Вопрос существования еще неизвестных науке высокоорганизованных приматов довольно давно интересует человечество. Так называемого снежного человека искали в Гималаях и Тибете, в Северной Америке и Сибири, во многих труднодоступных горных и лесных регионах Земли. Несмотря на многочисленные легенды и поверья разных народов, ученым и энтузиастам гоминологии (неофициального свода информации об этом загадочном создании) так и не удалось добыть серьезных доказательств, указывающих на присутствие на планете таинственной переходной ступени от обезьяны к Homo sapiens. Тем временем природа продолжает подбрасывать нам новые загадки. Еще одну интригующую находку сделала на Приполярном Урале экспедиция, организованная при участии Русского географического общества.
О том, что нашли путешественники в глухой тайге, рассказал читателям нашего сайта руководитель Сысертского местного отделения РГО Владислав Дербышев.
Экспедиция на Приполярный Урал была организована и проведена в сентябре 2023 года Свердловским областным и Сысертским местным отделениями Русского географического общества вместе с туристической компанией «Дикий север». Она стала частью программы комплексного исследования восточного склона Народо-Итьинского кряжа, стартовавшего в 2019 году.
Участники проекта 16 сентября выехали из Екатеринбурга в город Нягань в Ханты-Мансийском автономном округе. На следующий день геолог Андрей Тараканов, историк-этнограф Владимир Анищенко и Владислав Дербышев высадились в верховьях реки Грубею, чтобы провести работы у горы Пирамида. Дальше планировался сплав на надувном катамаране до реки Тыкотлова, где в предгорьях предстояло поставить лагерь. Уже оттуда по окончании работ членов экспедиции должен был забрать вертолет.
В городе Нягань перед вылетом. Фото участников экспедиции
— Идея со сплавом была не самая хорошая. Верховья реки очень непредсказуемы, после засушливого лета она заметно обмелела. На спутниковых снимках было видно, что река во многих местах перекрыта завалами. Плыть на катамаране по такой реке — верх безумия, но иных вариантов не было, — рассказал Владислав Дербышев.
Экспедиционные работы шли по намеченному плану. Поднявшись вверх по ручью Варгашор, путешественники нашли красивейший водопад и интересную по форме скалу. С определенного ракурса она напоминала лицо индейца, словно страж возвышаясь над местным ландшафтом.
Скала Индеец. Фото участников экспедиции
— Перед нами открылось великолепное зрелище — горный водопад, который, возможно, не видел еще ни один человек. Красота, скрытая тайгой. Как будто сама природа бережно защищает свое богатство от постороннего присутствия, — поделился впечатлениями Дербышев.
Водопад оказался двухступенчатым. Высота до первой ступени — более 20 м. Вторая ступень — более 10 м. Описав объект, взяв геологические образцы и проведя замеры, исследователи отправились в обратный путь.
Вечером четвертого дня усилился ветер. Его порывы срывали палатки, у одной из них переломало все дуги, пришлось проводить ремонт подручными материалами. Утром пятого дня в горах выпал снег.
Безымянный водопад. Фото участников экспедиции
— Мы решили свернуть лагерь и сплавляться в предгорья, благо дожди наполнили реку. Вода стала прибывать прямо на глазах. Там, где еще полчаса назад была песчаная коса на противоположном берегу, теперь сплошной бурлящий поток. Риск проходить на катамаране по такой воде огромный. Существует большая вероятность напороться на камни или торчащие повсюду стволы деревьев. Однако выбора не было. Загрузив катамаран, мы отправились к слиянию рек Грубею и Тыкотлова. Это не прогулка по тихой воде, а довольно рискованный и сложный сплав по горной реке, где еще никто не сплавлялся. Мы первыми прошли этот путь, — отметил Дербышев.
Катамаран на отмели. Фото участников экспедиции
Через полтора километра на изгибе реки суденышко начало вертеть и закинуло под поваленные деревья. Владислава зажало между катамараном и стволом, бурный поток и полтонны груза могли с легкостью сломать ему ребра.
— С каждой секундой становилось тяжелее дышать. Еще немного — и ребра бы не выдержали такой нагрузки, но, благодаря слаженности и умелым действиям команды, удалось вытолкнуть катамаран из-под ствола. Обошлось без травм и повреждений самого катамарана. Еще через несколько сотен метров нас выкинуло на отмель. Отдышавшись и проанализировав ситуацию, мы вспомнили историю и принципы сплава барок по Чусовой, после чего привязали к краям катамарана увесистые камни. Они должны были служить тормозом и поворачивать судно в нужную сторону на стремнине. В дальнейшем этот опыт предков очень помог нам спокойно пройти опасные участки. Правда, пришлось изрядно повозиться на перекатах, где вода небольшая и катамаран нужно было тащить волоком, — рассказал Дербышев.
Изрядно вымотавшись, к вечеру пройдя всего лишь 5–6 км, путешественники причалили к косе и расположились на ночлег. Разбили временный лагерь, развели костер и, поужинав, отправились исследовать ближайшие окрестности. На сыром от дождей песке косы было множество звериных следов.
