истории при поддержке посольства России в США и будет работать в течение трех дней.
