30 сентября — последний день приёма работ на конкурс "Лучший гид России". Случайно или нет, но значительная часть победителей нашего конкурса (например, Анастасия Мащенко) прислали свои видеоролики, когда до завершения приёма работ оставались считаные часы. С заключительными напутствиями потенциальным лауреатам — Ольга Яковина, известный журналист, главный тревел-эксперт журнала National Geographic Traveler, ведущая программы "Вояж" на "Радио 7 на семи холмах".
— Ольга, можно ли сказать, что тревел-журналистика — это профессия мечты для вас?
— Это самая прекрасная работа на свете! Если вы имеете возможность путешествовать и вам за это платят — что может быть лучше для человека, больного путешествиями вроде меня? Чем хороша тревел-журналистика — ты не можешь не испытывать эмоций по поводу того, о чём пишешь. Писать про то, что ты любишь, как минимум приятно. Считаю, что мне повезло. Наверное, в прошлой жизни я сделала что-то хорошее…
— А минусы у вашей профессии есть?
— Ты никогда не отдыхаешь. Даже в отпуске фиксируешь — что бы я про это место написала? Работник уже не выключается в голове. Бывает, место не вдохновляет, а надо написать 10 страниц текста.
— И что тогда?
— Тогда — ищи. Всегда есть за что зацепиться — нечто необыкновенное, любопытное. В этом и есть профессионализм тревел-журналиста.

Ольга Яковина. Фото: https://www.instagram.com/yakovina
— Наверное, легко делать материалы о месте, насыщенном достопримечательностями. А как поступить, когда их нет?
— Помимо статей и фотографий я делаю ещё и аудиогиды. В том числе для путешествий на автомобиле или на электричке. Бывает, что на пути между интересными местами попадаются довольно длительные отрезки, где ничего нет — ни памятников, ни интересных зданий. Что рассказывать? Но нельзя своего слушателя оставить на два часа ни с чем. И я начинаю искать истории, связанные с этими "пустыми" местами. Это сложно, но ужасно интересно. Потому что ты чувствуешь себя каким-то Шерлоком Холмсом.
— Ищете ниточку, за которую можно потянуть, чтобы…
— …чтобы вытащить нечто любопытное. Например, однажды я делала аудиогид о путешествии по Вологодской области на автомобиле. И мне попался именно такой участок пути, где не было ничего интересного. И я стала искать.
Там есть речка Суда и место под названием Кадуй, в нём — гидростанция. Она была построена в 60-е годы, тогда же при ней возник рыбный завод. В тёплой воде, которая получалась от охлаждения гидротурбин, стали разводить карпов. Но кому нужны экспериментальные карпы, если их и так можно поймать в любой местной речке? В 90-е годы этот заводик начал хиреть и по взаимозачёту достался какому-то бизнесмену. Тот решил, прежде чем перепродать рыбзавод, "покурить матчасть" — посмотреть, что с ним можно сделать.

Река Суда. Фото: Ирина Попова, участница фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"
— А что с ним можно сделать?
— Этот человек вычитал где-то, что можно в такой воде разводить не карпов, а осетров. Дай-ка, думает, попробую. И ровно в тот момент, когда он начал свои эксперименты, вышло постановление, запрещающее отлов дикого осетра и добычу чёрной икры. И весь рынок этого продукта скукожился. А у мужика оказался в руках завод по производству осетров.
— И чем закончилась история?
— Представьте себе, сегодня Вологодская область — регион номер один в России по производству чёрной икры. 20 тонн в год! Не Каспий, не Астрахань! Именно икра из Вологодской области стоит в Кремле на приёмах, именно она летит в космос в качестве продукта питания для космонавтов. Самое большое число сортов осетра: золотой, альбинос — каких только нет. И всё это производится на маленькой речке между двумя скучными с туристической точки зрения посёлками. Эта история стала главной в моём аудиогиде и, думаю, многих заинтриговала как возможная цель для путешествий в Вологодскую область. Интересно, что на самой Вологодчине мало кто видит в этом достопримечательность: "Ну да, есть рыбзавод, давно работает…"
— Вы приезжаете в новое для себя место. С чего начинаете?
— Есть некие схемы, которых я придерживаюсь. Например, чтобы понять город, мне обязательно нужно по нему пройти. Одной, без гида, не с толпой. Просто пошляться без какой-то программы — куда несут ноги. Мне важно посмотреть и понять, "про что" этот город. Как он живёт. Как двигаются эти улицы, как стоят дома, как меняется свет, как разговаривают люди, чем пахнет город. Мне нужно часа два вот так походить, чтобы я начала его чувствовать, вступила с новым местом в какой-то диалог.

