11 декабря отмечается Международный день гор. В честь этого события мы решили напомнить о забытой экспедиции на самую высокую гору Европы – Эльбрус (5642 м.).
Экспедицию на Эльбрус летом 1829 года организовал командующий войсками на Кавказской линии, в Черномории и Астрахани, начальник Кавказской области генерал от кавалерии Георгий Эммануэль.
Георгий Арсеньевич Эммануэль родился 2 апреля 1775 года в Банате (область в Юго-Восточной Европе), в городе Вершице.
Он служил подпоручиком в дворянской Венгерской гвардии, но через два года, в 1797 году, перешёл на службу российскому правительству. Принимал активное участие в сражениях с французами, был несколько раз ранен, награждён орденом Св. Георгия IV степени за сражение при Бородино 24 августа, орденом Св. Анны I степени, орденом Св. Александра Невского. Король прусский наградил его орденом Красного Орла II степени.
22 сентября 1826 года Георгий Эммануэль вступил в должность командующего войсками на Кавказской линии, в Черномории и Астрахани, начальника Кавказской области. За время нахождения на этом посту (1826–1831) успел совершить несколько значимых для Кавказа дел.
В феврале 1827 года без употребления над ними силы оружия приняли присягу и подданство России балкарские общества, за что генерала Эммануэля наградили орденом Св. Александра Невского[1].
С целью сближения кавказских народов с Россией по просьбе Эммануэля в мае 1828 года был сформирован известный Лейб-гвардии Кавказский горский полуэскадрон[2], вошедший в Собственный Его Императорского Величества Конвой.
В апреле 1828 года Россия объявила войну Турции. В ответ отряд так называемых закубанцев под командованием Магомет-Аги совершил рейд по Кавказской линии, сжёг селение Незлобное и через карачаевские земли вернулся за Кубань. Тогда командующий Кавказской линией принял решение покорить карачаевцев.
20 октября 1828 года генерал Эммануэль выступил в боевом порядке к жилищам карачаевцев и, вступив в бой в семь часов утра, закончил его ближе к семи часам вечера. На следующий день, 21 октября, дав карачаевцам возможность осознать безвыходность своего положения, он дождался прихода к нему парламентёра из аула Карт-Джурт и уверил его, что не причинит вреда, если они покорятся Российской империи.
22 октября правитель карачаевского народа Вали Ислам Крымшамхалов и все старшины принесли присягу и подали прошение о принятии их в подданство России.[3]
Война с турками продолжалась. Русские войска осаждали крепость Анапа. Было необходимо удержать Кавказскую линию и предотвратить военные действия черкесов, союзничающих с турками. Тогда Эммануэль предложил начальнику Генерального штаба Его Императорского Величества провести военно-научную экспедицию к подножию горы Эльбрус. Это позволяло войти войскам в сопредельные с Кавказской линией земли и продемонстрировать военную силу, не спровоцировав горцев, провести разведку троп, а также выяснить больше о наличии полезных ископаемых.
"…предположив будущим летом обозрение самые ближайшие окрестности Эльбруса, как и Кинжал Гору на Малке содержащим в сих большое количество свинца, и из которых Горские народы извлекают оного большими кусками для военных потребностей; а как полагать можно что в Окрестности Сего феномена должны скрываться и другие Сокровища то я считаю не бесполезным, если для открытия сих источников было к тому времени, как удобнейшему во весь год присланные Чиновники по сей части сведущие, как то минералогия и тому подобные. Очень доведя до Сведения вашего Сиятельства буду иметь честь ожидать разрешения"[4].
Из письма Эммануэля графу Дибичу от 29 декабря 1928 г.
После согласований с различными ведомствами император Николай I утвердил решение об экспедиции к Эльбрусу. По его указанию руководителем научной группы назначили члена Академии Наук Адольфа Купфера. С ним отправились адъюнкт Академии Ленц для физики, адъюнкт Дерптского университета Мейер для ботаники и Менетрие, хранитель Зоологического кабинета Академии. По распоряжению Горного департамента Луганским литейным заводом был командирован как геолог чиновник 8-го класса Вансович. Общее руководство экспедицией было возложено на генерала Эммануэля.
26 июня (8 июля по н.ст.) Георгий Арсеньевич с академиками выдвинулся из Горячеводска в сопровождении 350 казаков, 650 пехотинцев и двух трёхфунтовых орудий к Эльбрусу.
Из первых уст, Адольф Купфер:
"Целью этой экспедиции был сбор точных сведений о строении края, о высоте гор его пересекающих, о направлении и глубине долин, об изобилии древесины, пастбищ, руд и иных продуктов и нахождение надлежащих позиций для военной линии, что обезопасит навсегда жителей равнины от набегов горцев; в то же время генерал желал продемонстрировать этим народам, любящим войну, что их скалы, и их узкие ущелья, их горные реки и их снега отнюдь не являются непреодолимыми препятствиями для таких солдат, привычных, как и они, ко всякого рода тяготам.