— В основном это были следы обычных обитателей данного района — лося и медведя. Среди них мы увидели не очень характерные для этих мест следы волка. Скорее всего, многочисленные летние пожары заставили хищников покинуть привычные места обитания и подняться выше в горы, — отметил Дербышев.
На реке Грубею. Фото участников экспедиции
Утром шестого дня экспедиция отправилась дальше по маршруту. Благодаря дождям река стала более полноводной, с каждым пройденным километром течение становилось спокойнее. Уже реже попадались стремнины, меньше стало отмелей на перекатах. В тот день с относительной легкостью прошли около 20 км. Выбрав удобную косу, пристали к берегу для отдыха. Вот здесь и была сделана первая удивительная находка.
— Буквально в нескольких десятках метров от нашего костра за кустами мы обнаружили нечто странное. На каменистой площадке стояло каменное сооружение, напоминающее то ли дольмен, то ли каменную печку для таежной баньки. Перед «входом» лежал камень, закрывающий полость сооружения. Печкой для баньки данное сооружение явно не служило — внутри нет остатков угля, костер там не разводили. Да и не могло здесь быть никого, кроме нас. Осмотрев тщательно местность вокруг загадочного сооружения, мы не нашли ни одного человеческого следа, хотя со всех сторон есть песчаные намывы, на которых любой проходящий оставил бы свой след. Звериных следов кругом было множество. Следы от выемки камней свежие, не замытые дождями, — значит, строили это сооружение не ранее чем месяц назад, и следы строителей должны были остаться. Но их не было, — рассказал Дербышев.
Странное сооружение из камней. Фото участников экспедиции
Путешественники расширили круг поисков и наткнулись на еще одну загадку. В нескольких десятках метров от странного сооружения вдоль леса шла четкая вереница следов. Они не принадлежали ни лосю, ни медведю, ни человеку. Чьи же это следы?
— Длина следа — около 50 см, след ровный, с четко видными пальцами. Медведь отпадает, так как нет отпечатков когтей. Для человека слишком большой размер даже в обуви. Лось, олень тоже исключаются. Один след попал на камень и имел характерные признаки скольжения, но и тут не было отпечатков когтей. По глубине следа можно предположить, что тот, кто их оставил, имеет большой вес — предположительно, 400–600 кг. Глубина следа, оставленного во мху, — примерно 5–7 см. Мы вставали рядом с этими следами, и мох, как губка, принимал прежнюю форму, когда убираешь ногу. Оставались только еле заметные очертания наших следов, — рассказал Владислав.
Странные следы. Фото участников экспедиции
Пройдя по следам дальше, участники экспедиции обнаружили многочисленные заломы молодых деревьев и сломанные ветки. На некоторых стволах были видны потертости, но опять же не было никаких отметин от когтей. Высота надломов на некоторых деревьях превышала 2,5 м — выше роста Дербышева с вытянутой вверх рукой.
— Вереница следов уходила в чащу леса. Тщательно все осмотрев и сфотографировав, мы отправились дальше, — добавил Дербышев.
След был очень крупным. Фото участников экспедиции
Вскоре путешественники достигли слияния рек Грубею и Тыкотлова. Выбрав подходящее место, они причалили на ночную стоянку. Вечер посвятили беседам.
— Владимир рассказал истории, связанные с этими местами. По сфере своей деятельности он много общается с местными народами — ханты и манси. Для них эта территория закрытая, они сюда не ходят. По верованиям местных народов, здесь живут духи и лесные люди — менквы. Для местных существование менквов так же естественно, как присутствие медведей в лесу. Каждый знает, что медведи живут в лесу, хотя далеко не каждый сталкивался с медведем в дикой природе. Главное правило для местных народов — не нарушать границы этой территории, — отметил Владислав.
Река Тыкотлова является священной рекой для местных народов. Сюда могут приходить только шаманы ради совершения своих обрядов, остальным вход запрещен, чтобы «не гневить менквов».
— Все случившееся наводило на размышления: что же мы нашли? Мы — люди науки, нам не присуща вера в сказки, но мысли сходились на реальности легенд местных народов. Перебирая множество вариантов объяснений для следов и необычного каменного сооружения, мы старались рассуждать прагматично, по-научному. Однако ни одно логическое заключение не подходило, — признался Дербышев.
Следы на речной косе. Фото участников экспедиции
Наутро путешественники, собрав палатки и погрузив вещи на катамаран, пошли осмотреть окрестности ночевки и тут же снова столкнулись с загадками. Все пространство вокруг лагеря было покрыто уже привычными следами лося и медведя, они буквально протоптали тропы в кустах вдоль берега реки.
— Но вновь обнаружились и неизвестные следы, аналогичные тем, что мы нашли накануне. Они оказались более старыми и не имели четких очертаний. Однако нас удивили не следы, а обычный камень, который кто-то вытащил из земли, поставил вертикально и для устойчивости подложил под него несколько более мелких валунов. Получился небольшой менгир. Грунт на месте, откуда подняли эти камни, был не замыт. Получается, что кто-то сделал все это не так давно — не более чем месяц или даже несколько дней назад, — рассказал Владислав.