Кирилло-Белозерский монастырь. Фото: Сергей Шандин, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"
— На машине объехать не получится?
— Нет, это совсем не то.
— И важно именно одиночество?
— Иногда полезно взять с собой на прогулку просто местного человека, не гида. Я прошу показывать мне не столько официальные достопримечательности, сколько места силы этого города. Где народ тусуется, куда молодёжь ходит целоваться, где назначают свидания, где здесь лучшие плюшки, у какой бабушки на рынке надо покупать рыбу. Если у тебя грустное настроение, куда ты пойдёшь? А если весёлое? А если друг приехал издалека — что ты ему покажешь? Мне важно увидеть город глазами человека, который здесь живёт.
— Итак, вы составили впечатление о городе. Что дальше?
— Обязательно каждый вечер, где бы я ни была и в каком бы состоянии ни находилась, сажусь и записываю, что увидела и услышала за день. Не обязательно связный текст. Заметки, сценки, свои эмоции, фразочки. Всё, что помню. Про достопримечательности ты потом всегда нагуглишь, а вот эти картинки могут забыться. Но именно они и создают атмосферу места.
— На что ваша аудитория лучше всего реагирует?
— Сейчас публику больше всего, конечно же, интересуют путешествия по России. Любые практические советы очень востребованы. Велика наша страна, но информации у людей нет. Специфика путешествий по России такова, что, чтобы классно провести время в каком-то городе, нужно знать, куда идти, когда свернуть, где поесть, с кем пообщаться. Если ты приезжаешь неподготовленным — это лотерея: может, тебе повезёт, а может, уедешь разочарованным. Потому что наши города пока ещё не настолько дружелюбны к гостям, как в Европе. Там ты приезжаешь в любую дыру, но скорее всего найдёшь и уютные улочки, и милые заведения, и местных жителей, которые тебе с удовольствием что-то подскажут. А если ты приезжаешь, скажем, в город Торжок, нужно знать, условно, где съесть пожарскую котлету. В противном случае: "Господи, а что все в восторге от этого Торжка? Здесь же всё облупленное!" А просто нужно знать, что на такой-то улице будет чудесное кафе "Доля ангелов", где всё так, как будто ты не в Торжке находишься, а где-нибудь во Флоренции.

Улица Торжка. Фото: Ирина Ларина, участница фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"
— Помимо классических журнальных статей вы пишете о путешествиях в своем Instagram*. Это совершенно другой жанр, но тоже востребованный, судя по всему…
— Да, это маленькие путевые заметки. Там нет каких-то суперсоветов. Но зато Instagram* даёт возможность оперативно и лаконично рассказать о новом интересном месте. Когда я была на Алтае, открыла для себя Телецкий горнолыжный курорт. Он появился несколько лет назад. О нём пока мало кто знает. Я сделал пост, и неимоверное число людей поставило его себе в закладки. В России мало мест, где можно покататься на горных лыжах или бордах, и все, кто увлечён этим, сразу берут новое место на карандаш. А бывает, что место давно всем известное, но ты вдруг открываешь людям город с новой стороны. И тебе пишут: "Блин, а я ведь никогда не думал про Новосибирск с туристической точки зрения, спасибо!"
— А что вызывает самый большой отклик у вашей аудитрии?
— У всех сейчас большой аппетит к гастрономическим путешествиям. Где поесть, что попробовать, интересные ресторанчики. В России это направление туризма переживает расцвет.
— Вы сказали, что не жалуете профессиональных гидов, почему? И что вы посоветуете участникам нашего конкурса?
— Не то чтобы я не жалую… Но есть стереотипы в профессии, которые раздражают. Например, попадаются иной раз очень серьёзные товарищи "при исполнении". Ты с ними пытаешься шутить, а они — нет, идут по своему заученному тексту: "Посмотрите налево, посмотрите направо, вот здесь архитектурный ансамбль…" Не нужен мне твой архитектурный ансабль, я могу взять путеводитель и об этом прочитать. Мне интересно, почему здесь, например, черепица зелёная.
Очень важны эмоции. Сухие факты никому не интересны. Чем больше эмоций, которые заставляют сопереживать, тем лучше. Рассказывайте истории. Не пытайтесь сыпать фактами. Иначе слушатель через две минуты просто отключится и вообще ничего не запомнит…
Ошибка гида — не слышать свою аудиторию. В резиденции Дела Мороза в Великом Устюге приходят взрослые на экскурсию, а с ними по инерции разговаривают как с маленькими: "А давайте теперь бросать шишки". Или наоборот, люди приходят на экскурсию с детьми, а им читают лекцию: "В одна тысяча восемьсот двенадцатом году…" Нет, ребёнку надо что-то другое. Квест, например. Или: "А давай посчитаем, сколько кошечек на этой картине". Не умеют некоторые гиды перестраиваться, им кажется, что это ниже их достоинства. "Я пушкинист в пятом поколении, какие кошечки!" Если хочешь, чтобы человек по возвращении говорил: "О, Пушкинские горы, это супер!", тогда нужно где-то кошечек считать, а где-то и байки травить.
Мария Коваленко
Айвар Валеев