Видно, что экспедиция генерала Эммануэля была вызвана мудрой осмотрительностью; эмиссары Оттоманской Порты возбуждали бодрость врагов России и собирались втянуть в своё предприятие черкесские народы, уже принесшие России присягу на верность; буря возможно разразилась бы, если бы уверенность, с коей генерал ступил на их территорию, не принудила замечать крикливых недоброжелателей… С этой точки зрения экспедиция заслуживала уже достаточно, дабы привлечь внимание правительства; но генерал хотел еще привлечь внимание Европы, обратившись к Академии, дабы пригласить её употребить с пользой для наук оказию, впервые представлявшуюся и более в скором будущем невозможную"[5].
Через день, во время стоянки у форта "Каменный мост" на реке Малка (современное селение Каменномостское, Кабардино-Балкарская Республика), к Эммануэлю прибыли две депутации: от урусбиевцев во главе с Мырза-Кулом и карачаевцев во главе с Крымшамхаловым. Он успокоил их, сказав, что прибыл с научными целями. На следующий день к экспедиции присоединился отряд Кучука Жанхотова, князя Большой Кабарды, чтобы сопровождать командующего Кавказской линией, так как его маршрут проходил по территории Кабарды. Представители урусбиевцев и карачаевцев сопровождали Эммануэля до границ своей территории, а Кучук Жанхотов – до возвращения экспедиции в Горячеводск. 4 июля к исследователям присоединился Жан-Шарль де Беш – сотрудник журнала "Хроника иностранной литературы", этнограф, автор "Грамматики тюркского языка", приехавший в Россию для изучения этногенеза венгров и тюркских народов Кавказа.
Погода до 8 июля стояла ненастная: частые дожди и туманы затрудняли продвижение экспедиции. Но сбор сведений не прекращался. С 5 по 7 июля обнаружили уголь, образцы минералов. В это же время к генералу Эммануэлю приезжал ногайский владетель закубанских аулов Атакай Мансуров с людьми, который, узнав о целях экспедиции, вскоре покинул лагерь. 7 июля к вечеру погода стала проясняться, и на следующий день колонна продолжила путь к подножию Эльбруса. О трудностях перехода Беш пишет: "Мы медленно, шаг за шагом, продвигались вперед. Мырза-Кул шёл во главе колонны, за ним – командующий Эммануэль и я. Через каждые 10 шагов надо было останавливаться, чтобы набрать воздух в легкие. Мырза-Кул, этот любезный старик, порой выкрикивал ободряющие слова"[6]. Экспедиция оставила кухню, лошадей, верблюдов и пушки и продвинулась к истоку Малки. Генерал Эммануэль 9 июля объявил, что тот, кто первым взойдёт на вершину Эльбруса, получит 100 рублей серебром, второй – 50, а третий – 35. 10 июля (22 по н.ст.) начался штурм горы. О том, как прошёл этот день, написали несколько участников экспедиции: генерал Эммануэль, академик Купфер, поручик Щербачев, Беш, Ленц. В газете "Тифлисские ведомости" автор заметки "Экспедиция к Эльборусу" А. Щ-в[7], наблюдавший из лагеря за восхождением, писал: "Утренний мороз много им способствовал, и они продвигались довольно успешно; но чем далее, тем шествие их становилось медленнее, ибо снег таял от солнца и обрушивался под ногами. Наконец стали они довольно часто останавливаться для отдыха и растянулись на небольшие отделения. Мы, оставшиеся в лагере, с крайним любопытством наблюдали медленное шествие сих странников. К 9 часам утра прошли гораздо более половины горы, расположились они за скалами отдыхать и скрылись от нас совершенно. Спустя час времени явился из-за скалы один только человек и стал подвигаться довольно твердыми шагами к вершине Эльбруса…
Приблизившись к самой вершине, он исчез между скалами. Долго каждый из зрителей с нетерпеливым участием ждал его появления; как вдруг около 11 часов увидели мы сего смельчака на самой вершине Эльбруса. Ружейная стрельба, гром музыки и хор песельников торжественно огласил воздух при радостных восклицаниях всего стана о столь необыкновенном событии. До самого вечера мы были в недоумении, кто был сей первый из смертных, взошедший на вершину высочайшей из гор Кавказского хребта, считавшуюся доныне неприступной. По возвращении наших путешественников мы узнали, что удалец, решившийся один взобраться на самую высокую точку Эльбруса и тем доказавший возможность сие исполнить, был один из вольных кабардинцев, бывший прежде пастухом".[8] Кабардинец Киляр Хаширов получил за своё восхождение приз 100 рублей серебром.
На следующий день Эммануэль приказал дать торжественный обед. Место базового лагеря отметили надписью, высеченной на большом валуне: "1829 года с 8 по 11 июля. Лагерь под командою генерала от кавалерии Емануеля"[11].
