Алсиб. 2-й сезон

Алсиб, воздушный мост Аляска - Сибирь... Сегодня это название знакомо даже тем, кто далёк от изучения военной истории. В советское время история воздушной трассы была закрытой для изучения, вероятно, это было связано с соперничеством СССР и США в годы холодной войны. Постсоветские исследования носили в основном кабинетный характер. В итоге спустя почти 80 лет с даты открытия маршрута исторические аэродромы были не изучены, точные координаты мест крушения самолётов были неизвестны, а сохранившиеся в различных архивах документы разрознены и зачастую противоречивы.

Для изучения опыта строительства трассы, её историко-культурного наследия, а также с целью почтить память лётчиков, перегонявших самолёты в тяжелейших условиях и местных жителей, которые строили и обслуживали аэродромы, Русское географическое общество и Минобороны России организовали масштабную экспедицию по обследованию объектов воздушной трассы Алсиб. 

История воздушной трассы Алсиб

Россия – самая протяженная в широтном направлении страна мира, при этом до начала Великой Отечественной войны авиационная транспортная инфраструктура в центральной части Сибири и на Дальнем Востоке была представлена в основном гидроаэродромами и посадочными площадками. На огромной территории от Красноярска до Берингова пролива существовало всего несколько полноценных сухопутных аэродромов.

В октябре 1941 года, после того как СССР и США стали союзниками, Государственный комитет обороны принял Постановление об организации и оборудовании воздушной линии Красноярск – Уэлькаль (впоследствии Алсиб). 1 августа 1942 года вышло Постановление ГКО о подготовке авиаэкипажей для перегонки самолетов из Аляски до Красноярска и из Красноярска до района Москвы. 7 октября 1942 года советские пилоты подняли в воздух первую партию самолётов в Фербенксе на Аляске, которая через 35 дней, пройдя около 6,5 тыс. км. по четырём климатическим зонам, приземлилась в Красноярске.

Воздушная трасса, по которой перегонялись поставляемые по ленд-лизу американские самолёты, была разбита на пять перегоночных участков. Первый, самый длинный и, наверное, самый сложный, начинался в городе Фербененкс на Аляске. Оттуда лётчики держали курс на восток — через Берингов пролив, над тундрой и холмами северного побережья Анадырского залива и заканчивали маршрут уже в советском Уэлькале. Второй этап маршрута проходил через Центральную Чукотку и Колымский хребет из Уэлькаля, через Марково в Сеймчан. Третий этап пролегал на больших высотах через Полюс холода Оймякон (Томтор) и Тёплый Ключ из Сеймчана в Якутск. Четвёртый — 1330 км по реке Лене от Якутска, через Олёкминск и Витим до Киренска. Заключительный отрезок Алсиба шёл от Киренска до Красноярска. Врочем, были и параллельные участки маршрутов, например из Марково через Омолон и Зырянку на Оймякон.

К концу войны по этому маршруту была создана разветвлённая сеть из 20 аэродромов, причем базовые аэродромы были построены уже в 1942 году — менее чем за год от начала строительства, вместо положенных по нормативам 3,5 лет. Строительство велось в самых суровых природно-климатических условиях. Это был настоящий трудовой подвиг: в наградных листах рабочих порой отмечалось перевыполнение трудовых норм на 200-500%.

Выяснено, что изыскания, проектирование и строительство аэродромов производилось практически одновременно, при этом применялся целый комплекс оригинальных инженерных решений: консервация вечной мерзлоты, создание деревянных каркасов взлетно-посадочной полосы, укладка металлического аэродромного покрытия. Строились полноценные логистические центры – с метеостанциями, ангарами, складами, мастерскими, столовыми, жилыми домами и подсобным хозяйством.

В рамках договора ленд-лиза за два с половиной года по трассе из США в СССР было перегнано порядка 8 тыс. боевых и транспортных самолётов. Потери техники составили всего около 1% — 81 борт. Но при этом в 44 катастрофах погибло 115 советских лётчиков. Причинами катастроф в основном были несовершенные средства навигации, чрезвычайно сложные метеообстановка и рельеф местности. 