Странный камень. Фото участников экспедиции
Вокруг следов также нашлось много надломанных веток и деревьев. Особенно интересной показалась сломанная молодая сосна. Повсюду в этом месте росли ели, кедры, лиственницы.
— А единственная сосна в округе оказалась сломана, словно кто-то посчитал это нарушением целостности общей картины, гармонии. На стволе сосны сохранились следы-потертости и не было царапин от когтей. Рядом с сосной лежал приметный пень, перевернутый вверх корнями. Его тоже можно назвать своеобразным опознавательным знаком, своего рода менгиром. По всей косе и тут были видны смещенные или передвинутые камни. Медведь переворачивает камни, когда ищет съедобные корешки или муравьев и личинок, но он никогда не кладет их на место. Здесь же было похоже, что камень поднимали, а затем клали на место или рядом с тем местом, где он лежал раньше, — словно оставляя кому-то какие-то знаки. При этом перевернутые камни были преимущественно темного цвета и располагались по прямой линии от менгира. Осмотрев все вокруг этой «дорожки», мы не увидели ни одного следа, — отметил Владислав Дербышев.
Сломанная сосна и пень. Фото участников экспедиции
К середине седьмого дня участники экспедиции добрались до места нижнего лагеря, где должны были ждать вертолет. Здесь, на излучине реки Тыкотлова, есть широкая и ровная песчаная коса, отлично подходящая для посадки. На другом берегу находится скала, которая напомнила путешественникам очертания фигуры мамонта.
— Погода позволяла, и я поднял дрон для осмотра окрестностей. За скалой Мамонт находилось озеро, чуть дальше, за горой, было второе. С дрона эти озера различались по цвету воды, словно живое и мертвое, — рассказал Дербышев.
У скалы Мамонт. Фото участников экспедиции
При изучении скалы Мамонт участники экспедиции обнаружили выходы известняковых пород с включениями окаменелых останков морских организмов. А неподалеку от стоянки их ожидала еще одна необычная находка.
Окаменелые морские организмы в известняковой породе. Фото участников экспедиции
— Устанавливая фотоловушку на стволе ели, на подтеках смолы я увидел многочисленные прилипшие волоски меха. Они имели рыжеватый оттенок, а по толщине не могли принадлежать ни лосю, ни медведю. На мех белки, куницы или росомахи они тоже не походили. Собрав немного волос с дерева, я пошел поделиться находкой со своими товарищами. Тщательно осмотрев ствол уже вместе, мы увидели, что с одной стороны шерсть прилипла практически по всей длине ствола. Ветки дерева с одной стороны ствола сломаны и брошены рядом на землю. Ветки довольно толстые, сломаны у самого основания, человеку такую ветку не одолеть без топора, но следов применения инструмента не было. Под деревом четко видны следы. Создалось ощущение, что кто-то специально сломал эти ветви до высоты более 2,5 м, дождался, когда смола образует подтеки по всей высоте до земли, потом начал чесаться о дерево, как это делают медведи, топчась на одном месте, — объяснил Владислав.
Странный мех на смоле. Фото участников экспедиции
Обойдя полянку, путешественники, как и на прошлых стоянках, обнаружили множество неизвестных следов, сломанные и надломленные деревца и ветки. В зарослях кустарника и под некоторыми деревьями дерн был весь перерыт, словно граблями прошлись. При этом камни, которые там лежали, оказались не задеты.
— Обнаружили еще одно подобное дерево со следами почесов и вытоптанностей, но это была уже не ель, а лиственница. На ней примерно на такой же высоте точно так же сломаны ветви, но меньше смолы и участков с мехом, — рассказал Владислав.
На краю поляны нашли размытую дождями кучку экскрементов, преимущественно состоящую из шелухи кедровых орехов. В глубину леса шла вереница следов, в некоторых местах переходящая в хорошо вытоптанную тропинку. Осмотр следов показал, что это не следы медведя или лося.
— Мы собрали весь материал, какой только смогли, срезав аккуратно кору с дерева с прилипшей к смоле шерстью, спилили обломки веток с клочками волос, взяли образцы экскрементов. Мы не беремся точно говорить, с чем мы столкнулись в нашей экспедиции. Пролить свет на эту загадку способны собранные нами образцы биоматериала. Все они будут переданы в лабораторию для исследований, а нам остается ждать результатов, — добавил Владислав Дербышев.
Собранные образцы биоматериала. Фото участников экспедиции
На следующий день экспедицию забрал вертолет. В Нягань путешественники прилетели уже поздним вечером, а утром отправились в Екатеринбург. Ответов на вопросы, которые поставил перед учеными Народо-Итьинский кряж, пока нет, но исследования будут продолжены.
Народо-Итьинский кряж. Фото участников экспедиции
— Любая легенда рождается не на пустом месте, а рассказывает о вполне реальных событиях, героях, явлениях, пусть и приукрашенных, существенно измененных. В знаменитых сказах Бажова, к примеру, можно проследить отголоски народных преданий, историческую память народов, населяющих древний Урал, — уверен Владислав Дербышев.
Какие еще загадки готовит людям Приполярный Урал? Фото участников экспедиции
Александр Жирнов