Из первых уст:
"23-го числа, чтобы отпраздновать счастливый успех экспедиции, главнокомандующий дал обед вождям Кабарды, Карачая, Оруспия и иным черкесским вождям…
Командующий воспользовался этой же оказией, чтобы вознаградить биев и узденей, которые нас сопровождали. Кучук Жанхот, предводитель Большой Кабарды, получил в качестве своего вознаграждения золотые часы, а уздени получили каждый по куску сукна для полного черкесского одеяния"[12].
Жан-Шарль де Беш. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Переднюю Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг. Париж, 1838 г.
21 июля экспедиция вернулась в Горячеводск. В рапорте № 174 от 22 июля Управляющему Главным штабом Его Императорского Величества, господину генералу от кавалерии генерал Адъютанту и кавалеру графу Чернышёву Эммануэль докладывал, что было открыто: "...как то: 1-е свинец, 2-е каменной уголь, 3-е точильный сланец, 4-е алебастр, 5-е мел и 6-е сосновый лес, весьма полезный для Минеральных вод…
10-го числа выступили все к предположенной цели; но после самых величайших усилий, достигнув выше половины Эльборуса, обратились назад; один только кабардинец по прозванию Хиляр успел достигнуть около 111/4 часов самую вершину сей горы, на которой водрузил палку с ним имевшуюся и обложив ее камнем спустился обратно, показав первый возможность быть на высочайшей из гор в Европе, почитавшейся по ныне вовсе неприступной. Принесенные сим Хиляром два камушка с самой вершины Эльборуса вашему сиятельству присем честь имею представить"[13].
По возвращении в Горячеводск по просьбе генерала Эммануэля на Луганском литейном заводе, являвшемся в тот период времени поставщиком оружия на Кавказскую линию, были отлиты чугунные плиты с памятной надписью, где указаны имена участников экспедиции и первовосходителя на Эльбрус[14].
Поручик Щербачев точно указывает фамилию, имя и национальность первовосходителя, остальные источники пишут – кабардинец Килар. Жан-Шарль де Беш подробно указывает, откуда родом Килар. Только у Ленца и Купфера Килар назван черкесом, но Адольф Яковлевич отождествлял кабардинцев с черкесами, а Ленц, скорее всего, не придавал значения различиям жителей Кавказа по национальностям.
Материалы экспедиции 1829 года рассматривались в солидном научном журнале СССР "Вестник Академии наук" № 7-8 в 1935 году. Однако со временем экспедиция ушла в забвение.
Аскер Хаширов
[1] Голицын Н. Б. Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля / соч. кн. Н. Б. Голицыным; [вступ. ст. и коммент. Г. Г. Лисицыной и В. М. Файбисовича]. - М.: Собрание, 2004. С. 229.
[2] Голицын Н. Б. Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля / соч. кн. Н. Б. Голицыным; [вступ. ст. и коммент. Г. Г. Лисицыной и В. М. Файбисовича]. - М.: Собрание, 2004. С. 254.
[3] Голицын Н. Б. Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля / соч. кн. Н. Б. Голицыным; [вступ. ст. и коммент. Г. Г. Лисицыной и В. М. Файбисовича]. - М.: Собрание, 2004. С. 241-245.
[4] Письмо графу Дибичу от генерала Эммануэля от 29 декабря 1828 года, РГВИА ВУА фонд 846, оп. 16, дело 1014, лист 6.
[5] Поездка в окрестные горы Эльбрус на Кавказ, предпринятая по повелению Его Императорского Величества в 1829 году. Отчет, составленный Императорской Академией Наук Санкт-Петербурга А. Купфером, членом сией Академии. С. 3-5
[6] Жан-Шарль де Беш. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Переднюю Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг. Париж, 1838 г., С. 91
[7] Некоторые считают, что это Щастливцев, другие – Щербатов. Прямых доказательств ни в пользу первого, ни в пользу второго нет.
[8] Газета "Тифлисские ведомости" № 34 от 23 августа 1829 года.
[9] Газета "С.-Петербургские ведомости" № 113 от 20 сентября 1829 года.
[10] Газета "Одесский вестник" № 79 от 2 октября 1829 года.
[11] Жан-Шарль де Беш. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Переднюю Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг. Париж, 1838 г., С. 97
[12] Жан-Шарль де Беш. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Переднюю Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг. Париж, 1838 г. С..106.
[13] Рапорт Управляющему Главным Штабом Его Императорского Величества, господину генералу от кавалерии генерал адъютанту и кавалеру графу Чернышеву от Командующего войсками на Кавказской линии и в Черномории генерала от кавалерии Эммануэля № 174 от 22 июля 1829 года, РГВИА ВУА фонд 846, оп. 16, дело 1014, Л. 37-38.
[14] Копии плит находятся в Пятигорском краеведческом музее и у входа в Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований академии РАН в г. Нальчике.