Второй полевой сезон 2022 года

Во втором полевом сезоне экспедиции 2022 года был сделан акцент на поиск новых и вывоз ранее найденных объектов военно-технической истории, их изучение и подготовку к передаче артефактов в профильные музеи. Экспедиция была разбита на три этапа по регионам. Первый красноярский этап прошел с 8 по 30 июня, второй — в Чукотском автономном округе с 28 июня по 20 июля. Завершением полевого сезона 2022 года стало обследование воздушной трассы на участке Оймякон — Якутск — Витим — Киренск на территории Республики Саха (Якутии) и Иркутской области. Этап состоялся с 21 августа по 15 сентября. 

Скрыть описание маршрута
1
P-39 “Аэрокобра” лейтенанта А.Кольцова
Красноярский край, Емельяновский район, территория в 7 км севернее бывшей деревни Близневка
2
2
А-20 “Бостон” лейтенанта М.П.Ермолова
Красноярский край, Емельяновский район, территория ст.Зеледеево, на обочине дороги Бирюса-Ибрюль (Зеледеевская трасса) в 200м севернее путепровода Транссибирской магистрали
2
3
P-39 "Аэрокобра" старшего лейтенанта Г. Самарцева
В районе села Большой Балчуг Сухобузимского района, где 29 марта 1944 года потерпел крушение истребитель Р-39 "Аэрокобра" старшего лейтенанта Георгия Самарцева, командира звена 5-го перегоночного авиаполка.
2
4
С-47 “Дуглас” под командованием старшего лейтенанта Е.С.Спиридонова
Чукотский автономный округ, Провиденский район, район ручья Катастрофный
2
5
С-47 “Дуглас” старшего лейтенанта Е.Ф. Герасимова
Чукотский автономный округ, Иультинский район, район оз. Горное.
6
P-40 "Киттихок" младшего лейтенанта А.Е. Федоренко
Чукотский автономный округ, Иультинский район, верховья ручья Фетровый
7
С-47 "Дуглас" майора Ф.Л. Пономаренко
Чукотский автономный округ, Иультинский район, р. Быстрая
8
P-39 "Аэрокобра" старшего лейтенанта Франца Биоха
В 3 км на СЗ от с. Томтор, Оймяконский улус Якутии, центр 2-го Борогонского наслега Оймяконского улуса Республики Саха (Якутия)
9
P-40 "Киттихок" старшины Н.А. Дьякова
п. Теплый ключ Томпонского улуса Республики Саха (Якутия) на р. Тебердень
10
Остатки двух столкнувшихся P-39 майора П.Ф. Морозова и капитана И.А.Федотова
В 2,3 км на Ю от д. Садки — упразднённая деревня в Мамско-Чуйском районе Иркутской области
11
P-39 "Аэрокобра" старшего лейтенанта П.П. Горельцева
Село Ючюгей в Оймяконском улусе Республики Саха (Якутия) России
12
P-63 “Кингкобра” капитана В. Панкова
Район вышки Вакарево, в 58 км на СВ от с. Марково, Анадырский район, Чукотский автономный округ
13
A-20 “Бостон” капитана Д.Лобарева
В 25 км на ЮВ от пос. Киренск Иркутской области
Экспедиция в цифрах:
  • Обследовано 13 мест крушений самолётов
  • Установлено 8 памятных знаков лётчикам, принимавшим участие в работе трассы
  • Общий вес доставленных в Москву артефактов составил 21 тонну 
Материалы по экспедиции
Все
Новости
Статьи и репортажи
Экспедиции
06 мая 2024
Документальный фильм об Алсибе показали в Алматы
Участники экспедиции РГО встретились с потомком героя воздушной трассы
Подробнее
15 декабря 2023
Выставка РГО «Алсиб. Территория мужества» откроется в парке «Патриот»
Экспозиция будет работать в музейном комплексе «Дорога памяти» с 15 декабря
Подробнее
27 сентября 2023
«Сравнивал себя с камикадзе»: что нашла экспедиция РГО на трассе Алсиб в 2023 году
Подробнее
22 августа 2023
Восстановить память: специалисты РГО обследуют маршруты воздушной трассы «Аляска — Сибирь»
Подробнее
25 июля 2023
Алсиб. 3-й сезон
Подробнее
21 июля 2023
Правнучке героя Алсиба вручили памятный жетон из металла самолёта её прадеда
Подробнее
29 декабря 2022
Что нашли поисковики в ходе второго сезона экспедиции по исследованию трассы Алсиб
Подробнее
28 декабря 2022
Стань участником нового сезона экспедиции "Алсиб"
РГО принимает заявки до 1 марта 2023 года
Подробнее
Показать еще Загрузка