Алсиб. 2-й сезон

Алсиб, воздушный мост Аляска - Сибирь... Сегодня это название знакомо даже тем, кто далёк от изучения военной истории. В советское время история воздушной трассы была закрытой для изучения, вероятно, это было связано с соперничеством СССР и США в годы холодной войны. Постсоветские исследования носили в основном кабинетный характер. В итоге спустя почти 80 лет с даты открытия маршрута исторические аэродромы были не изучены, точные координаты мест крушения самолётов были неизвестны, а сохранившиеся в различных архивах документы разрознены и зачастую противоречивы.
Для изучения опыта строительства трассы, её историко-культурного наследия, а также с целью почтить память лётчиков, перегонявших самолёты в тяжелейших условиях и местных жителей, которые строили и обслуживали аэродромы, Русское географическое общество и Минобороны России организовали масштабную экспедицию по обследованию объектов воздушной трассы Алсиб.
Россия – самая протяженная в широтном направлении страна мира, при этом до начала Великой Отечественной войны авиационная транспортная инфраструктура в центральной части Сибири и на Дальнем Востоке была представлена в основном гидроаэродромами и посадочными площадками. На огромной территории от Красноярска до Берингова пролива существовало всего несколько полноценных сухопутных аэродромов.
В октябре 1941 года, после того как СССР и США стали союзниками, Государственный комитет обороны принял Постановление об организации и оборудовании воздушной линии Красноярск – Уэлькаль (впоследствии Алсиб). 1 августа 1942 года вышло Постановление ГКО о подготовке авиаэкипажей для перегонки самолетов из Аляски до Красноярска и из Красноярска до района Москвы. 7 октября 1942 года советские пилоты подняли в воздух первую партию самолётов в Фербенксе на Аляске, которая через 35 дней, пройдя около 6,5 тыс. км. по четырём климатическим зонам, приземлилась в Красноярске.
Воздушная трасса, по которой перегонялись поставляемые по ленд-лизу американские самолёты, была разбита на пять перегоночных участков. Первый, самый длинный и, наверное, самый сложный, начинался в городе Фербененкс на Аляске. Оттуда лётчики держали курс на восток — через Берингов пролив, над тундрой и холмами северного побережья Анадырского залива и заканчивали маршрут уже в советском Уэлькале. Второй этап маршрута проходил через Центральную Чукотку и Колымский хребет из Уэлькаля, через Марково в Сеймчан. Третий этап пролегал на больших высотах через Полюс холода Оймякон (Томтор) и Тёплый Ключ из Сеймчана в Якутск. Четвёртый — 1330 км по реке Лене от Якутска, через Олёкминск и Витим до Киренска. Заключительный отрезок Алсиба шёл от Киренска до Красноярска. Врочем, были и параллельные участки маршрутов, например из Марково через Омолон и Зырянку на Оймякон.
К концу войны по этому маршруту была создана разветвлённая сеть из 20 аэродромов, причем базовые аэродромы были построены уже в 1942 году — менее чем за год от начала строительства, вместо положенных по нормативам 3,5 лет. Строительство велось в самых суровых природно-климатических условиях. Это был настоящий трудовой подвиг: в наградных листах рабочих порой отмечалось перевыполнение трудовых норм на 200-500%.
Выяснено, что изыскания, проектирование и строительство аэродромов производилось практически одновременно, при этом применялся целый комплекс оригинальных инженерных решений: консервация вечной мерзлоты, создание деревянных каркасов взлетно-посадочной полосы, укладка металлического аэродромного покрытия. Строились полноценные логистические центры – с метеостанциями, ангарами, складами, мастерскими, столовыми, жилыми домами и подсобным хозяйством.
В рамках договора ленд-лиза за два с половиной года по трассе из США в СССР было перегнано порядка 8 тыс. боевых и транспортных самолётов. Потери техники составили всего около 1% — 81 борт. Но при этом в 44 катастрофах погибло 115 советских лётчиков. Причинами катастроф в основном были несовершенные средства навигации, чрезвычайно сложные метеообстановка и рельеф местности.
Во втором полевом сезоне экспедиции 2022 года был сделан акцент на поиск новых и вывоз ранее найденных объектов военно-технической истории, их изучение и подготовку к передаче артефактов в профильные музеи. Экспедиция была разбита на три этапа по регионам. Первый красноярский этап прошел с 8 по 30 июня, второй — в Чукотском автономном округе с 28 июня по 20 июля. Завершением полевого сезона 2022 года стало обследование воздушной трассы на участке Оймякон — Якутск — Витим — Киренск на территории Республики Саха (Якутии) и Иркутской области. Этап состоялся с 21 августа по 15 сентября.
- Обследовано 13 мест крушений самолётов
- Установлено 8 памятных знаков лётчикам, принимавшим участие в работе трассы
- Общий вес доставленных в Москву артефактов составил 21 тонну